«В гости к самовару». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Кудинова
«В гости к самовару». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Закреплять знания детей о предметах быта, их назначении.

Приобщать детей к национальным традициям посредством народного фольклора, повышать интерес к культурному наследию народа,

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

Пробуждать у детей интерес к самостоятельной, творческой деятельности; прививать детям культуру поведения в музее и за столом.

Упражнять в проговаривании слов сложной слоговой структуры, в образовании относительных прилагательных.

Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.

Расширять представления детей о литературных произведениях, в которых говорится о самоваре, предметах бытовой техники.

Материалы:

самовары, приборы для хранения чая, разные сорта чая, чайный сервиз, баночки для экспериментов, ложечки.

Ход непосредственно организованной деятельности:

1. Орг. момент

Дид. упражнение «Назови предмет – помощник»

(мясо рубит – мясорубка. кофе варит -, пыль сосёт.,

Овощи режет., сок выжимает -, сам варит -, хлеб печёт -)

2. Вступительное слово

Воспитатель: Молодцы,а теперь отгадайте загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)

Правильно. Это самовар. И сегодня я приглашаю вас в музей, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

3. Начало экскурсии

1. История самовара. А начнём мы нашу экскурсию с ознакомительного зала.

Воспитатель: Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым.Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

(показ слайдов)

2. Выставка самоваров

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

- Давайте рассмотрим этот самовар. /Рассматривают жаровой самовар/.

Такой самовар называют жаровым. В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Только он ребята, был очень не удобен в городских условиях. И тогда тульские мастера - умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары.

- Посмотрите, что у него внутри? Как такой самовар называется?

Дети: Это спираль. Самовар называется электрическим.

Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.

Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки”, “рюмки”, “шарики”,у которых есть несколько подвидов: “арбуз”, “дыня”, “груша”. Одни из самых красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”. А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”.

Воспитатель: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю.С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела. Пели песни, хороводы водили, вели беседы.

3. Беседа о чае.

Воспитатель: А теперь я предлагаю перейти в экспериментальный зал.

Так что же такое чай?

Дети: Это растение, вкусный напиток.

Воспитатель: А хотите узнать, откуда люди узнали про него?

Впервые чай стали пить в Китае. В одной стариннойкитайской легенде о происхождении чая говорится так:

«Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего на склонах гор, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили и, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».

Но чтобы получить истинное удовольствие и пользу от чая, его нужно правильно хранить. Для этого существуют разнообразные чайницы.

Посмотрите, они сделаны из разных материалов.

Дид. игра. «Из чего, какая чайница?»

• из фарфора - фарфоровая

• из стекла -

• из жести -

• из металла -

• из пластмассы –

• из дерева -

Молодцы, и она обязательно должна быть закрыта крышкой. Почему, как вы думаете?

/Дети высказывают свои предположения/

Воспитатель: Чай легко впитывает влагу и очень быстро воспринимает различные посторонние запахи.

Также нельзя хранить чай очень долго, т. к. он теряет и аромат, и свои лечебные качества. Полезен только свежезаваренный чай.

Вот и у нас, пока мы с вами беседовали, самовар поспел, пора чай заваривать. А чтобы чай получился вкусным и ароматным, его нужно правильно заварить.

Я предлагаю вам провести эксперимент, и узнать, в какой воде,и какой чай заварится быстрее и лучше: возьмем разные сорта чая – черный, зелёный, красный, травяной сбор и ёмкости с горячей и холодной водой.

Делается это так: чайник ополаскивается крутым кипятком, затем насыпаем сухую заварку, заливаем кипящей водой на 2/3 чайника. Накрываем полотняной салфеткой, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества и оставляем настояться несколько минут.

4. А пока чаёк мы ждём, В литературно - музыкальный зал пройдём.

Для вас частушки пропоём!

/ Дети поют выученные заранее частушки/

Воспитатель: Ребята, а кто скажет, кто знает, в каких литературных произведениях говорится о самоваре? («Муха – Цокотуха», «Иван Иваныч Самовар», «Федорино горе»)

Воспитатель: Молодцы. Вот и чай готов! Проходите в чайный зал, самовар к себе позвал! Угощайтесь, гости дорогие!

Самовар кипит – уходить не велит! Кто, какой чай желает?

/ Чаепитие. Дети угощают гостей/

Воспитатель: Много есть пословиц о чае, - Кто из вас какую знает?

Дети:

• С чаем тепло и зимой, с чаем, не страшен и зной.

• Где есть чай - там и под елью рай.

• Выпей чайку - позабудешь тоску.

• Чай пить - приятно жить.

• Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.

• Чай пить - не дрова рубить.

• чай пить - хозяйку любить

Воспитатель: Молодцы, ребята, много пословиц знаете. Каким получился наш чай?

Дид. упражнение «Подбери признак».

Дети: Чай – он какой? Душистый, ароматный, вкусный, бодрящий, сладкий, крепкий, тонизирующий, и т. д.

Итог занятия.

- С чем познакомились?

- Понравилось ли вам в нашем музее?

-Что больше всего понравилось?

- Что нового узнали? – Каким образом заваривают чай? – Почему в горячей воде чай заварился быстрее и лучше?

Молодцы, мне тоже понравилось, как вы вели себя в музее, как отвечали на вопросы, выразительно пели частушки, проводили эксперимент.

Воспитатель: Спасибо за приятную компанию. До новых встреч. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект адаптационного занятия для детей группы раннего возраста «К ребятам в гости пришла собачка Барбос»Конспект адаптационного занятия для детей группы раннего возраста «К ребятам в гости пришла собачка Барбос» Цели игрового занятия: 1. Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания; 2. Закреплять знания детей о новой игрушке (собачка); 3.

НОД по лего — конструированию Тема: «Подарок Карлсону от ребят» для детей старшего дошкольного возраста Программные задачи Образовательные: • Упражнять в отборе деталей, из которых могут быть построены части машины. • Закреплять умения детей.

Пособие «Птицы в гости прилетели» (для детей старшего возраста)Пособие «Птицы в гости прилетели» (для детей старшего возраста) Набор карточек, где изображены разные птицы (по одной птице на каждого: синица, голубь, воробей, ласточка, дятел, кукушка, ворона, снегирь,.

Познавательно — информационный проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Липецку — 310 лет» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и.

Познавательно — исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Все начинается с семени» МБДОУ № 22 Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Все начинается с семени» Подготовила:.

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста — ФЭМП. Тема: «По следам Колобка» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию - ФЭМП, на тему:.

Тематическое занятие в средней группе «В гости к самовару» Тематическое занятие в средней группе «В гости к самовару» Дети входят в зал под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде». Исполняют.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши поступки» Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Наши поступки" Цели: • развивать умения анализировать хорошие и плохие поступки.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Закрепление знаний детей о «Конвенции ООН по правам ребенка». Программное содержание: - обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - способствовать развитию нравственных представлений.

Занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды» Цель: • Познакомить детей со свойствами воды: - отсутствие собственной формы; - прозрачность; - вода растворитель. • Активизация и обогащение.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
«В гости к самовару». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2015 в 18:50
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 августа. День шашек на МААМ

«Раз-два - и в дамки!» — очередной тематический день посвящен популярной настольной логической игре в шашки. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы привить ребенку интерес и любовь к этой...

13 августа. День «Трех поросят» на МААМ

«Три поросёнка» – популярная сказка из английского фольклора, хорошо известная всем нам в пересказе Сергея Михалкова, вместе с задорной песенкой, что он придумал. История эта вовсе не легкомысленная, а...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в первой младшей группе: «Весёлый паровозик" Подготовила воспитатель:...
Фотоотчет о лепке из пластилина на тему «Подсолнечник» в технике «мозаика»
Фотоотчет по лепке из пластелина в технике "мозаика" на тему "Подсолнечник" с детьми разновозрастной группы. Лепка в технике "мозаика" будет полезной для...
Художественное оформление стен сказочными персонажами
Дети - цветы жизни, однако для того чтобы они выросли правильно, уже с самых ранних лет нужно прививать им чувство прекрасного и основные нравственные...