Ольга Печникова
Тематическая беседа-концерт «Вольфганг Амадей Моцарт»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – КОНЦЕРТ
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
(по маленьким сказкам о детстве Моцарта
«Тайна запечного Сверчка» Г. Цыферова).
СОСТАВИЛА И ПРОВЕЛА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Печникова О. Ю.
МДОУ Детский сад № 50 «Сказка»
(Звучит фрагмент 1 части симфонии №40 Моцарта)
ПЕДАГОГ: Музыка… Я слушаю эту старинную музыку, и, как наяву предстает перед моими глазами маленький старый домик, и сам маэстро – веселый мальчик с тоненькой шейкой, и в серебряном паричке, похожий на вербную веточку. Прекрасное видение!
Публикация «Тематическая беседа-концерт „Вольфганг Амадей Моцарт“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Я расскажу вам о жизни маленького Моцарта. И если кто-нибудь скажет, что в моих рассказах больше выдумки, чем правды, я отвечу: «Что ж, музыка Моцарта, разве она не сказочное чудо?»
(Звучит фрагмент 1 части фортепианной сонаты №11 ля-мажор – последняя вариация)
В те дни город Зальцбург был столицей маленького церковного княжества. Как не сказочно это, но в Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий – пел, каждый четвертый – обязательно играл на музыкальном инструменте. А как пели, играли и плясали зальцбурцы! Даже строгие церковные кресты и те, казалось, начинали приплясывать, стараясь закружить в веселом танце, пролетающие мимо веселые облака!
Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт. Отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт, счастливо вздохнув, задумался: «А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все Моцарты, иль, подобно мне, отдаст свое сердце музыке? Кто знает?». Ну конечно маленький Моцарт стал музыкантом! Мы даже знаем сейчас тот счастливый день и час, когда это произошло. Среди многих записей старшего Моцарта есть такие волшебные строчки: «Этот менуэт и трио Вольфгангерль выучил в половине десятого вечера в возрасте четырех лет за день до своего рождения».
От чего маленький Моцарт стал так рано музицировать? Может быть, здесь есть какая-то сказочная тайна? В тот вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфганг дремал в кресле. И вдруг…Что бы это могол быть? Такой долгий и странный звук… «Наверное, это хрупкий луч луны замер и сломался, стукнув в окно», подумал Вольфганг. Малыш встал, чтобы посмотреть, и тут … Да это же сам запечный Сверчок со своей волшебной скрипкой! Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:
- Добрый вечер, маленький сударь!
- Добрый вечер, - удивился Моцарт.
Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок… и заиграл (звучит каденция 1 часть концерта №4 для скрипки с оркестром ре-мажор).
Он играл так прекрасно, что не выдержав, мальчик воскликнул:
- Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!
- Что же вам мешает, маленький сударь? – спросил сверчок.
- По-моему, у вас есть и слух и сердце
- Но я еще маленький! – рассердившись, сказал Моцарт и с досадой топнул ножкой.
Тогда Сверчок тоже топнул ножкой.
- Стыдитесь, я же меньше вас! Мне всего годик, а вам – четыре! И уже давно пора стать настоящим маэстро!
- Вы правы, - смутился Моцарт, - Но ноты. Ах, эти ноты! Я всегда их забываю!
И здесь говорящий Сверчок улыбнулся и сказал:
- Зачем то я пришел. Сейчас я сыграю одну волшебную мелодию.
Запомните ее и тогда вы будете помнить и все остальные! Слушайте…
И Сверчок заиграл. (звучит мелодия 2 части концерта №4 для скрипки с оркестром ре-мажор).
Никогда раньше не приходилось Вольфгангу слышать музыку, подобную этой!
Умолк последний звук.
- Прощайте, маэстрино. Надеюсь, со временем, когда вы станете знаменитым музыкантом, вы вспомните обо мне! – сказал сверчок и, откланявшись, удалился…
Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка…
Моцарт с отцом едет в Вену, столицу Австрии. В Зальцбурге уже восторгались игрой мальчика. И все-таки здесь, в Вене, все внушало опасения. Однако, все опасения напрасны! Маленький музыкант сразу покорил венскую публику. Вольфганг играл бесподобно! (звучит 2 вариант из 1 части сонаты №11 для фортепиано ля-мажор). И наверное, поэтому, когда кончилась музыка, так долго длилось молчание: эхо звуков угасало в каждом сердце, и каждый прислушивался к себе, ловил их последнее дыхание (звучит минорная вариация из 1 части сонаты №11 для фортепиано ля-мажор). Но вот зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка! Взлетели вверх кружевные манжеты. Все говорили, вздыхали и повторяли без конца: «Прелестно! Прелестно!».
Так было вечером…
А утром…Утром произошло еще одно удивительное событие. Едва маленький Моцарт проснулся, едва открыл глаза, как вдруг распахнулась дверь и на пороге появился чопорный императорский лакей. Осыпав комнату блеском позументов. Он склонился в торжественном поклоне:
- За вашу прелестную музыку Ее Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца!
Ах, какое прелестное пробуждение! Словно кружится, сверкают бесчисленные зеркала, и в каждом – лиловом камзол, и в каждом – серебряная шпага!
Старший Моцарт, роняя слова, сквозь счастливые слезы говорит: «Сегодня ты уже не какой-то неизвестный музыкант. Отныне ты – маленький принц австрийской музыки! Поздравляю тебя, мой мальчик!».
Как то маленький Моцарт выступал в Италии. Папа римский собирал и покупал самую прекрасную музыку. Раз или два в год эта прекрасная музыка звучала в папской церкви. А потом праздник кончался, все меркло. Драгоценные ноты прятали в бархатную темницу – золоченную папскую шкатулку. Там они хранились до следующего праздника. День и ночь дюжих гвардейца стояли на страже, оберегая прекрасную музыку. Однажды, гуляя по вечернему Риму, Моцарт забрел в папскую церковь. Был праздник. Торжественная музыка сотрясала церковные своды, пел хор (звучит фрагмент Вивальди «Магнификат». Никто не заметил прихода юного Моцарта. А он пришел, послушал музыку и ушел, так и не замеченный. На другой день в папском дворе начался неслыханный переполох. Все бегали, суетились, стукались лбами и ахали: «Музыка! Пропала музыка! Прекрасную музыку похитили.». Виновником переполоха был маленький Моцарт. Однако он и пальцем не тронул шкатулку с драгоценными нотами. Будучи в церкви он просто запомнил эту музыку – всю. От начала до конца! Теперь ее распевал весь Рим. Ах, как негодовал папа! Он даже велел арестовать уши Моцарта. Дабы впредь они не смели слышать то, что им не положено!
«Арестовать уши» - смеялся весь Рим, вся Италия. В испуге зазвенели колокола папской церкви. И тогда папа решил: «Лучше быть добрым, чем смешным». И маленького Моцарта не просто простили, но и наградили орденом «Золотой шпоры», которым награждали только самых знаменитых и старых композиторов. А Моцарту едва минуло …двенадцать лет!
Париж…Наверное, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты, менуэты, и, надев серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нем заговорил весь Париж (звучит фрагмент «Турецкого рондо» из сонаты №11 ля-мажор). Его величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. В этот вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шел и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился. На набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку. Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдет там и сантима. И тогда, решительно сдернув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его не плечи нищего мальчугана и бросился бежать… Уму было нестерпимо стыдно. Что стоили успех, его великолепие, когда на свете столько горя. Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. В ней радость и грусть, печаль и надежда:
Спи, моя радость, усни,
В доме погасли огни,
Рыбки уснули в пруду,
Птички затихли в саду,
В лунный серебряный свет,
Каждый листочек одет…
Спи, моя радость, усни
Усни, усни…
В доме все стихло давно,
В кухне, в подвале темно,
Дверь не одна не скрипит,
Мышка за печкой спит.
Кто то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни,
Усни, усни…
Завтра ты будешь опять,
Бегать, смеяться, играть,
Завтра тебе я в саду,
Много цветочков найду.
Все то достать поспешишь,
Лишь бы не плакал малыш!
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни,
Усни, усни…
(Дети поют колыбельную песню).
Но время шло. Моцарт стал взрослым. Пока Моцарт был маленьким чудом, забавной игрушкой знатных господ, его любили и баловали. Но взрослый он не мог без разрешения переступить порог аристократического салона. Там ценился талант, а не титул. Внук переплетчика, бедняк из Зальцбурга…Да кто же будет ему кланяться?. Итак, кончилось детство. Кончилась сказка…
Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь. Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену. Напрасно грустили о нем зальцбурцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.
А вскоре почтовая карета привезла из австрийской столицы письмо. В нем торжественно извещалось: «Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом ХVIII столетия!»
Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей!
Звучит музыка Моцарта. И светлее мир, и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью. И если вы полюбили Моцарта и вам не хочется с ним расставаться, слушайте его прекрасную музыку!
(звучит фрагмент 1 части симфонии №40)