Ирина Курышова
Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Путешествие в осенний лес"
Цель: Формирование элементарных экологических представлений
Задачи:
1. Уточнять и расширять знания детей о признаках осени, о сезонных изменениях в природе.
2. Создать у детей представление об осеннем лесе.
3. Закрепить название деревьев и уметь соотносить лист с деревом.
4. Научить различать съедобные и несъедобные грибы; составить правила сбора грибов.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
5. Продолжать знакомство с обрывной мозаикой; учить работать с природным материалом, комбинируя его с бумагой.
6. Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа: Беседы о лесе, об осени; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок об осени; рассматривание иллюстраций на тему "Осень"; дидактические игры; рисование листьев; рассматривание картинок про осень; решение проблемных ситуаций по экологическому воспитанию и безопасности в природе.
Материал и оборудование: запись пения птиц, листья различных деревьев, грибы мухомор, лисички, кисточка, салфетка, клеенка клей цветной картон, бумага белая, листочки, карандаш черный, костюм осени. Презентация «Лес, деревья, правила поведения в лесу»; макеты деревьев.
Ход НОД:
Воспитатель в костюме осени предлагает детям пройти на ковер
Осень : Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам предлагаю послушать
загадку, и вы поймёте о чём пойдёт речь.
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далёкий птицы улетели
Если небо хмурое
Если дождик льётся
Это время года (осенью) зовётся.
А почему вы так решили, что это время года осень? А может быть лето?
(Ответы детей)
Осень : Здравствуйте, ребята. Вы догадались кто я? (Да)Правильно, ребята, я - Осень. Ребята, я хочу пригласить вас в необычное путешествие, а куда - отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём! (лес)
Осень : Молодцы, правильно отгадали. Мы отправимся путешествовать по моему осеннему лесу. Но прежде чем мы отправимся в лес, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу.
Дети вспоминают правила поведения в лесу.
• В лесу нельзя шуметь, так как звери могут убежать.
• Не повреждать кору деревьев, так как они погибнуть.
• Нельзя мусорить в лесу, оставлять после себя беспорядок, потому что лес, превратиться в свалку и звери разбегутся.
• Нельзя разводить огонь, так как костёр может разгореться и погибнет всё живое.
Осень : Правила поведения в лесу мы вспомнили, поэтому мы смело отправляемся в путь. А путешествовать мы с вами будем, на чём бы нам отправиться в путешествовать (задумалась).Я придумала – на волшебном ковре, ложитесь на ковёр закрывайте глаза, а я в это время произнесу волшебные слова.
"Листик, листик ты лети
В лес осенний нас веди"
Открывайте глаза, вот мы и в осеннем лесу, на лесной полянке. Какая красота. (Осень подбрасывает разноцветные листочки) Что же это?
Дети: Это листья деревьев.
Осень : Какие они по цвету?
Дети: желтые, красные, оранжевые.
Осень : Как одним словом сказать?
Дети: Разноцветные
Осень : А вы знаете, почему листья становятся разноцветными. (Ответы детей).Я хочу открыть вам один секрет. В листьях и летом и осенью есть разные краски - и зеленые, и жёлтые, и красные. Самый сильный цвет - зеленый. Зелёный цвет листьям придает особое вещество"хлорофилл". Хлорофилл очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много и поэтому, листья зелёные. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше. Листья постепенно желтеют, вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много желтых и красных.
Ребята как называется вещество, которое придает листьям зелёный цвет? (хоровые и индивидуальные ответы).
Ребята, устали? Хотите поиграть (Ответы детей)
Игра «С какого дерева листок».
Воспитатель предлагает детям подобрать листья для каждого дерева.
Дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья».Осень, предлагает определить с какого дерева один из образцов листа, затем дети находят корзину с аналогичными листьями и «оживляют» соответствующее дерево.
Осень : Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!
Ребята посмотрите и скажите, что изображено (деревья)Какие?
Дети: Береза, дуб, ель, рябина, сосна, кедр.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? Как мы их узнаем? (деревья мы узнаем по стволу, по листьям).
Осень загадывает загадки о деревьях.
Зелена, а не луг.
Бела, а не снег.
Кудрява, а без волос.
Что это за дерево? (ответы детей). Правильно, это берёза. Найдите берёзу в нашем лесу и расскажите, что вы знаете про нее (Дети описывают берёзу).
Вспомните, какой листок у берёзы, по форме?
(Дети берут листочки березы и прикрепляют к дереву береза).
Найдите в лесу дуб. Что вы можете рассказать про него?
(Аналогично как с березой)
Осень : Что же такое лес (Это множество деревьев, растущих на большой территории).
Как называется участок леса, где растут берёзы (Берёзовая роща).
Я предлагаю вам поиграть в игру "Какое дерево лишнее"
Детям предлагаются картинки с изображением деревьев
Посмотрите внимательно на все эти деревья и скажите, какое лишнее (Сосна берёза, дуб).
Дети: Лишнее дерево сосна, потому что у сосны вместо листьев - иголки.
Осень : Но мы сосну убирать не будем, так как мы путешествуем в каком лесу (Смешанном). Давайте с вами немного отдохнем и поиграем с листьями.
Физминутка:
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо, влево)
Будто опять закружится хотят (поднимаются и кружатся).
Осень : Спасибо, ребята, вы меня очень порадовали, как много вы знаете про деревья леса. А что еще растет в лесу?
Дети: В лесу растут кустарники, ягоды, грибы, цветы.
Осень находит под деревцем грибок.
Ой, ребята, идите скорее ко мне, я что - то нашла (загадывает загадку).
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел
Красну шапочку нашел.
Что это (гриб)
Осень : Правильно, ребята, это гриб. Скажите мне, кто знает, на какие группы делятся грибы (Съедобные, несъедобные)
Какие съедобные грибы вы знаете (ответы детей)Совершенно верно! Давайте посмотрим как они выглядят (показ плаката).Почему подосиновик, мухомор так
называются? Очень важно знать и то, что многие съедобные грибы имеют
ядовитых двойников. Поэтому существуют очень важные правила сбора грибов: не знакомые грибы, не брать и не трогать руками!
Какие ядовитые грибы вы знаете (мухомор, бледная поганка и т. д.)
Эти грибы настолько ядовиты, что могут вызвать смерть человека. Самый ядовитый из грибов - бледная поганка.
Сейчас мы будем собирать съедобные грибы в лукошко, не съедобные - оставлять в лесу. Я буду загадывать загадки, а отгадки вы положите в лукошко. Игра называется "Собери грибы в лукошко".
- Растут в лесу сестрички, рыжие (лисички)
- Лисички, какие съедобные или несъедобные (съедобные)
- Гриб оставим в лесу или положим в лукошко. (положим в лукошко)
На бору, на яру
Стоит мужичок?
Красный колпачок. (мухомор)
Осень : Молодцы, правильно собрали грибы, вы настоящие грибники. Как же нужно собирать грибы (грибы нужно срезать ножом).Нужно гриб раскачать, затем раскрутить и аккуратно выдернуть, чтобы в земле остался корень - грибница. А нужно ли собирать незнакомые грибы? (ответы детей).Тогда я их растопчу? Правильно я сделаю (нет, так как они служат кормом для зверей и украшения леса).
Осень : Правильно! Молодцы! Конечно же, нужно помнить и заботиться о жителях леса. На этом наше путешествие по осеннему лесу заканчивается. Понравилось ли оно вам? (ответы детей). Нам пора возвращаться в детский сад. Ложитесь на ковёр, закрывайте глаза. (Звучит музыка).
Осень : Ребята, мы возвратились в детский сад в группу.
- Где же вы сегодня были? Что вы там видели? Что нового узнали (Ответы детей).
Осень : Для того чтобы запомнить наше путешествие в осенний лес, мы сделаем композицию - аппликацию. "Берёзовая роща". Для того чтобы начать, давайте вспомним строение берёзки. (ответы детей). Ствол будем делать из большого бумажного прямоугольника, обрываем его с обеих сторон, придавая форму треугольника. Также поступаем и с обрывным прямоугольником - меньшей длины - это ветки (показ прием обрывания).
(Дети моделируют ствол, ветки, и наклеивают на цветную основу).
Осень : А теперь приклеиваем листочки к березке к веткам.
(Дети рисуют черточки черным карандашом)
Осень : Вот наши берёзки готовы, посмотрите, ребята, какие они красивые, совсем как настоящие. Спасибо за ваши знания. Мне было с вами очень интересно. А теперь пора прощаться. Приходите еще в гости. До свидания.
Дети: До свидания.