«В гости к самовару». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Кудинова
«В гости к самовару». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Закреплять знания детей о предметах быта, их назначении.

Приобщать детей к национальным традициям посредством народного фольклора, повышать интерес к культурному наследию народа,

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

Пробуждать у детей интерес к самостоятельной, творческой деятельности; прививать детям культуру поведения в музее и за столом.

Упражнять в проговаривании слов сложной слоговой структуры, в образовании относительных прилагательных.

Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.

Расширять представления детей о литературных произведениях, в которых говорится о самоваре, предметах бытовой техники.

Материалы:

самовары, приборы для хранения чая, разные сорта чая, чайный сервиз, баночки для экспериментов, ложечки.

Ход непосредственно организованной деятельности:

1. Орг. момент

Дид. упражнение «Назови предмет – помощник»

(мясо рубит – мясорубка. кофе варит -, пыль сосёт.,

Овощи режет., сок выжимает -, сам варит -, хлеб печёт -)

2. Вступительное слово

Воспитатель: Молодцы, а теперь отгадайте загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)

Правильно. Это самовар. И сегодня я приглашаю вас в музей, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

3. Начало экскурсии

1. История самовара. А начнём мы нашу экскурсию с ознакомительного зала.

Воспитатель: Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

(показ слайдов)

2. Выставка самоваров

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

- Давайте рассмотрим этот самовар. /Рассматривают жаровой самовар/.

Такой самовар называют жаровым. В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Только он ребята, был очень не удобен в городских условиях. И тогда тульские мастера - умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары.

- Посмотрите, что у него внутри? Как такой самовар называется?

Дети: Это спираль. Самовар называется электрическим.

Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.

Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки”, “рюмки”, “шарики”, у которых есть несколько подвидов: “арбуз”, “дыня”, “груша”. Одни из самых красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”. А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”.

Воспитатель: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела. Пели песни, хороводы водили, вели беседы.

3. Беседа о чае.

Воспитатель: А теперь я предлагаю перейти в экспериментальный зал.

Так что же такое чай?

Дети: Это растение, вкусный напиток.

Воспитатель: А хотите узнать, откуда люди узнали про него?

Впервые чай стали пить в Китае. В одной старинной китайской легенде о происхождении чая говорится так:

«Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего на склонах гор, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили и, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».

Но чтобы получить истинное удовольствие и пользу от чая, его нужно правильно хранить. Для этого существуют разнообразные чайницы.

Посмотрите, они сделаны из разных материалов.

Дид. игра. «Из чего, какая чайница?»

• из фарфора - фарфоровая

• из стекла -

• из жести -

• из металла -

• из пластмассы –

• из дерева -

Молодцы, и она обязательно должна быть закрыта крышкой. Почему, как вы думаете?

/Дети высказывают свои предположения/

Воспитатель: Чай легко впитывает влагу и очень быстро воспринимает различные посторонние запахи.

Также нельзя хранить чай очень долго, т. к. он теряет и аромат, и свои лечебные качества. Полезен только свежезаваренный чай.

Вот и у нас, пока мы с вами беседовали, самовар поспел, пора чай заваривать. А чтобы чай получился вкусным и ароматным, его нужно правильно заварить.

Я предлагаю вам провести эксперимент, и узнать, в какой воде, и какой чай заварится быстрее и лучше: возьмем разные сорта чая – черный, зелёный, красный, травяной сбор и ёмкости с горячей и холодной водой.

Делается это так: чайник ополаскивается крутым кипятком, затем насыпаем сухую заварку, заливаем кипящей водой на 2/3 чайника. Накрываем полотняной салфеткой, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества и оставляем настояться несколько минут.

4. А пока чаёк мы ждём, В литературно - музыкальный зал пройдём.

Для вас частушки пропоём!

/ Дети поют выученные заранее частушки/

Воспитатель: Ребята, а кто скажет, кто знает, в каких литературных произведениях говорится о самоваре? («Муха – Цокотуха», «Иван Иваныч Самовар», «Федорино горе»)

Воспитатель: Молодцы. Вот и чай готов! Проходите в чайный зал, самовар к себе позвал! Угощайтесь, гости дорогие!

Самовар кипит – уходить не велит! Кто, какой чай желает?

/ Чаепитие. Дети угощают гостей/

Воспитатель: Много есть пословиц о чае, - Кто из вас какую знает?

Дети:

• С чаем тепло и зимой, с чаем, не страшен и зной.

• Где есть чай - там и под елью рай.

• Выпей чайку - позабудешь тоску.

• Чай пить - приятно жить.

• Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.

• Чай пить - не дрова рубить.

• чай пить - хозяйку любить

Воспитатель: Молодцы, ребята, много пословиц знаете. Каким получился наш чай?

Дид. упражнение «Подбери признак».

Дети: Чай – он какой? Душистый, ароматный, вкусный, бодрящий, сладкий, крепкий, тонизирующий, и т. д.

Итог занятия.

- С чем познакомились?

- Понравилось ли вам в нашем музее?

-Что больше всего понравилось?

- Что нового узнали? – Каким образом заваривают чай? – Почему в горячей воде чай заварился быстрее и лучше?

Молодцы, мне тоже понравилось, как вы вели себя в музее, как отвечали на вопросы, выразительно пели частушки, проводили эксперимент.

Воспитатель: Спасибо за приятную компанию. До новых встреч. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект адаптационного занятия для детей группы раннего возраста «К ребятам в гости пришла собачка Барбос»Конспект адаптационного занятия для детей группы раннего возраста «К ребятам в гости пришла собачка Барбос» Цели игрового занятия: 1. Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания; 2. Закреплять знания детей о новой игрушке (собачка); 3.

НОД по лего — конструированию Тема: «Подарок Карлсону от ребят» для детей старшего дошкольного возраста Программные задачи Образовательные: • Упражнять в отборе деталей, из которых могут быть построены части машины. • Закреплять умения детей.

Пособие «Птицы в гости прилетели» (для детей старшего возраста)Пособие «Птицы в гости прилетели» (для детей старшего возраста) Набор карточек, где изображены разные птицы (по одной птице на каждого: синица, голубь, воробей, ласточка, дятел, кукушка, ворона, снегирь,.

Познавательно — информационный проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Липецку — 310 лет» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и.

Познавательно — исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Все начинается с семени» МБДОУ № 22 Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Все начинается с семени» Подготовила:.

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста — ФЭМП. Тема: «По следам Колобка» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию - ФЭМП, на тему:.

Тематическое занятие в средней группе «В гости к самовару» Тематическое занятие в средней группе «В гости к самовару» Дети входят в зал под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде». Исполняют.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши поступки» Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Наши поступки" Цели: • развивать умения анализировать хорошие и плохие поступки.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Закрепление знаний детей о «Конвенции ООН по правам ребенка». Программное содержание: - обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - способствовать развитию нравственных представлений.

Занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды» Цель: • Познакомить детей со свойствами воды: - отсутствие собственной формы; - прозрачность; - вода растворитель. • Активизация и обогащение.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Экология
Автор публикации:
«В гости к самовару». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2015 в 18:50
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Логопедическая дидактическая игра «Подбери по цвету» для автоматизации звука [Р]
Главной целью при использовании игры с кубиками «Подбери по цвету» является автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях. Также при её...
Фотоотчет о мастер-классе «Под сенью древних куполов»
Доброе время суток, коллеги и гости моей странички! Сегодня хочу предложить Вам окунуться в прекрасное ! Мне методистом нашего учреждения было дано...
Оформление летнего детского участка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Все дети и даже многие взрослые мечтают попасть в сказку. А что же делать летом, как не сотворить ее своими руками! Наши дети очень любят читать книгу и...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе на...
Конспект по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Воспитатель 1 категории Улевич Е. В. Тема «Пешеходный переход». Задачи:...
Конспект наблюдения за радугой «У нас в гостях разноцветный мостик» в средней группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект наблюдения в средней группе. Месяц октябрь радовал нас кратковременными дождями. Когда...