Конспект занятия «Удивительный мир камней»

абакарова асият
Конспект занятия «Удивительный мир камней»

Тема: «Удивительный мир камней»

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Образовательные: - Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам; - Расширять и обогащать словарный запас детей;

- Формировать у детей познавательные умения и навыки исследования и экспериментирования;

Развивающие:

- Развивать память, глазомер, логическое мышление; - Развивать познавательный интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию, наблюдательность, восприятие. - Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения; - Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия; - Развивать способности детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки камней.

Воспитательные: - Воспитывать умение видеть в камнях красоту, побуждать устанавливать взаимозависимые связи между явлениями и объектами неживой природы;

- Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Материалы и оборудование: коллекция камней, емкости для опытов с водой, лупы, шкатулка с изделиями из камней, глобус, карточки - схемы, картинки с изображением гор (для деления на компании,слайды с изображением иллюстраций: г. Шарыпово, угольного разреза, «Хозяйки медной горы», показ презентаций «Как рождаются камни, и где мы их можем увидеть в природе», «Какие бывают камни, и как их использует человек».

Предварительная работа. Беседа с детьми о камнях, рассматривание альбома и энциклопедий «Минеральные драгоценные камни». Сбор коллекции камней, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест). Занятия познавательного цикла «Откуда берутся камни», проведения опыта с водой, чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.

Ход занятия

Организационный момент: (в кругу).

Становись скорее в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.

- Ребята, мне сегодня для нас на электронную почту пришло письмо. Присаживайтесь на стульчики и давайте прослушаем его.

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Звуковое письмо от Хозяйки Медной горы: (под музыку)

Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? (на экране появляется портрет хозяйки медной горы)

У каждого народа есть свой хранитель подземных кладов: где паук, где кит, где гигантская черепаха. А на Урале – Я - Медной горы хозяйка. Охраняю свои владения в образе ящерки, а в человеческом обличии показываюсь очень редко. О себе я вам рассказала. Ветер донес до меня информацию, что вы интересуетесь камнями. Мне очень интересно узнать, в каком городе, крае вы живёте и что вы знаете о камнях?

Воспитатель: ребята, давайте пригласим в небольшое путешествие Хозяйку Медной горы и расскажем, где мы живем и что мы знаем о камнях.

(Дети) На экране появляются фотографии.

Мы живем в г. Шарыпово в Красноярском крае.

Край у нас богатый даже дети знают,

Что Сибирь в России щедрой называют.

Щедрой на богатства, что дает природа.

Приезжайте в гости к нам,

К Енисейским берегам,

В наш великий край привольный!

Очень будете довольны.

Широки его просторы,

Хороши леса и горы

От Таймыра до Саян

Занял земли великан.

Воспитатель: скажите, ребята, какие камни вы знаете? (игра, в кругу передавая камушек) «Назови камень».

Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Алиса и Надя приготовили для вас фильмы и сейчас мы их посмотрим.

Алиса, о чем ты нам хочешь рассказать?

- «Как рождаются камни, и где мы их можем увидеть в природе» (показ презентации).

- А что узнала Надя?

- «Какие бывают камни, и как их использует человек» (показ презентации)

Физминутка под музыку (иллюстрирует процесс разрушения горы)

- Давайте поиграем в игру «Гора».

Стоит гора старушка до небес макушка (дети встают в круг, поднимают руки вверх, тянутся на носочках).

Её ветер обдувает (руки вверху качание из стороны в сторону).

Её дождик поливает (встряхивают кисти рук).

(Прикладывают ладони к щекам)

Стоит гора страдает (качают головой).

И камешки теряет.

И каждый день (воспитатель задевает детей по очереди,

И каждую ночь (дети камешки разбегаются в стороны.)

Катятся, катятся

Камешки прочь.

Раскатились камешки, (разошлись по группе)

И с той самой поры (собираются в круг)

Ничего не осталось

От нашей горы (разводят руки, в стороны показывая пустое место).

-Думаю, что вам интересно будет продолжать знакомиться с камнями, узнавать об их свойствах.

-Сегодня наша группа переоборудована в мини – лабораторию.

- Дети вы знаете, что делают в лаборатории? (Опыты.) Вы знаете, как себя вести в лаборатории? (Не шуметь, быть аккуратными и внимательными, одеть форму). (Дети и воспитатель одевают фартуки)

-Для того чтобы мы могли больше сделать, давайте разделимся на группы. Возьмите по одному нарисованному камешку и найдите, с какой он горы (игра по типу «вкладыши» (рисунки гор находятся на столах. Дети занимают места за столами). (Карточки-горы убираются).

Сейчас мы переходим к опытам. У вас на столах есть карточки-схемы. Обследуйте камни, которые находятся у вас на подносах по схемам (воспитатель, после проведения опытов детьми, спрашивает у каждой подгруппы вывод и прикрепляет схему – рисунок на доску)

Опыты в подгруппах:

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Опыт № 2. Определение веса камней.

Дети по очереди взвешивают камни на весах и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камнипо весу бывают разные: легкие, тяжелые

Опыт № 3.Определение: тонут, не тонут, растворяются, не растворяются камни.

Берут обычный камень и мел. Опускают каждый в сосуд с водой. Помешивают трубочкой. Что произошло с камнями, с водой?Вывод: камни тяжелые, поэтому в воде они тонут. Обычный камень в воде не растворяется, а мел растворяется

Опыт № 4. Определение твердости камней.

Взять обычный камень и каменный уголь. Сжать их в руках. Какие они? Ударьте поочередно по ним молотком.

(Или, взять в одну руку камешек, в другую пластилин. Сжать обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень?Вывод: камень твердый, а пластилин мягкий.)

Вывод: Оба камня твердые, но простой камень тверже, чем уголь. Уголь можно расколоть на части, а простой камень нет.

Опыт № 5. Определение размера камней.

Рассматривают камни. Найти самый большой камень, поменьше, самый маленький. Выложите их в ряд по размеру.

Вывод: Камни бывают разными по величине.

Опыт № 6. Определение характера поверхности.

По очереди погладить каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Взять лупы и рассмотреть камни. Что увидели?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. На поверхности камней есть (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.)

Воспитатель: «Опыты мы провели, и наш учёный совет собрался для подведения итогов нашего экспериментирования». Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках - схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о разнообразии камней, их свойствах и особенностях (Один из детей делает общий вывод) Дети приводят рабочее место в порядок. Воспитатель приглашает детей в круг.

Рефлексия

Ребята, что вы хотели узнать на занятии? Что вы узнали? Что бы вы хотели узнать еще о камнях? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие, и вручает медальки «Юный исследователь».

Публикации по теме:

Конспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возрастаКонспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возраста .

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Удивительный зонтик»Конспект НОД для детей второй младшей группы «Удивительный зонтик» Воспитатель: Ребята, для того чтобы было отличное настроение, нужно чаще дарить улыбки друг другу. Давайте улыбнёмся!В группе сразу стало.

Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе. Коллективная работа «Удивительный мир рыб»Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе. Коллективная работа «Удивительный мир рыб» Цель: закрепить знания детей о морских рыбах. Задачи: - учить создавать образ морской рыбы, использую технику обрывной аппликации; - побуждать.

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида с использованием ППРС «Удивительный мир насекомых»Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида с использованием ППРС «Удивительный мир насекомых» Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида с использованием ППРС Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: - Закрепление.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группеКонспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группе Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в средней группе «Этот удивительный воздух».

Конспект познавательной прогулки «Секреты камней»Конспект познавательной прогулки «Секреты камней» Конспект познавательной прогулки "Секреты камней" Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Задачи:.

Конспект занятия по лепке «Удивительный зоопарк»Конспект занятия по лепке «Удивительный зоопарк» Цель: формировать представление о геометрических фигурах, умение отличать их друг от друга, запоминать их название. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный космический мир»Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный космический мир» Программные задачи: 1. Уточнить и расширить знания детей о космосе. 2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме,.

Конспект занятия «Удивительный мир зентангл»Конспект занятия «Удивительный мир зентангл» Хочу поделиться с вами нашим новым увлечением. Рисунки, выполненные в технике зентангл, меня просто очаровали. Предлагаю вам конспект.

Автор публикации:
Конспект занятия «Удивительный мир камней»
Опубликовано: 13 марта 2020 в 22:11
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки