Яна Сенченко
Выявление и развитие способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации. Для детей важен сам процесс творчества, от него они получает прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс. Изделия, к которым прикасались руки детей, приобретают неповторимость. Предметно-практическая деятельность наиболее доступна и понятна для детей с умственной отсталостью. Разнообразие видов деятельности обеспечивает работу всех процессов головного мозга, наилучшим образом влияет на развитие личности, что является целью современного образования.
Публикация «Выявление и развитие способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Цель: развитие творческого и личностного потенциала детей с умственной отсталостью.
Задачи:
- Выявление основных компонентов развития творческих способностей учащихся с умственной отсталостью.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей таких детей.
- Определение основных направлений и педагогических задач по развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте.
- Определение эффективности работы традиционных методик школьного воспитания в отношении развития творческих способностей умственно-отсталых детей.
- Выявление эффективности форм и методов развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Трудности связаны:
• с недостаточностью познавательного развития;
• с недоразвитием эмоционально-волевой сферы;
• с тяжелыми множественными недостатками развития;
• часто неблагоприятными семейными условиями;
Поскольку особенности дефекта при умственной отсталости затрудняют присвоение ребёнком социального опыта, условием достижения цели является коррекционная направленность.
Важнейшее условие в обучении и воспитании и одно из основных средств коррекционной учебно-воспитательной работы является организация охранительного педагогического режима. Это особый спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, предупреждающий переутомление ребенка и создающий условия для постепенного роста нагрузок.
Особенности использования методов и приемов обучения:
• Методы и приемы должны иметь коррекционную направленность;
• Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе.
Обязательно сочетание слова, образа и практического действия:
• Иное соотношение (на начальном этапе больше наглядных и практических методов);
• Некоторые методы используются чаще или реже. Например, беседа и наблюдение используются чаще, а рассказ - реже.
Методы формирования опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения:
- практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях,
- приучение (благодарить, здороваться, обращаться к взрослым и т. п. ,
- упражнение (многократное, специально организованное повторение положительных,
- поручение (выполнение доступных обязанностей,
- ролевые игры, моделирующие нравственные проблемы.
Методы стимуляции
- соревнование,
- поощрение (похвала, благодарность, различные виды наград, подарок, выставки лучших работ)
- наказание ( чаще в форме словесного осуждения: замечание, порицание, внушение, выговор)
Используются технологии: общения, игровая, совместной и самостоятельной деятельности, применение знаний на практике, коррекционного обучения,.
формирование у детей умения видеть свои успехи и положительные поступки.
Тематика мероприятий составляется по индивидуальным возможностям и способностям детей, предусматривается уровень имеющихся умений и навыков, самостоятельности, умение контактировать в коллективе. Дифференцированный подход позволяет индивидуализировать сложные изделия: подготовленным, имеющим опыт детям предлагаются сложные работы, слабым с плохо развитой моторикой даются простые задания. В тоже время обучающий и развивающий смысл мероприятия сохраняется. Все это помогает уберечь воспитанников от страха перед трудностями, приучить, не бояться озвучивать и воплощать свои идеи и замыслы.
Формы проведения мероприятий разнообразны, это и экскурсии, путешествия, игры, беседы, практические занятия.
Применение вовремя занятия игр, сюрпризных моментов, загадок, сказок, стихотворений, пословиц способствует психологической разгрузки, будит фантазию, положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей.
Организуя занятия, руководствуюсь следующими методами.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :
словесный - устное изложение материала, беседа, рассказ.
наглядный - показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.
практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Формы работы: индивидуальная (ребенок должен, по мере своих возможностей, сделать свою поделку);
Бумага.
Здесь пределу творчества нет конца. Сколько всего интересного, красивого и полезного можно смастерить из, казалось бы, такого простого материала.
Не только увлекательна, но и познавательна любая работа с бумагой, будь это вырезание или плетение. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку.
Аппликация способствует развитию творческих способностей, стимулирует сенсорное развитие, чувство света, формы, глазомер, ориентировку в пространстве. Выполняем аппликационные работы из различного материала, как плоскостные, так и объемные.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Оригами – искусство складывания бумажных фигурок. Оригами имеет многостороннее воздействие на детей : это и развитие мелкой моторики, и всех психических процессов. Воспитывает усидчивость, самостоятельность, целеустремлённость, активность ребёнка.
Работа в данных техниках влияет на проявление фантазии, творческих способностей, развивать внимание, речь, память, мелкую моторику рук; формирует самостоятельность, ответственность, аккуратность.
Лепка из глины развивает мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Глина благодатный материал, маленькие комочки творят чудеса, рука становиться тверже, движения точнее.
Работая с глиной попытались стать гончарами мастерами –игрушечниками, где учились не только превращать обыкновенную глину в весёлые игрушки, подарки, сувениры, но также узнали где берут глину, какими свойствами она обладает, какие существуют глиняные промыслы. Расписывали готовые работы.
Пластилинография – способствует снятию мышечного напряжения, развивает воображение, пространственное и художественное мышление, побуждает к самостоятельности, будит фантазию.
Природный материал как нельзя лучше подходит для развития творческих способностей детей.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить и дать как бы вторую жизнь.
Во время экскурсий и прогулок старалась, чтобы дети не остались равнодушными, проходя мимо, листика похожего на бабочку или шишки похожей на сову. А как украсила зима-волшебница деревья, словно кружево.
Изображение природы в рисунках также способствует проявлению детьми творческих способностей. Работа здесь строится по следующему плану: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих наблюдений уточняющими беседами; просмотр картин и иллюстраций; знакомство с лучшими поэтическими образами описания природы.
Игра «Загадочный рисунок» развивает мышление, фантазию, творческие способности; воспитывает настойчивость и выдержку.
На основе начатого рисунка дети рисуют свои.
Мягкая игрушка развивает вкус, фантазию, способствует творческому выражению индивидуальности.
Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирует инициативность, самостоятельность, учит жить по законам красоты, способствует успешной социализации и является одним из важнейших компонентом воспитания в интересах, человека, общества, государства.
Литература:
1. Аппликация и бумагопластика. – М. : АРТ, 2008. - 164с., ил.
2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М. :
3. Новая Москва, 2005.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб. : СОЮЗ, 1997.
5. Горичева В. С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
6. Черныш И. Удивительная бумага. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.