Папки-передвижки

Тематическое планирование логопедических занятий

Екатерина Прохорова
Тематическое планирование логопедических занятий

Тематическое планирование логопедических занятий во второй младшей группе для детей с общим недоразвитием речи (II уровень)

В настоящее время логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи начинают оказывать с трехлетнего возраста. Для них создаются специальные группы: вторая младшая группа для детей 3-4 лет.

Публикация «Тематическое планирование логопедических занятий» размещена в разделах

Известно, что «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи» (Левина Р. Е., 1968).

Как правило, во вторую младшую группу для детей с речевыми нарушениями зачисляют дошкольников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (II уровень). Этот уровень речевого развития характеризуется тем, что общение осуществляется не только с помощью жестов, которые сопровождаются лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств. В речи дети используют двух-трех словные фразы, в которых наблюдается употребление не только аморфных слов, но и слов с выраженными категориальными признаками рода, числа, падежа (в некоторых случаях). Дошкольниками с ОНР (II уровень) осуществляются попытки применения в самостоятельной речи уменьшительно-ласкательных форм, а также некоторых простых предлогов, однако большая их часть и сложные предлоги вызывают затруднения в понимании, дифференциации и употреблении. У детей наблюдается незначительное количественное и качественное улучшение состояния их лексикона, но следует отметить, что существенные трудности возникают при понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица и т. п. Возникают трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, антонимических и синонимических отношений. Для детей данного уровня речевого развития характерно многозначное употребление слов и их смысловые замены.

Самостоятельная речь дошкольников 3-4 лет с ОНР (II уровень) малопонятна в связи с тем, что грубо нарушены звукопроизношение и слоговая структура слов. У детей страдает произношение и различение фонем; при воспроизведении слов из двух и более слогов дошкольники нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или добавляют слоги, а также искажают их звучание. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и часто сводится к простому перечислению увиденных событий и предметов (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., 1993).

При общем недоразвитии речи (II уровень) у детей 3-4 лет проявляется ярко выраженный аграмматизм. Речевые средства, которыми владеет ребенок, недостаточны для полноценного общения с окружающими. Все эти факты свидетельствуют о том, что необходимо осуществлять специальное коррекционное обучение детей, имеющих ОНР (II уровень).

Основные направления работы в области развития импрессивной и экспрессивной речи детей состоят в следующем:

1. Импрессивная речь

развитие и уточнение восприятия речи;

расширение объема понимания лексических единиц;

развитие понимания основных грамматических форм речи.

2. Экспрессивная речь

обогащение активного лексикона;

развитие диалогической и простых форм монологической речи.

Содержание коррекционного обучения предусматривает три периода: I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь); II период обучения (декабрь, январь, февраль, март); III период обучения (апрель, май, июнь) и реализуется 3 раза в неделю на фронтальных логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, протяженностью 10-15 минут. Начиная с июня, логопед проводит индивидуальную работу с детьми.

Предлагаемая система логопедических занятий направлена на развитие коммуникативной функции речи детей 3-4 лет, имеющих ОНР (II уровень, а также на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

месяц № п/п тема цель

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь, 2-я половина

1 Игрушки Стимулировать называние игрушек, их качеств и действий с ними в игровой ситуации (большой мяч, маленькая машинка, мяч катится, машинка едет).

2 Игрушки Согласование имен существительных единственного числа именительного падежа с глаголами повелительного наклонения (Белка, спи! Ваня, пей).

3 Игрушки Согласование имен существительных единственного числа именительного падежа с глаголами прошедшего времени (Волк пришел. Катя дала.).

4 Игрушки Согласование имен существительных единственного и множественного числа именительного падежа с глаголами настоящего времени (Заяц сидит. Зайцы сидят.).

5 Фрукты Практическое употребление глаголов повелительного наклонения с именами существительными единственного и множественного числа (Возьми грушу. Возьми груши.)

6 Фрукты Согласование имен существительных единственного числа именительного падежа глаголами прошедшего времени (Ананас упал. Слива упала. Яблоко упало.).

Октябрь

7 Фрукты Активизировать в словаре детей слова, описывающие качественные признаки отдельных предметов (большой, маленький, вкусный, сладкий).

8 Овощи Согласование имен существительных множественного числа именительного падежа с глаголами прошедшего времени (Помидоры поспели. Огурцы собрали.).

9 Овощи Согласование имен существительных единственного числа именительного падежа с глаголами настоящего и прошедшего времени (Свеклу сажают. Свеклу посадили.).

10 Овощи Активизировать в словаре детей слова, описывающие качественные признаки отдельных предметов (сочный, круглый, твердый, мягкий).

11 Овощи и фрукты Практическое употребление качественных прилагательных, определяющих вкусовые качества (кислый лимон, сладкое яблоко, горький перец, соленый огурец).

12 Человек Согласование местоимения с глаголом настоящего времени (Я иду. Мы поем. Он стоит. Они спят.).

13 Человек Согласование местоимения с глаголом прошедшего времени (Я шла. Мы пели. Он стоял. Они спали.).

14 Человек Практическое употребление качественных прилагательных, определяющих характерологические особенности (хороший, плохой, добрый, злой).

15 Осень Практическое употребление глаголов единственного и множественного числа настоящего времени (Дождь идет. Листья желтеют, краснеют.).

16 Осень Практическое употребление глаголов единственного и множественного числа прошедшего времени (Дождь прошел. Листья пожелтели, покраснели.).

17 Осень Учить детей заканчивать предложение словом, используя различного вида опоры (муляжи, предметы, картинки и др.).

18 Одежда Выполнение речевой инструкции в одно действие (Надень Маше платье. Сделай Маше прическу. Завяжи Маше бантик.).

Ноябрь

19 Одежда Практическое употребление имен существительных единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофта - кофточка, брюки - брючки, носки - носочки, платки - платочки).

20 Одежда Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с именами существительными (мой плащ, костюм; моя куртка, кофта).

21 Обувь Практическое употребление служебных частей речи: Частиц: ка, бы; междометий: АХ! ОХ! (Дай-ка туфли. Я бы дал …АХ! Какие ботинки! ОХ! Ну и тапочки.).

22 Обувь Согласование притяжательного местоимения «мои» с именами существительными (мои ботинки, мои туфли).

23 Обувь Практическое употребление имен существительных множественного числа с предлогом «в» (Петя в ботинках. Оля в туфлях.).

24 Семья Практическое употребление служебных частей речи. Частиц: да, то; междометий: ЭХ! УХ! (Папа да мама. Я-то вижу. ЭХ! Ну и сестра. УХ! Этот братишка.).

25 Семья Практическое употребление имен существительных единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени (Мама гладит. Братья играют.).

26 Семья Употребление наиболее доступных притяжательных прилагательных (мамина шляпа, мамин фартук, мамины перчатки, папина рубашка, папин галстук, папины брюки).

27 Семья Учить употреблять слова - определения, описывающие личностные характеристики родного человека (веселый, добрый, красивый, любимый).

28 Домашняя птица Практическое употребление служебных частей речи. Частиц: не; междометий: АХ! УХ! (Не надо выпускать цыплят! АХ! Что за гуси! УХ! Какой петух).

29 Домашняя птица Практическое употребление глаголов единственного и множественного числа с существительными (Утка плывет. - Утки плывут. Петух поет. - Петухи поют.).

30 Детеныши домашних птиц Научить детей соотносить названия детенышей птиц с названиями самих птиц и закрепить это в их речи (цыпленок-курица, утенок-утка, гусенок-гусь, индюшонок-индюк).

II период обучения (декабрь, январь, февраль, март)

Декабрь

31 Домашние животные Формирование падежных окончаний имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с продуктивными окончаниями: -а, -ы, -и (овца - овцы, кошка - кошки, козленок - козлята).

32 Домашние животные Учить употреблять имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени (Собака лает. - Собаки лают. Корова мычит. - Коровы мычат.).

33 Домашние животные Практическое употребление имен существительных единственного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кот - котик, лошадь - лошадка, коза - козочка).

34 Детеныши домашних животных Научить детей соотносить названия детенышей домашних животных с названиями самих животных и закрепить это в их речи (щенок-собака, котенок-кошка, козленок-коза, поросенок-свинья).

35 Деревья Формирование падежных окончаний имен существительных винительного падежа единственного числа с окончанием -у (Посади сосну, рябину. Выкопай березу, осину.).

36 Деревья Формирование падежных окончаний имен существительных винительного падежа множественного числа (Полей дубы. Пересади клены.).

37 Деревья Стимулировать детей к поддержанию короткого диалога по изучаемой теме.

38 Цветы Согласование имен существительных с именами прилагательными (роза красная, тюльпан желтый, василек синий).

39 Цветы Формирование падежных окончаний имен существительных винительного падежа единственного числа с предлогом «на» (Положи ромашку на стол. Бабочка села на мимозу.).

40 Цветы Согласование количественных числительных «один», «одна», «много» с существительными (У меня одна роза (один василек). У меня много ромашек.).

41 Мебель Формирование падежных окончаний имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа с продуктивными окончаниями: -а, -ы, -и (стол - столы, кресло - кресла, кровать - кровати).

42 Мебель Формирование падежных окончаний имен существительных винительного падежа единственного числа с предлогом «под» (Убери мяч под стул. Вилка упала под стол.).

Январь

43 Мебель Практическое употребление качественных прилагательных (Маленький стул, круглый стол, коричневая кровать).

44 Зима Активизировать в речи детей слова: имена существительные, имена прилагательные, глаголы по данной теме (снег, лед, холодный, ледяной, лепить, катать, мерзнуть и др.).

45 Зима Практическое употребление имен существительных дательного падежа единственного числа без предлога для обозначения лица (Дай Мише. Дай Вале.).

46 Зима Практическое употребление имен существительных дательного падежа единственного числа с предлогом «к» для обозначения направления (К дому. К ребятам.).

47 Зимние забавы Формирование падежных окончаний имен существительных творительного падежа единственного числа без предлога в значении орудийности с ударным окончанием (зимой, рукой).

48 Зимние забавы Формирование падежных окончаний имен существительных творительного падежа единственного числа без предлога в значении орудийности с безударным окончанием (лопатой, машиной).

49 Зимние забавы Формирование падежных окончаний имен существительных творительного падежа единственного числа с предлогом «за» для обозначения цели (за шапкой, за санками).

50 Дикие животные Употребление имен существительных родительного падежа единственного числа с предлогом «у» (У ежа. У лисы. У волка.).

51 Дикие животные Употребление имен существительных родительного падежа единственного числа с предлогом «от» (от медведя, от слона, от тигра).

52 Дикие животные Формирование падежных окончаний имен существительных предложного падежа единственного числа с предлогом «о» (о зайце, о лисе, о волке).

53 Детеныши диких животных Научить детей соотносить названия детенышей диких животных с названиями самих животных и закрепить это в их речи (лисенок-лиса, зайчонок-заяц, волчонок-волк, ежонок-еж).

54 Детеныши диких животных Составление короткого описательного рассказа по плану с применением различного опорного материала.

Февраль

55 Птицы Формирование падежных окончаний имен существительных предложного падежа единственного числа с предлогом «в» (в гнезде, в парке).

55 Птицы Практическое употребление имен существительных предложного падежа единственного числа с предлогом «на» (на березе, на ветке).

56 Птицы Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в именительном падеже (Сидит черная ворона. Прыгает маленький воробей.).

57 Детеныши диких птиц Научить детей соотносить названия детенышей диких птиц с названиями самих птиц и закрепить это в их речи (орленок-орел, галчонок-галка, вороненок-ворона).

58 Детеныши диких птиц Составление короткого описательного рассказа по плану с применением различного опорного материала.

59 Детеныши диких птиц Практическое употребление единственного и множественного числа имен существительных (лисенок-лисята, котенок-котята, утенок-утята, орленок-орлята).

Февраль

60 Головные уборы Формировать умение выполнять два последовательных действия (Возьми кепку и положи ее на полку. Достань шапку и убери ее в шкаф. Возьми берет и положи его под кепку.).

61 Головные уборы Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в косвенных падежах (Неси синюю шляпу. Дай белый платок. Нет красной кепки.).

62 Головные уборы Составление предложений из 3-4 слов (Петя, подними шапку. Лене подарили шляпку. У Маши есть берет. Оля носит синий платок.).

63 Транспорт Составление предложений из 4-5 слов (Автобус едет по дороге. На улице много машин. Трамвай подъезжает к остановке.).

64 Транспорт Составление фразы с однородными членами предложения (Миша, Катя, Толя едут в машине. Паше купили зеленую, красную, синюю машинки. Автобусы, троллейбусы, машины стояли в парке. Дети прыгают, бегают, играют).

65 Ягоды Составление фразы с однородными членами предложения (Мама купила малину, вишню, сливу. В лесу растут: ежевика, черника, голубика.).

Март

66 Ягоды Учить отвечать на вопросы: Кто это и что делает? (Это Оля. Она собирает ягоды.).

67 Посуда Учить отвечать на вопросы: Кто это и что делает? (Вот Миша и Петя. Они моют тарелки, чашки, вилки.)

68 Посуда Учить выражать свою просьбу, не подключая жесты (Дайте, пожалуйста, ложку. Принесите, пожалуйста, тарелки.).

69 Посуда Практическое использование в речи детей имен существительных в творительном падеже (Я ем суп ложкой. Я режу мясо ножом.).

70 Рыбы Практическое употребление в речи детей качественных прилагательных (большая, маленькая, золотая, красивая).

71 Рыбы Учить понимать несложные рассказы и отвечать на вопросы по их содержанию.

72 Рыбы Формировать умение понимать несложные сказки и отвечать на вопросы по их содержанию.

73 Детский сад Стимулировать детей к поддержанию короткого диалога по изучаемой теме.

74 Детский сад Учить рассказывать об увиденном на прогулке в 2-4 предложениях.

75 Детский сад Обучение рассказу об увиденном на картине в 2-4 предложениях.

76 Продукты Формировать умение выполнять три последовательных действия (Возьми пакет, достань из него сыр и положи его на полку. Открой холодильник, возьми молоко и налей его в чашку.).

77 Продукты Практическое употребление качественных прилагательных по изучаемой теме (твердый, мягкий, белый, желтый, вкусный и т. п.).

III период обучения (апрель, май, июнь)

Апрель

78 Продукты Составление короткого описательного рассказа по плану с применением различного опорного материала.

79 Природа Научить детей употреблять качественные прилагательные (холодный, горячий, белый) в сочетаниях с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, огонь, снег, лед).

80 Весна Закрепить умение придумывать конец предложения с помощью различных опор (предмет, картинка и т. п.).

81 Весна Стимулировать детей к поддержанию короткого диалога по изучаемой теме.

82 Весна Составление короткого рассказа по картине с опорой на вопросы взрослого.

83 Перелетные птицы Формирование умения самостоятельно составлять фразы с использованием наглядного материала (предметные картинки, сюжетные картинки).

84 Перелетные птицы Учить детей поддерживать беседу с взрослым на знакомую тему, используя полученные ранее знания.

85 Перелетные птицы Составление короткого описательного рассказа с использованием качественных прилагательных, обозначающих размер, цвет и т. д.

86 Подводный мир Стимулировать детей к поддержанию короткого диалога по изучаемой теме.

87 Подводный мир Обучение детей пересказу по серии сюжетных картин.

88 Подводный мир Учить детей пересказу по сюжетной картине.

89 Мебель Формировать у детей умение производить правильные действия, обозначаемые глаголами: «стоит под стулом», «лежит на кресле», «прячется в доме», «находится за шкафом», «возьми из тумбочки».

Май

90 Мебель Учить детей правильно отвечать на специальные вопросы, заданные со словами «откуда», «куда»

91 Мебель Составление предложений по демонстрации действий (Я положил мишку на кровать. Я убрала кубики в шкаф. Я поставила туфли под стул.).

92 Транспорт Учить правильно употреблять в речи детей основные глаголы движения (приехать-уехать, прийти-уйти, войти-выйти, подниматься-спускаться).

93 Транспорт Обучение детей правильно соотносить основные глаголы движения с названием определенных транспортных средств (лететь на самолете, плыть на корабле, ехать на машине).

94 Транспорт Закрепить в речи детей употребление предлогов «на», «в» с существительными в предложном падеже множественного числа (Мой зайчик летит на самолете. Моя кукла едет в автобусе.).

95 Лес Практическое использование имен существительных в родительном падеже (В лесу много грибов. На кустике мало ягод.).

96 Лес Составление рассказа по серии сюжетных картин.

97 Лес Составление рассказа по сюжетной картине.

98 Скоро лето Закрепить в самостоятельной речи детей использование основных глаголов движения в будущем времени (Я поеду на дачу на машине. Я поплыву к дедушке на лодке.)

99 Скоро лето Составление предложений по демонстрации действий (Петя собирает ягоды. Оля плавает в озере. Мама варит компот.).

100 Скоро лето Составление описательного рассказа с применением опорного материала.

101 Любимые игрушки Практическое употребление имен прилагательных (интересный, красивый, мягкий и т. п.).

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование логопедических занятий
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 07:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД