Равида Магомедова
Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развивать речь детей посредством приобщения к книжной культуре.
Образовательные задачи.
Обогатить и расширить представления детей о быте древних славян. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседни-ками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Развивающие задачи.
Развивать творческое воображение и память детей.
Публикация «Тема: „Путешествие в сказку „Гуси-лебеди““,» размещена в разделах
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы. Закрепить умения отгадывать и загадывать загадки, умение ориентироваться в пространстве,
Расширять словарный запас детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.
Формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости.
Воспитывать умения видеть и понимать, сопереживать и сочувствовать.
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Материал и оборудование.
Имитация древней избы: изображение русской печи, посуда, ухват, прялка с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы, дрова, Мучные изделия (баранки, пирожки, лапти, игрушки из соломы, глины, дерева, ткани, нитки. Сушеные травы (малина, подорожник, тысячелистник, вёдра, столы, лавка.
Словарная работа: предки, славяне, слава, печь, закуток, изба, прялка с веретеном, пряжа, спицы, пяльцы, лапти.
Ход ООД
На пороге «избы» детей встречает педагог в русском народном костюме. Дети здороваются с педагогом – хозяйкой.
В. «Милости прошу, гости дорогие, проходите, пожалуйста».
- Давайте поприветствуем гостей.
Д. «Здравствуйте дорогие гости».
В. Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня в гостях у наших предков. В давние времена, как и сейчас гостям всегда были рады. Верили, что с гостем в дом приходит счастливая доля.
- Ребята, а кто такие предки?
Д. Это люди, которые жили много – много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
В. Эти предки называли себя нартами, славянами. От нартов ведет начало кавказские народы: кабардинцы, балкарцы, осетины, черкесы, адыгейцы. От славян ведёт начало русский народ.
В. - Сегодня мы будем говорить о славянах. На какое слово похоже слово славяне? (слава).
А значит, что славяне, – это какой народ? (славный, добрый).
Педагог – хозяйка приглашает детей в «избу» : «Проходите в избу, гости дорогие, милости просим».
Дети проходят поближе к печи.
В. Ребята, в «избе» одна комната, и большую часть её занимает печь.
«Без печи изба – не изба» - говорили в старину. Она и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать.
- Посмотрите, что вы видите? (лапти, куклы из соломы, венки из сушеных трав, посуда и т. д.)
В. Ребята, в моей избе есть уютный уголок, может, кто нибудь знает, как он называется? (закуток)
- Чем здесь занимается хозяйка? (рукоделием)
- Что вы здесь видите? (прялку с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы для вышивания).
В. Холодными зимними вечерами дети забирались на печь, а взрослые рассказывали им сказки.
В. - В каких сказках упоминается печь?
Д. «По щучьему велению», «Гуси лебеди», «Сказка про волшебную печку», Сказка про большую печку», «Жихарка», «Колобок», «Сказка про Бабу Ягу», «Колосок»; «Волки и семеро козлят», «Двенадцать месяцев».
В. Мы с вами на других занятиях говорили о черкесском народе и о его народных сказках. А сегодня побываем в русских народных сказках.
В. Ребята, а вы знаете, почему они называются русскими, кабардинскими, балкарскими, осетинскими народными сказками.
Д. В давние времена все народы сами придумывали сказки, кто - то начинал, а другие дополняли, досказывали сказки. Весь народ по частям сочинял, поэтому назвали их народными сказками.
В. Давайте, поиграем, повертелись, покружились и в сказке мы очутились.
- Я начну рассказывать русскую народную сказку, а вы слушайте.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
В: Ребята, вы знаете эту сказку, как она называется?
Дети: Да, знаем – это русская народная сказка «Гуси-лебеди».
В. Слышите, кто-то плачет? Посмотрите, а кто эта девочка?
Почему ты плачешь?
Маша: Я потеряла своего братца. Не знаю, что мне делать, куда идти?
Воспитатель:
Поможем Машеньке, ребята,
Братца ей вернуть обратно?
Нам нужно Иванушку срочно найти,
Но ждут преграды на нашем пути.
В: А как мы можем помочь Маше?
Дети:
1. Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.
2. Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.
3. Может кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.
В: - Тогда отправляемся в путь.
Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
(на полу три полоски дорог – дорога, которая в середине, усыпана гусиными перьями)
В. Догадайтесь, над какой дорогой пролетели гуси-лебеди?
- Куда идти Маше?
Дети: Гуси пролетели над дорогой, которая находится в центре.
В: Почему вы так решили?
Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.
В- Ребята, как вы думаете, что нам встретится далее на пути?
Дети: Мы думаем, что нам встретится печка.
Маша:
-Печка - голубушка, скажи нам,
Куда Гуси улетели?
Куда Ваню унести посмели?
Реб – к: Печка
- Я вам, дети, помогу
И дорогу укажу.
Но и вы мне помогите -
Украсьте мои волшебные пирожки, тогда скажу.
В: - Присаживайтесь за столы. (Раскрасить пирожки гуашью)
Звучит музыка.
Складывают свои работы на поднос и демонстрируют их печке.
Д. : Посмотри печка. Мы все уже сделали.
Печка (ребенок) :
Молодцы, вы очень хорошо выполнили задание!
Вам надо идти прямо. Воооон туда гуси – лебеди полетели (показывает)
В: Что повстречала Маша дальше на своём пути?
Дети: Маша встретила яблоню.
Маша:
Яблонька – душенька,
Будь нам подруженькой,
Скажи, куда гуси полетели?
Куда Ваню унести посмели?
Яблоня- ребенок: Отгадайте мою загадку, снимите мои яблоки с веток и составьте ответ из букв.
Вот моя загадка:
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится
Назад не поворотится.
Дети выставляют слово «Речка» (На дереве висят яблоки, на них написаны обратной стороны буквы, ставят буквы на доску и получается слово «речка»)
Яблоня - ребенок: Правильно вы угадали, идите вооон туда к речке она скажет.
В: Вы ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.
- Ну что продолжим искать Иванушку?
- А что дальше встретилось на Машином пути?
Дети: это - речка.
В: - Давайте спросим у неё, куда гуси-лебеди полетели?
Все вместе:
- Речка, речка, скажи, пожалуйста,
Куда гуси-лебеди полетели?
Куда Ваню унести посмели?
Речка: - Я рада вам помочь, но сначала поиграйте со мной, скажите, какие кисели бывают?
В: - Давайте поиграем. Я буду называть ягоды, а вы скажите, каким бывает кисель.
Клубника – клубничная
Малина – малиновая
Земляника – земляничная
Ежевика - ежевичная
Брусника – брусничная
Клюква – клюквенная
Морошка – морошковая
Барбарис - барбарисовая
Виноград - виноградная
Вишня - вишневая
Кизил – кизиловое
Смородина - смородиновое
Облепиха - облепиховое
Рябина - рябиновое
Речка: Спасибо ребята, вы мне очень помогли, гуси лебеди вооон туда полетели (показывает)
Звук птичьей стаи (гусиной).
Маша: Слышу звуки, вот они летят. Побежали за ними.
Стая гусей-лебедей вывела нас на опушку леса, там стоит избушка на курьей ножке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга живет. Ну вот, наконец-то мы и добрались до моего братца Иванушки.
Баба-Яга: - Я о вас, детишки, знаю много, а вы знаете что-нибудь обо мне?
Дети: - Да, знаем.
В: - Давайте Бабе-Яге расскажем, что мы о ней знаем.
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-Яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Баба-Яга: (ребенок) Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны отгадать мои мудрёные загадки. Ребята вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да! Нам нравится отгадывать загадки.
Загадки:
2 реб. :
- Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет. Сказал это Волк и побежал и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке. («Красная шапочка» - Ш. Перро)
3 реб. :
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд… («Сказка о царе Солтане» А. С. Пушкин)
4 реб. :
Там, в тесной каморке под крышей, сидела за прялкой какая – то старушка и преспокойно пряла пряжу. Как это не странно, она ни от кого ни слова не слыхала о королевском запрете. («Спящая красавица» Ш. Перро)
5 реб. :
Я всю ночь не сомкнула глаз, Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чем – то твердом, и теперь у меня все тело в синяках! Это просто ужас! Тут все поняли, что это настоящая принцесса. «Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсон)
В. Какие вы молодцы, Баба Яга довольна вами. А теперь давайте расскажем пословицы о сказках.
- Кому красное словцо, кому присказку.
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Не жизнь, а сказка.
- Не красны сказки письмом, красны смыслом.
- Ни в сказке сказать, ни пером описать.
- Сказывали и мы сказки.
- Не всякая водица для питья годиться, не всякая сказка людям указка.
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- В сказках всё есть, да в руках ничего нет.
- Быль за сказкой не угонится.
Баба-Яга: - Вот это вы всё знаете!
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием Бабы- Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.
Воспитатель: Ребята, хорошо поступила Баба-Яга, справедливо?
Дети: Да, обещания нужно выполнять, а если не уверен, что обещанное не сможешь выполнить, то лучше не обещать.
Маша: - Ребята, спасибо вам большое, я благодарна вам за помощь.
Воспитатель: - Так как Машеньке пора домой к родителям, мы её отпустим, и скажем ей «До свидания!»
Рефлексия:
- Как вы считаете, мы помогли Маше?
- Тяжело было Маше помогать?
- Ребята, что было самым интересным? Весёлым?
- А какое было самым лёгким?
- Какое задание вам показалось самым сложным?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: - Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
В. - Я вас всех благодарю за активное участие.
- А теперь каждый из вас - похвалите себя, скажите я – Молодец! (дети гладят себя по голове).
Дети получают угощение. Пирожки и кисель. Прощаются и уходят.