Елена Лябушева
Конспект занятия «Образы осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Работа с листьями «Образы осени».
Цель: Расширять и обогащать знания детей об осенней поре средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки).
Задачи: -учить понимать чувства, переданные художниками, композиторами, поэтами в своих произведениях.
-закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности (изобразительные средства, ритмопластика, аранжировка музыкальных произведений).
Публикация «Конспект занятия „Образы осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
-воспитывать любовь к родной природе, искусству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.
Оборудование: слайд «Золотая осень»,осенние листья, клей, ножницы, заготовки силуэтов, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь».
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Приветствие.
2. Сообщение темы и целей занятия.
-Ребята, сегодня на занятии мы поговорим об осени, её приметах, о том, как отражали свои впечатления об осени поэты, художники, композиторы.
3. Беседа об осени.
-Скажите, осень всегда одинакова на своём протяжении? Верно, её приметы постоянно меняются.
- Какие части осени мы выделяем? Какие месяцы соответствуют каждой осенней поре? Перечислите их приметы.
-«Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной», - писал об осени Иван Алексеевич Бунин. О какой осени эти стихи? Верно. О середине осени.
-Ребята, вы чувствуете, что в стихах и музыке речь идёт о самой красивой осенней поре? «Лес, точно терем расписной». Как её называют? Верно. Золотая осень.
(Обращаю внимание на картину И. И. Левитана «Золотая осень», даю время рассмотреть её)
-Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Она вам нравится? Какое настроение вызывает у вас картина? (Картина вызывает у меня чувство радости (печали; грусти; создаёт весёлое настроение).
-Вот и у меня настроение радостно-грустное. Как вы думаете, почему (Радостно от солнечного дня, грустно от того, что пролетело лето).
-Правильно. Радует солнечный день, яркие краски золотой осени. Грустно, что скоро осыплются листья и придёт осень с холодными дождями, а там наступят первые зимние морозы. Наверное, и у художника Исаака Ильича Левитана, написавшего эту картину, было и восхищение красотой осени и грусть о предстоящих холодах, поэтому нам нравится эта картина: она передаёт наши чувства.
- Как бы вы назвали эту картину( «Осень». «Золотая осень». «Осенний день».)
-Свою картину Исаак Ильич Левитан назвал «Золотая осень».
Какие приметы осени изобразил художник на этой картине (Листья пожелтели. Трава высохла. Ветрено. На полях зеленеет озимь. От воды и неба веет холодом).
-Какие изобразительные средства выбрал художник для выполнения своего замысла? Это живопись, так как главное в ней цвет.
-Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это скучный пейзаж, осеннее увядание природы и грусть по уходящему лету.
-Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке Пётр Ильич Чайковский.
-Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется “Осенняя песнь”. Послушайте, пожалуйста, это произведение и скажите, какие чувства передаёт композитор в это произведении?
(Звучит аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь»)
-Какое настроение навеивает нам эта музыка? (Музыка грустная, печальная, нежная, лёгкая. Композитор передал в пьесе «Осенняя песнь» чувство печали по прошедшему лету).
-Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом. Но ранняя осень очень красива,и нам хочется подольше наслаждаться ее красотой.
4. Планирование выполнения работы.
-С помощью этих листочков, мы сегодня сделаем аппликацию «Образы осени».А что это значит? То что сейчас мы будем художниками и сохраним свои впечатления о золотой осени.
-Я предлагаю вам заготовки силуэтов, вырезанных из журналов. С помощью листьев дополните эти рисунки. Можно с помощью листьев сделать прическу, украсить платье или фон.
Выполнение работы.
5. Итог занятия.
Выставка работ учащихся.
-Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, как передали в своём творчестве образ осени композитор Петр Ильич Чайковский, художник Исаак Ильич Левитан, поэт Иван Алексеевич Бунин.
-Каждый из этих талантливых людей по-своему передал образ осени. И всё же, есть в них что-то общее.
Может быть, кто-то заметил и ответит мне, что же объединяет эти произведения? (В этих произведениях создаётся впечатление уходящего лета, прощание с яркой осенней порой. От всех произведений веет светлой грустью. Но мы сегодня с помощью ваших осенних картин сохранили воспоминания об этом прекрасном времени года).
.