МААМ-картинки

«Развитие связной монологической речи детей посредством придумывания небылиц и загадок»

татьяна ларина
«Развитие связной монологической речи детей посредством придумывания небылиц и загадок»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству). Креативность личности проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями, выражением личного отношения к фактам и событиям. По мнению учёных, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого – либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом. Поэтому взрослым следует заботиться о развитии связной монологической речи ребёнка с учётом свойств его личности.

Публикация «„Развитие связной монологической речи детей посредством придумывания небылиц и загадок“» размещена в разделах

Формирование проблемы.

В старшей группе при анализе педагогической деятельности по развитию речи детей было выявлено отставание в задаче – развитие связной монологической речи. Поэтому было принято решение в подготовительной группе продолжить эту работу методом проекта. Дети старшего дошкольного возраста любят фантазировать. Мы решили, что будем развивать связную монологическую речь через придумывание небылиц и загадок.

Цель.

Обучение детей связной монологической речи через придумывание небылиц и загадок.

Задачи.

1. Обучение построения собственной модели во время составления описательных загадок, придумывания небылиц; использования разнообразных средств внутритекстовой связи.

2. Расширение словаря детей с помощью средств лексической связи.

3. Совершенствование умение конструировать разные типы предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.

4. Обучение выразительному интонированию и чёткой артикуляции.

Анализ знаний детей по данной проблеме.

Вопросы по данной теме:

1. Что такое загадка?

2. Что такое небылица?

3. Чем отличается загадка от небылицы?

4. Задание придумать загадку на тему предложенную воспитателем.

5. Задание придумать небылицу на тему предложенную воспитателем.

Развивающая среда

1. Подбор детской литературы.

Сказки: «Лиса и козёл», «Колосок», «Хитрая лиса», «Лисичка –

сестричка и серый волк», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

2. Подбор сюжетных картинок по теме.

3. Изготовление пособий.

Условные заместители для обозначения персонажей и структуры сказок.

Условные заместители к загадкам.

Картинки – подсказки для пересказа сказок.

Схемы – подсказки описания героев.

Сказки на коврографе: «Лиса и козёл», «Колосок», «Лисичка –

сестричка и серый волк», «Мороз Иванович».

Маски героев сказок.

Взаимодействие со специалистами.

Работа с родителями.

1. Родительское собрание «Развитие связной монологической речи детей».

2. Групповая консультация «Развиваем фантазию детей».

3. Выставка детских работ «Составляем небылицы и загадки».

Презентация проекта.

Открытое занятие.

Тема:

«Придумывание небылиц, игра – фантазирование по украинской народной сказке «Колосок»

Программное содержание.

Развивать умения детей составлять небылицы про мышат, рассказывать сказку «Колосок» наизнанку, где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые, используя

схемы – подсказки. Упражнять в составлении распространённых предложений. Формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте. Воспитывать

интерес к народному фольклору.

Оборудование.

Картинки с загадкой. Схемы – подсказки. Фишки. Модели «предложение».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжаем работать с загадками. Сегодня моя загадка и вот мои картинки. (выставляет картинки с загадкой)

«С бородой, но не козёл и не дедушка,

С красивым хвостом, но не павлин,

Будит всех по утрам, но не будильник».

Воспитатель: Дети, прочитайте эту загадку.

- Про кого загадка?

- Правильно, про петушка.

- Какие сказки мы с вами знаем, где герой – петушок?

- Кто придумал сказку «Колосок»?

- Да, украинский народ.

Воспитатель: Дети, я вам предлагаю с помощью этой волшебной палочки, превратиться в сказочников. И придумать сказку «Колосок» наоборот, где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые.

- Чем будут заниматься трудолюбивые мышата в нашей сказке?

Дети выкладывают ранее использованные схемы – подсказки действий героев у себя на столах. Воспитатель – на доске. Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до ребёнка, который выходит рассказывать сказку. Заслушиваются 1 – 2 рассказа.

Физкультминутка. Перекрёстная гимнастика. Гимнастика для глаз.

Воспитатель читает стихотворение:

«Встаю я под вечер,

А утром ложусь.

Вливаю три супа

В кастрюлю с яйцом.

Гогочет петух,

Кукарекает гусь.

Песенка с крышкой.

Кастрюля с концом.

Я платье для куклы

Стираю метлой

И в печке дрова

Зажигаю пилой».

- Вы догадались о чём мы с вами будем говорить?

- Что такое небылицы?

- Вы заметили на столах фишки? Они нам сейчас будут нужны.

- Сейчас я ещё раз прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте. Услышите небылицу, выкладывайте перед собой фишку.

Воспитатель читает стихотворение. (подводят итоги).

Воспитатель показывает детям новую папку.

- Я принесла альбом – папку. Недавно мы уже составили папку про маму. Сегодня составим ещё одну.

- Вначале занятия о какой сказке мы говорили?

- Догадались, о ком мы будем составлять небылицы?

- О мышатах и петушке.

- Мы попросим Е. В. Записать их, а потом составим папку.

(дети составляют небылицы).

- Дети, послушайте, что я сказала?

«Мышата читают».

- Да, это предложение.

- Сколько слов в этом предложении? (воспитатель выкладывает картинки- схемы на эти слова).

(дети выкладывают полоски на столах).

- Попробуйте сделать так, чтобы стало больше слов в этом предложении.

- Какие мышата?

- Рогатые.

- Какое предложение получилось?

«Рогатые мышата читают». (дети выкладывают полоски, воспитатель карточки со словами).

- Сколько слов стало? (три).

- Как читают?

- Внимательно.

- Сколько слов стало в предложении? (четыре).

- Что читают?

- Газету.

- Скажите небылицу целиком.

«Рогатые мышата внимательно читают газету».

- Сколько слов стало в предложении? (пять).

(дети выкладывают полоски).

- Какое вначале было предложение?

- Короткое.

- Какое стало сейчас?

- Длинное.

- Дети, что интересного было на занятии?

(дети говорят, воспитатель выкладывает схемы на доске).

Организация работы в книжном уголке.

Методы и приёмы.

Словесная режиссёрская игра.

Пересказ от лица литературного героя.

Словесное рисование.

Работа со схемами, условными заместителями.

Планирование работы.

Организованная деятельность.

Занятия.

Развитие речи.

1. Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадками и небылицами.

Задачи: формировать представление о жанре загадки, назначении загадок; познакомить с небылицами и их назначением.

2. Придумывание загадок о литературном герое (козёл из сказки «Лиса и козёл»).

Задачи: обучать придумывать загадки об одном из героев в разных сказках. Совместно с детьми отбирать условные заместители при составлении модели загадки, познакомить с условными изображениями отрицания.

3. Придумывание небылиц, игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл».

Задачи: обучать детей составлять небылицы про козла и лису.

4. Придумывание загадок о личностных качествах литературных героев (Рукодельница, Ленивица) из сказки «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского.

Задачи: обучать детей при составлении загадок использовать свои знания о трудолюбии и лености; помочь придумать загадки согласно модели.

5. Придумывание небылиц, игра-фантазирование по упражнению народной сказке «Колосок».

Задачи: развивать у детей умение составлять небылицы про мышат; рассказывать сказку «Колосок» «наизнанку», где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые.

6. «Салат» из сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козёл».

Задачи: познакомить детей с новым приёмом создания сказки «салата из сказок».

7. Игра-фантазирование, придумывание сказки «Хитрая лиса» c вставлением в сценарий придумывание небылиц и загадок.

Задачи: обучать детей последовательно, связно рассказывать придуманную сказку путём совмещения героев и событий разных сказок.

7. «Салат» из сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козёл».

Задачи: познакомить детей с новым приёмом создания сказки «салата из сказок».

Социальный мир.

1. «Расскажи и покажи».

Задачи: развивать способности детей средствами театрализованного искусства.

Математическое развитие, мир природы, конструирование, ручной труд.

Часть занятия: придумывание загадок, небылиц, отгадывание загадок.

Совместная деятельность.

Дидактические игры

1. «Бывает-небывает»

Цель: формировать умение связно, логически правильно излагать реальные и фантастические события.

2. «Чего на свете не бывает!»

Цель: совершенствовать умение занимательно рассказывать о реальных и фантастических событиях.

3.«Сочиним загадку»

Цель: обучать составлять загадки по своему замыслу и заданным правилам.

4.«Мир наоборот»

Цель: побуждать вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной работы.

5. «Говорящие рисунки»

Цель: обучать составлять рассказ по схеме.

6. «Про что сочиним?»

Цель: обучать составлять рассказы – небылицы по своему замыслу и заданным правилам.

7.«Из каких мы сказок?»

Цель: обучать детей придумывать загадку на основе самых ярких событий сказок.

Упражнения

1.«Загадки и отгадки»

Цель: обучать отгадывать загадку и обосновывать отгадку

2.«Математические загадки»

Цель: тренировать детей по признакам предмета находить нужное название.

Чтение художественной литературы

1.«500 загадок про слова для детей»

2.«500 загадок обо всём для детей»

3.«Литература и фантазия»

• Литературные стихотворения-шутки

• Фольклорные перевёртыши

• Фольклорные загадки

Использование загадок и небылиц при наблюдениях в природе.

Придумывание загадок о различных предметах и явлениях.

Придумывание небылиц и рисование.

Оформление папок «Загадки», «Небылицы».

Литература.

1. О. А. Шорохова «Занятия по развитию связной речи дошкольников и

сказкотерапия». Т. Ц. Сфера М. 2009 г.

2. О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с художественной литературой”.

3.«Литература и фантазия» составитель Л. Е. Стрельцова М. Просвещение 1992 г.

4.«Развитие речи детей 6-7 лет в сводной деятельности» О. С. Рудин ТЦ СФЕРА М. 2009 г.

5.«500 загадок обо всём для детей» А. Т. Волобцев ТЦ СФЕРА М. 2008 г.

6.«500 загадок про слова для детей» И. Д. Агеева ТЦ СФЕРА М. 2008 г.

7.«Развитие связной речи» подготовительная группа, автор-составитель Т. В. Иванова Корифей В. 2009 г.

Публикации по теме:

Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности В общей основе развития личности лежит овладение детьми речью. Речь зависит от эмоционального состояния ребёнка, его интересов, склонностей,.

Специфика системы раннего развития детей от 0 до 3-х лет Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие связной монологической речи детей посредством придумывания небылиц и загадок»
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 21:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие связной монологической речи детей посредством придумывания небылиц и загадок»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна ларина (УИ 122969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД