Конспект занятия «Экспедиция-знакомство с национальными традициями других народов»

Марина Хохрина
Конспект занятия «Экспедиция-знакомство с национальными традициями других народов»

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – страну Россию.

Воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету и стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету, с их культурой и традициями. Формировать представления о своеобразии жизни народов Севера, Кавказа, Ставропольского края: природа, жилища, одежда, труд, культурные традиции.

Развивающие задачи:

Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.

Упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением народных костюмов, рассматривание карты мира для детей, глобуса; беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», чтение и рассказывание народных сказок, «Айога», «Кукушка» (ненецкая сказка) калмыцкая сказка «О муравье», «Лёгкий хлеб», (белорусская сказка) и другие, стихов, пословиц, поговорок, загадывание загадок о дружбе; игры народов Севера, Кавказа, России.

Материалы и оборудование: глобус, художественная литература, иллюстрации из серии «Народы России и ближнего зарубежья», Слайды: карта России, картинки с изображением быта, традиций, природы, национальные костюмы, иллюстрация с изображением северных и южных пейзажей, куклы в национальных костюмах, черкесский народный костюм, фонограммы национальных мелодий.

Место проведения ОД: музыкальный зал.

Участники ОД: воспитанники подготовительной группы.

Виды детской деятельности и формы работы с детьми:

1. «Кто живет на планете Земля?»

В музыкальном зале на столе стоит глобус. Двое детей подходят, рассматривают глобус, в зал заходят воспитатель с детьми.

Коммуникативная; познавательно-исследовательская, восприятие ХЛ, игровая

Воспитатель: Ребята, а что вы рассматриваете?

Дети: Глобус - это макет нашей планеты Земля.

Воспитатель: Посмотрим вместе? (рассматривают).

Воспитатель: На карте мира изображено множество стран, какие вы знаете? (ответы детей). Интересно, если я назову страну, вы сможете назвать народ, который в ней живет? (ответы детей). Россия – россияне; Америка — американцы, Япония — японцы; Китай — китайцы; Англия – англичане; Франция – французы; Италия – итальянцы; Индия – индийцы и т. д.

Воспитатель: Вместе с нами на Земном шаре живут люди разных национальностей. (слайды) Как вы думаете, различаются чем-то люди разных национальностей? (ответы детей).

Ребёнок: На огромной на планете

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные,

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик,

Кто-то слабый ученик.

У одних – большие ушки,

У других – кругом веснушки.

Кто- то рыж, а кто-то бел,

Кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить.

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить!

Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Воспитатель: Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи и традиции, национальные песни и танцы, у каждой страны есть свои характерные особенности.

Игра «Подбери картинки»

Дети играют в парах. Каждой паре предлагается лист с названием страны. Задача детей подобрать не менее двух картинок, символизирующих данную страну (национальное искусство, костюм, блюдо, архитектура).

Воспитатель: А чем же похожи дети разных национальностей? (ответы детей).

Ребёнок: Всем нам счастливыми хочется быть,

Новые звёзды на небе открыть,

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

Ростом повыше, по жизни мудрее,

И поменяется мир весь вокруг,

Но рядом останется преданный друг!

2. «Мы – россияне. Народы России»

Коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие ХЛ.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия!

Ребята, какая она, наша Россия? (ответы детей). Самая красивая, родная и любимая, как мама.

Посмотрите на карту России – сколько разных народов живет в нашей стране! И все мы – россияне!

А чем народы России отличаются друг от друга? (ответы детей).

У народов России своя история, свои традиции и обычаи, свои национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой. Русский народ гостеприимный, терпеливый, дружелюбный.

Ребёнок: Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты –

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Ребёнок: Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Ребёнок: Один – рыбак с рожденья, другой оленевод.

Один – кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним – милее осень, другим – милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

(Слайд: карта – на ней дети в национальных костюмах)

3. Экспедиция на Север России.

Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, театрализованная, двигательная.

Воспитатель: Ребята, вам бы было интересно организовать экспедицию и отправится по просторам нашей необъятной страны, вот сюда. А вы знаете, что такое экспедиция? Разрешите, мне быть руководителем экспедиции? Предлагаю отправиться на Север России и познакомиться с традициями живущих там народов. Одеваемся потеплей. Молодцы! Сверху надеваем специальные жилетки, на которых написано: «Российская экспедиция». Главное условие, нам нужно быть дружными, чтобы не отстать и не потеряться в пути. А добраться до Севера нам поможет «Парашют». Итак, в путь! Берёмся за петлю «парашюта», идём по кругу.

(Дети берутся одной рукой за петлю пособия «Парашют» и идут по кругу).

Динамическая разминка:

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи друзьям дорогу. (идут по кругу, высоко поднимая ноги).

Завертелись, завертелись и помчались с ветерком. (топающий шаг)

Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом. (бег по кругу)

Через горы, через горы мы пойдем.

Через горы ледяные перейдем. (ходьба на носках, «парашют» вверх)

К океану ледовитому придём.

Ходят волны вокруг ледяные.

Вот такие они, вот такие (поднимать руки вверх и опускать вниз)

Ребята, внимание приземляемся (присели, положили парашют).

Приземлились. Не замёрзли?

Дети рассаживаются в полукруг перед экраном

Воспитатель: Ребята, кто знает, какие народы живут на Севере России? (ответы детей). На севере с давних пор живут ненцы, эвенки, энцы, долганы. Народы Севера - смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. Основная профессия этих людей – оленеводство, (слайд) они разводят северных оленей. В поисках корма для животных, часто переходят (кочуют) с одного места на другое. Место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. (слайд) Жилище оленеводов называется чум. Чум можно разобрать и перевезти на другое место. В середине чума, на земле, горит костер, над ним висит чайник с водой или котел с супом. В самом верху чума дыра, куда уходит дым. Возле стенок, на дощатом полу размещаются постели, низкий столик, сундук с посудой, ведро с водой и другие нужные вещи. (слайд)

Кроме оленеводства народы севера занимаются охотой, рыболовством. (слайд).

Как вы думаете, на чём передвигаются северные народы? (ответы детей). Ездят они на длинных санях – нартах. (слайд)

Обратите внимание на одежду жителей Севера России, какая она? (слайд).

Малица – длинная теплая одежда из оленьих шкур (слайд). На ногах обувь из оленьего меха – пимы (слайд).

А еще, народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. (слайд). В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха. У северных народов свои национальные песни и танцы. (Видео).

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»

Воспитатель: Народы Севера придумали много интересных игр, которые полюбились и другим народам России. Поиграем в игру «Льдинки, ветер и мороз?»

Дети встают парами, лицом друг к друг и хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети — «льдинки» разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» дети встают в круг и берутся за руки).

Воспитатель: Народы севера придумывают много сказок. А вот и герои одной из них. (Драматизация отрывка сказки «Айога»)

- Почему девочка превратилась в птицу? Чему учит эта сказка?

Понравилось Вам на Севере? Поделитесь впечатлениями, что интересное вы для себя узнали о жизни и традициях народов Севера.

4. Экспедиция на Северный Кавказ

Коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, музыкальная.

Воспитатель: Наша экспедиция продолжает свою работу, предлагаю отправиться на Северный Кавказ (находят на карте). Итак, в путь на «парашюте».

(Берёмся за петлю «парашюта», идём по кругу).

Динамическая разминка:

Завертелись, завертелись и помчались с ветерком. (топающий шаг)

Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом. (бег по кругу)

Через горы, через горы мы пойдем.

Эти горы далеко,

К ним добраться нелегко:

Через горы и овраги (Ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (Прыжки на двух ногах)

Под еловыми кустами (В полуприсяде)

Да сосновыми мостами (Приставным шагом)

Вот и горы впереди –

Выходи и погляди!

Воспитатель: Мы прибыли на Северный Кавказ (демонстрация слайда).

На Кавказе любят музыку и пляски.

На конях джигиты скачут без опаски.

На Кавказе любят сладкий виноград.

Здесь хозяин гостю каждому рад.

А вы знаете, люди каких национальностей проживают на территории Северного Кавказа? (ответы детей). Северный Кавказ многонациональный. Здесь проживают русские, карачаевцы, армяне, черкесы, абазины, грузины, чеченцы, осетины и многие другие.

Рассказ Армена и Эдиты об Армении.

Очень важно людям разных национальностей жить дружно, не ссориться, помогать друг другу, с радостью общаться, уважать национальные традиции и обычаи. Хотите познакомиться с обычаями, традициями одного из народов Северного Кавказа – черкесов?

Воспитатель: Черкесы – наши ближайшие соседи. Вместе с карачаевцами, они проживают в самых горных районах. Климат здесь суровый. Мужчина в семье выполняют главную роль – добытчика, кормильца. Женщина черкешенка оберегает очаг, то есть жилье, воспитывает детей. Мужчины-черкесы пасут животных, любят охотиться на лошадях. Черкесы любят пищу острую, жгучую, с разными приправами (слайды)

Вам нравятся черкесские костюмы? Рассматриваем черкесские народные костюмы

Это национальная одежда. Мужчины носят черкеску из грубой шерстяной ткани. На груди черкески по обеим сторонам нашиваются газыри для вкладывания патронов. Черкеска перетягивается поясом, украшенным серебряными бляшками и кинжалом. (слайд). Папаха (слав. - шапка) – мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы одежды. (слайд)

Женщины-черкешенки носят платья с широкими рукавами. Головной убор черкешинки - ока берк. (слайд)

Звучит музыка, слайд с изображением горной реки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, виднеются горы, река; звучит стремительная, ритмичная кавказская мелодия. (Звучит фонограмма кавказских напевов)

Обратите внимание на национальную черкесскую музыку. Она очень мелодичная и звонкая. Посмотрите, как под нее танцуют: у женщин - плавные движения руками, плывут как лебёдушки, у мужчин движения более резкие, мужчина идет рядом с женщиной, как бы охраняя ее. (видео)

Ребята, хотите попробовать потанцевать, как черкесы и черкешенки? (Дети с воспитателем танцуют.)

Воспитатель: Ребята, помогла ли вам экспедиция на Северный Кавказ узнать новое и интересное об его жителях, поделитесь впечатлениями?

5. Возвращение экспедиции. Рефлексия.

Время экспедиции истекает, возвращаемся на парашюте.

Подходят к глобусу.

Воспитатель: Ребята, какая получилась интересная встреча, мы вместе вспомнили о национальных особенностях жителей других стран, познакомились с традициями народов Севера России и наших соседей – жителей Северного Кавказа черкесов. В знак дружбы народов всей Земли, возьмемся за руки и еще раз расскажем о нашей доброй планете.

Игра «Добрая планета».

Добрая планета – это дом родной (разводят руки от груди в стороны)

На моей планете лес такой густой (покачивают поднятыми вверх руками)

Реки с гор стекают (имитируют руками волны)

И шумят моря (плавно поднимают и опускают руки)

Все это родная, милая Земля (разводят руки в стороны ладонями вверх, как-бы очерчивая большой шар-делают руками круг)

Есть пески, барханы (делают полукруг правой, потом левой рукой)

И верблюды там (покачиваются из стороны в сторону, руки на поясе)

Есть снега (руки на поясе, шаги на месте, высоко поднимая ногу согнутую в колени, имитируя высокие сугробы)

и Северный плещет океан (выполняют наклон туловища вниз, кистями рук покачивая из стороны в сторону)

В джунглях обезьяны (подпрыгивают, поднимают руку вверх и кладут на колено, то же другой рукой)

В городах – дома (поднимаются на носочки, рук поднимают вверх, соединяют ладони имитируя крышу)

Там живут и папа с мамой (берут соседей за руки)

Там мои друзья (бегут в центр круга мелкими шагами)

Утром солнце светит (расходятся от центра круга, взявшись за руки)

В ночь глядит луна (смотрят в телескоп, выполняя легкий наклон туловища вперед)

Лучшая на свете, ты моя Земля. (выполняют хлопки, поднятыми вверх руками)

Ребята, чтобы вы хотели пожелать людям нашей планеты? (пожелания детей, передавая по кругу глобус).

Результат совместной деятельности: Актуализировали представления о народах, населяющих планету Земля. Совершили виртуальную экспедицию, где познакомились с культурой, традициями и бытом народов Севера, Северного Кавказа.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «В гостях у тётушки Авдотьи». Знакомство с русскими народными традициямиКонспект интегрированного занятия «В гостях у тётушки Авдотьи». Знакомство с русскими народными традициями В гостях у тётушки Авдотьи. Знакомство с народным творчеством. Интегрированное занятие во 2-й младшей группе. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группыКонспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группы Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Конспект занятия для воспитанников старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера» Цель: Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера. Задачи: - познакомить воспитанников с жизнью народов Севера (природа, жилища, одежда,.

Конспект занятия по познавательному разитию «Знакомство с жизнью народов Севера» (с презентацией) Старшая группа ЦЕЛЬ:познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера. ЗАДАЧИ:• воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;.

Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Эколого-этнографический проект. Цель проекта: Дать детям начальные знания о культуре,.

Ознакомление детей с традициями народов Севера У северных народов одежду шьют из оленьих шкур. Шитьём занимается женщина, она шьют одежду и обувь для всей семьи, чаще всего в зимнее время.

Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Женская одежда и обувь. Нательная женская одежда представляет собой платье с длинными.

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья. В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были.

Знакомство дошкольников с традициями через игру Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Наряду с такими особенностями как структура,.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия «Экспедиция-знакомство с национальными традициями других народов»
Опубликовано: 5 мая 2017 в 19:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...
Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с...
Художественно-познавательный проект в старшей группе ( 5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической и...