Лучший педагог года

Конспект занятия «Счет до восьми. Цифра и число «8»

татьяна чернова
Конспект занятия «Счет до восьми. Цифра и число «8»

Возрастная группа:4-5лет,средняя группа

Тема: Счет до восьми. Цифра и число 8

Цель:

1) сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством;

2) сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

Публикация «Конспект занятия „Счет до восьми, Цифра и число „8“» размещена в разделах

3) закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию :

Демонстрационный:куб, пирамида, карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7, 9, карточки с 5, 6, 8 точками.

Раздаточный:квадраты, треугольники, карточки с 7 точками, карточки с цифрой 8, круги двух цветов.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи:мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает им отправиться в гости в страну геометрических фигур.

-А в какой стране живете вы?

Страной геометрических фигур правит король.

- Знаете ли вы, кто управляет нашей страной - Россией?

Король страны геометрических фигур приглашает вас на бал.

- Знаете ли вы, что такое бал?

- Хотите поехать на бал?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Как зовут короля».

Дидактические задачи: актуализировать представления о пространственных

геометрических фигурах, развивать внимание, память, речь, фантазию.

Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит, что это король страны

геометрических фигур.

- Какая это фигура? (Куб.)

- Верно, короля страны геометрических фигур зовут Кубом. Далее воспитатель показывает детям треугольную пирамиду с короной. Это — королева.

- Знаете, как называется эта фигура?

Как правило, дети не отвечают на этот вопрос. Воспитатель может рассказать, что эта фигура — пирамида. Королеву страны геометрических фигур зовут Пирамида.

2.2. Игра «Кто поедет на бал».

Дидактические задачи:

1) актуализировать представление о числе 7, умение считать в пределах 7;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение.

Воспитатель рассказывает, что на бал смогут поехать те дети, которые получат пригласительный билет — карточку с 7 точками.

Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с точками. Карточек, на которых изображено 7 точек, столько же, сколько детей. Кроме этого, на столе имеются карточки, на которых 5, 6 и 8 точек. В выборе карточки детям предоставляется самостоятельность.

Воспитатель-контролер стоит около входа в зал, то есть около стола, на котором дети будут продолжать работу. Этот стол находится поодаль от того места, где дети выбирают пригласительный билет. Проверив билет, контролер его забирает.

2.3. Игра «Кавалеры и дамы».

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 8 из числа 7);

2) закрепить умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение. Дети садятся за столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера (на каждого). На середину стола воспитатель ставит короля и королеву — куб и пирамиду. Воспитатель, показывая на геометрические фигуры, лежащие перед, детьми, говорит:

- Гости уже собрались. Все нарядно одеты. Дамы (девочки) шуршат платьями, кавалеры (мальчики) подкручивают усы.

- Чем отличаются гости? (Цветом, формой, размером.)

- Как вы думаете, какие фигуры — девочки, а какие - мальчики? Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель обращает их внимание на короля и королеву. Как правило, после этого дети сразу говорят, что треугольники — это девочки, а квадраты — мальчики.

- Девочки собрались вместе и стали обсуждать свои наряды, а мальчики встали своей группой и заговорили о футболе. Расположите девочек и мальчиков отдельными группами.

Воспитатель говорит детям, что король с королевой интересуются, сколько мальчиков и сколько девочек пришло на бал, и просят детей помочь им это узнать. Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод о том, что фигур одинаковое количество — их по семь.

- Но девочки в этом царстве не умеют считать и волнуются, всем ли хватит пары мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?

Дети должны поставить квадраты и треугольники парами. Но вот подъехала на карете еще одна девочка.

- Как можно изобразить цокот копыт?

Дети могут постукивать по столу пальцами рук, могут цокать языком.

- В какой сказке одна девочка опоздала на бал? («Золушка».) Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. Дети должны взять по одному.

- Что изменилось? (Девочек стало больше.)

- Сколько же теперь на балу девочек? - интересуется король. - Посчитайте! Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете : 1, 2,. 7,.

Если большинство детей не умеет считать до 8, то введение числа 8 можно организовать подобно тому, как было организовано введение числа 7. Однако, как правило, к этому времени уже многие дети знают название числа 8, следующего за числом 7. В этом случае воспитатель лишь уточняет их представления и просит посчитать до 8 всех вместе.

Затем обсуждается способ образования числа 8 из числа 7.

- Как получилось, что девочек стало восемь? (Было семь, пришла еще одна, и их стало восемь.)

- Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одного мальчика.)

Воспитатель кладет на стол дополнительные квадраты. Дети должны взять по

Сколько стало мальчиков? (Восемь.)

- Всем хватило пары? (Да.) Воспитатель делает вывод:8 и 8 — поровну.

- Как получается число восемь? (К семи добавляется один, и получается восемь.) Воспитатель хвалит детей и делает вывод: для того чтобы получить 8, надо к 7 добавить 1. При счете после семи идет восемь.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Обед в замке» (начало).

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для введения записи числа 8 — цифры 8;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

Воспитатель говорит, что приближается время торжественного обеда. Но для обеда надо на кухню подать записки, в которых указано отдельно число мальчиков и число девочек. Затем он предлагает детям выбрать подходящие карточки: мальчики должны указать число мальчиков, а девочки - число девочек.

Воспитатель кладет на середину стола карточки с записью чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 8 столько же, сколько детей. Как правило, дети берут разные карточки.

- Смогли вы объяснить поварам, сколько гостей надо накормить? (Нет.)

- Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как записывается число 8.)

4. Преодоление затруднения.

4.1. Игра «Обед в замке» (окончание).

Дидактические задачи:

1) сформировать умение различать цифру 8;

2) сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

- Что же нам нужно сделать? (Узнать, как записать число 8.)

- Как это узнать? (Надо у кого-либо спросить).

После вопроса детей воспитатель хвалит детей, которые правильно сформулировали вопрос, и показывает карточку с цифрой 8.

Воспитатель делает вывод: число восемь записывается с помощью цифры 8. Каждый ребенок выбирает нужную карточку и относит на соседний стол, на кухню.

5. Включение новогознания всистему знаний.

5.1. Игра «Танцуют все!».

Дидактические задачи:организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Королева объявляет, что начинаются танцы. Дети под музыку танцуют.

5.2. Игра «Цветы для мамы».

Дидактические задачи:

1) закрепить умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.

Воспитатель собирает детей около себя и напоминает, что сейчас дети находятся в стране геометрических фигур. -Кто вас ждет дома?

Как правило, дети отвечают, что их ждет мама.

Воспитатель рассказывает, что когда человек куда-либо уезжает, то тем, кто его ждал дома, он привозит что-либо приятное.

-Как вы думаете, что приятно получить в подарок любой женщине? Выслушиваются все ответы детей, порле чего решаем привезти маме цветы.

Королева приглашает детей в оранжерею для того, чтобы они срезали для мамы цветы.

Дети садятся за стол, на середине которого находятся красные и желтые круги (по 8 на каждого ребенка, лежащие вперемешку.

Воспитатель рассказывает, что королева разрешила срезать вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 8) не красных цветов. Дети от общего количества должны отсчитать 8 желтых кругов.

После этого королева разрешила срезать еще столько же красных цветов.

Дети отобщего количества должны отсчитать 8 красных кругов. Королева предложила отвезти маме не букет цветов, а сплести из них венок. Плести его королева предлагает так: красный цветок, желтый цветок, красный, желтый. Далее дети продолжают плести венок самостоятельно.

Чтобы проверить, правильно ли сплетен венок, можно всем хором проговорить последовательность цветов, дотрагиваясь пальчиками до каждого цветка: красный, желтый, красный, желтый.

-Что нужно сказать королеве за то, что она разрешила взять из своей оранжереи цветы? (Спасибо.)Какие слова вы бы сказали, преподнося этот красивый венок маме, бабушке, сестре

6. Осмысление.

Дидактические задачи:восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии,

создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Где вы сегодня побывали?

- Что вам больше всего понравилось на балу? Кому вы сегодня смогли помочь и чем?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до восьми и не знали цифру 8, то девочки на балу не смогли бы потанцевать, гости остались бы без угощения, а мама - без цветов.

Использованная литература:

• Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька…» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Издательство «Ювента», 2008

• Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз –ступенька, два – ступенька». Методические рекомендации. – М. : Издательство «Ювента», 2008, стр. 246, 249.

• Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька…». Рабочая тетрадь. Часть1. – М. : Издательство «Ювента», 2008

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП «Цифра и число» Программное содержание: - Продолжать учить соотносить число с цифрой; сравнивать рядом стоящие цифры в пределах 10 (опираясь на наглядность);.

Конспект занятия «Число и цифра 5» Образовательные области: коммуникативная, двигательная, продуктивная, игровая. Цель: Создать условия для знакомства с числом и цифрой 5.

Конспект занятия «Цифра 4 и число 4» для старшей группы в ДОУ Дьячкова Наталья Конспект занятия «Цифра 4 и число 4» для старшей группы в ДОУ Конспект занятия в старшей группе на тему : «Цифра 4 и число.

Конспект занятия по математике «Число и цифра 8» Тема: Число и цифра 8. Состав числа 8. Цели и задачи: Познакомить детей с числом и цифрой 8, с составом числа 8. Закрепить представления.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Счет до трех, число и цифра три» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 3-4 года, младшая группа Тема: «Счет до трех, число и цифра три».

Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Счет до восьми. Число и цифра 8» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа:4-5 лет, средняя группа Тема: Счет до восьми. Число и цифра 8.

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности «Счет до 8. Число и цифра 8» с детьми старшей группы Тема: «Счет до 8. Число и цифра 8.» Возрастная группа: старшая Цель: ознакомление с образованием и написанием числа и цифры восемь. Задачи:.

Сценарий занятия «Счет до 6. Число и цифра 6» с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: Счет до 6. Число и цифра 6. Основные цели:.

Конспект занятия на тему «Число и цифра 3» (старшая группа) Цель: 1. Стимулировать развитие познавательных навыков, внимания, памяти, умения довести начатое дело до конца. 2. Познакомить с образованием.

Конспект НОД «Птицы. Счет до четырех. Число и цифра 4». Средняя группа Цель: закрепить умение детей считать в пределах четырех. Задачи: 1. Обучающие: учить соотносить цифру с количеством; учить распознавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Счет до восьми. Цифра и число «8»
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 18:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД