Приложение МААМ

Тематическое планирование занятий, направленных на психомоторное развитие детей раннего возраста

Оксана Чернова
Тематическое планирование занятий, направленных на психомоторное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Ребенок, подобно растения, творит себя изнутри, и этот процесс строго индивидуальный. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, "материальной базой", где она черпает ресурсы, необходимые для ее питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к ней эти ресурсы, создать для нее благоприятную питательную среду ".

(С. Фрэн)

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда потенциальные возможности ребенка чрезвычайно велики, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее. Ребенок раннего возраста, находящийся в депривационных условиях, несмотря на свою способность к развитию, с течением времени все больше удаляется от возрастной нормы.

Публикация «Тематическое планирование занятий, направленных на психомоторное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Под депривацией (deprivation – потеря чего-либо) обычно понимают психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение основных (жизненных) психологических потребностей в течение длительного времени. Депривационный синдром отражается на всех параметрах организма, но ведущим является психическое звено. Депривация как феномен возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. При этом у него снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы.

В домах ребенка выделяется ряд таких факторов: стереотип интерьера группы, где дети находятся постоянно; стереотипность подходов к детям; отсутствие или резкое ограничение индивидуальных контактов с взрослым; большое количество сверстников, постоянно присутствующих в группе; резкое ограничение контактов с внешним миром и др. Психическая депривация ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях закрытого детского учреждения, приводит к широкому спектру различных нарушений психического развития. По статистике, уже к трем – четырем годам практически у 100% воспитанников Домов ребенка формируется та или иная степень задержки нервно-психического развития. Изучением особенностей развития детей-сирот раннего возраста занимались : Л. Ф. Мейер (1914); Н. М. Щелованов (1938); R.A. Spitz (1945); Т. М. Землянухина, М. И. Лисина (1982); С. Ю. Мещерякова (1982); Л. М. Царегородцева (1987); Л. Н. Галигузова (1990, М. В. Лещенко (1999); Ю. А. Разенкова (1997, 1998, 1999); Р. Ж. Мухамедрахимов, (2001) и др.

В отечественной и зарубежной специальной педагогике и психологии в последние годы значительно возрос интерес к возможно более ранней коррекции отклонений в развитии детей. Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в учреждениях интернатного типа, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, развитие которых обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами. С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

В своём исследовании мы сталкиваемся с понятием «депривация». В структуру психической депривации входит :

• эмоциональная депривация - отсутствие заботы, ласки, понимания и т. д. ;

• сенсорная - недостаточность внешних стимулов (зрительных, слуховых, тактильных, источником которых на первом году жизни является мать;

• социальная, включающая состояния безнадзорности, бродяжничества и т. д.

• в основе материнской депривации лежит в первую очередь механизм обеднения эмоциональной сферы, но немаловажную роль играет также сенсорный компонент.

Наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом депривации является материнская депривация и, прежде всего, госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери.

По данным отечественных исследователей, в условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии :

1) нарушение формирования личности;

2) нарушение психического и интеллектуального развития;

3) психические расстройства

Многочисленные исследователи (Й. Лангмейер, З. Матейчек, 1984; М. И. Лисина, 1990; Р. Ж. Мухамедрахимов, 2003; и др.) делают вывод, что в Домах ребенка обеспечивается удовлетворение преимущественно физиологических потребностей детей, тогда как психологические игнорируются. Основными факторами, обусловливающими отклонение в психическом развитии воспитанников Домов ребенка, считают неполноценное общение со взрослым, связанное с большим количеством детей в группе, ориентацией персонала на физиологический уход, частой сменой персонала и переводом детей из группы в группу, жестким регламентом жизни детей и деятельности персонала.

По результатам диагностики мною была составлена коррекционно-развивающая программа, в которую были включены специально организованные коррекционно-развивающие занятия, составленные с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

В основу нашей программы легли игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной.

Цель программы: смягчение последствий депривации детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребёнка. Повышение уровня психомоторного развития.

Задачи программы:

1. Учить ребёнка выделять себя из окружающей действительности, формировать представление о себе и своем "Я", а также представления о других и об окружающем предметном мире.

2. Провести игры, направленные на развитие и коррекцию общих движений, ручной и мелкой моторики и формированию зрительно-двигательной координации.

3. Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность ребёнка, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, знакомить детей с окружающей действительностью: живой и неживой природой и природными явлениями, развивать речь.

4. Формировать способность усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действий по показу, по речевой инструкции.

5. Формировать у детей интерес к самостоятельному выполнению действий, связанных с навыками самообслуживания и гигиены.

6. Формировать у детей предпосылки к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, аппликации и конструированию.

7. Формировать интерес к музыкальным видам деятельности (пение, восприятие музыки, ритмических способностей и т. д.)

Объем программы рассчитан на 16 занятий. Продолжительность одного занятия – от 10 до 15 минут. Частота проведения занятий не менее 2-х раз в неделю.

Целевая группа – дети раннего возраста, 2-3 лет, оставшиеся без попечения родителей.

Форма работы: групповая.

Сроки реализации – программа включает в себя 16 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, для лучшего усвоения, наиболее понравившиеся детям занятия, можно повторять.

Время – Длительность занятий 15-20 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т. д.

Методы – дидактическая игра, арт-терапия, игро-терапия, дыхательная, язычковая и пальчиковая гимнастики.

Форма – занятия проводятся в игровой форме.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых, так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.

Термин «арт-терапия» означает терапию искусством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние. В арт-терапии предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера: рисунок, графика, скульптура и т. д.

Механизмами действия арт-терапии являются отреагирование и сублимация. Художественная сублимация возникает, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным представлением. Творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном контакте, поэтому в результате арт-терапии правильнее и реальнее оцениваются свои нарушения и ощущения окружающего мира.

Использование игры как терапевтического средства

Игра в практике детской психотерапии впервые была использована 3. Фрейдом (1913) как вспомогательный метод Задачей З. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позже З. Фрейд (1946) использовал игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственные действий, конфликтов, вызывающих болезненное состояние. Взрослый рассматривался как спонтанная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. М. Клейн также применяла игру в целях психологической терапии и считала, что психотерапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных и конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Терапевтические игры ставят своей целью аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации и социализации детей. В данной программе игро-терапия используется в форме отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром и людьми.

Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку и т. п.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что лишнее?» для детей 6–7 лет по лексической теме «Продукты питания» Дидактическая игра «Что лишнее?» рассчитана для детей 6 -7 лет (подготовительная группа) Актуальность: я считаю, что данное пособие актуально.

Проект для логопедической группы «Комнатные растения — наши друзья» Проект логопедической старшей группы «Искорки" «Комнатные растения – наши друзья»Участники проекта: Дети старшей группы «Искорки».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование занятий, направленных на психомоторное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 4 сентября 2014 в 19:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое планирование занятий, направленных на психомоторное развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Чернова (УИ 235848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД