Папки-передвижки

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи и логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игры

Татьяна Горбачева
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи и логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игры

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешного обучения ребенка в школе. Проблема развития логического мышления дошкольников является актуальной, поскольку она обусловлена не только необходимым условием качественного обновления общества и умножением интеллектуального потенциала, но и недостаточным уровнем развития логического мышления у детей, а также поиском новых форм работы по развитию логики у дошкольников.

Публикация «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи и логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игры» размещена в разделах

Изучая научно – методическую литературу и интернет – ресурсы по данной теме, наткнулась на цитату В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Многие исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд игр и практических упражнений, связанных с развитием тонкой моторики рук (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие). Т. А. Ткаченко в ходе исследований делает вывод о том, что упражнения на развитие пальцевой моторики рук позволяют стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на качестве речи детей. В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи ребенка.

Это и натолкнуло меня на выбор темы: «Развитие логического мышления и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности», поскольку, именно игровая деятельность включает разнообразие форм, методов и приёмов в работе, т. е. умение не замыкаться на одних методах, а возможность расширять свой кругозор, находить всё новые и новые методы и приемы. Тем более что игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, а разнообразие методов и приемов в работе с детьми позволяет поддерживать интерес детей к деятельности. Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, способная обогатить познавательный опыт ребенка, развить его умственные способности, умение классифицировать, обобщать, высказывать свои суждения, делать умозаключения. При таком познавательном взаимодействии возникают ситуации, способствующие эффективному развитию логического мышления у дошкольников.

Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Значение слова для процесса мышления исключительно велико. Благодаря тому, что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах, поэтому, мышление и речь тесно взаимосвязаны между собой. А работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки способствует развитию детской речи, формированию навыков самообслуживания и подготовки к письму. С помощью мышления дети получают знания, и поскольку возрастные рамки для начала формирования логического мышления чётко не обозначены, то развивать его нужно как можно раньше, начиная с раннего детства.

Для периода раннего детства характерно наглядно – действенное мышление (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) : дети устанавливают связи между предметами, манипулируя ими. Условно говоря, малыш думает, пока что-то делает. Вот почему в этом возрасте очень важны пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши и т. п. С их помощью усваиваются простейшие представления о форме и о сходстве-различии.

Зачем нужна логика маленькому ребенку?

Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей ребенка в школе.

Конечно, в 3–4 года логическое мышление находится на начальной стадии формирования, но под чутким руководством внимательных взрослых малыш развивается быстро и легко. Предлагая ребенку интересные, увлекательные для него игры и упражнения, вовлекая его в процесс через положительные эмоции, ребёнок приучается мыслить, анализировать, обобщать. Дети не просто играют с предметами, они изучают их свойства и особенности, руки имеют для человека принципиальное значение, потому что на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга, и как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг. Так, до 4-летнего возраста мышление ребенка протекает преимущественно в предметной деятельности, в процессе игр, манипулирования вещами, а впоследствии движения рук у детей становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление.

Затем от наглядно-действенного мышления дети переходят к наглядно-образному виду мышления (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) : теперь им не обязательно нужны сами предметы, чтобы установить связи между ними, — достаточно их образов, изображений, заменителей. Этот этап развития мышления продолжается до старшего дошкольного возраста, когда формируется словесно-логическое, или абстрактное мышление (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов, которое и становится ведущим на всю жизнь.

Почему так важно научить ребёнка мыслить логически? Дело в том, что, опираясь на логику, ребенок обретает возможность эффективно решать разнообразные задачи:

выделять части целого;

группировать объекты и явления по заданным признакам;

находить общее в группе предметов;

выделять лишний предмет из представленной группы;

определять связи между предметами;

находить причинно-следственные связи;

строить гипотезы, предлагая аргументы в их защиту.

В условиях ДОУ существует множество настольно-печатных, развивающих, дидактических игр и дидактических пособий, с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Это логические игры : игры-головоломки, геометрические бусы, Танграм, игры Воскобовича, блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Кюизинера, кубики с картинками, пазлы, мозаика и другие.

Для успешного обучения детей необходима комплексная система работы, без которой нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Целенаправленная и систематическая работа педагога — залог педагогического успеха!

Список используемой литературы:

1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. - М. ; ВЛАДОС, 2013.

2. Береславский Л. Я. Азбука логики. - издательство «Астрель», М. 2001.

3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М. ; Просвещение, 1989.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. 1986.

5. Светлова И. Е. Развиваем логику. - М. : Эксмо, 2007.

6. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: Гринго, 1995.

7. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.

9. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

10. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Игра-шнуровка «Геометрические фигуры» на развитие логического мышления, мелкой моторики, координации движения рук, усидчивостиИгра-шнуровка «Геометрические фигуры» на развитие логического мышления, мелкой моторики, координации движения рук, усидчивости Доброе время суток, дорогие коллеги! Рада что нашли время посетить мою страницу! Сегодня предлагаю Вашему вниманию разработку игры-шнуровки.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки»Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки» Игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления ««Разноцветные Осьминожки» Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи и логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игры
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 19:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД