Лучший педагог года

Теоретические аспекты исследования развития креативности у детей дошкольного возраста

Лилия Гимадеева
Теоретические аспекты исследования развития креативности у детей дошкольного возраста

Теоретические аспекты исследования развития креативности у детей дошкольного возраста.

В статье раскрывается понятие «креативность», перспективы направления изучения данного понятия, актуальность развития творческих способностей детей, необходимость создания определенных условий, способствующих раскрытию творческого потенциала детей дошкольного возраста. Актуальность исследования данной темы заключается в необходимости формирования творчески активной личности. Фундамент личности, обладающей способностью нестандартно и эффективно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является предпосылкой формирования творчески успешного человека, в котором нуждается современное общество.

Публикация «Теоретические аспекты исследования развития креативности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Э. Ландоу провозгласил: «Чтобы выжила нация, индивид должен мыслить креативно». [1]

Развитие креативности рассматривается исследователями как основное направление развитие личности. Ученый-психолог Л. С. Выгодский отмечает, что один из важнейших вопросов детской психологии и педагогики - это «вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.» [2]. Проблема развития творческого воображения является наиболее значимой в становлении личности дошкольника.

Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследовании развития креативности. Именно в этом возрасте происходят значительные изменения во всех сферах психики ребенка, он открывает для себя мир. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Большой вклад в развитие этой темы внесли такие ученые как А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, О. М. Дьяченко, Д. Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В. А. Кудрявцев, Н. С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд, Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов, Я. А. Пономарев, Л. Г. Шмелев, П. Я. Гольперин, Д. Б. Эльконин и многие другие отечественные и зарубежные психологи. В своих работах ученые рассматривают креативность как специфическую черту мышления, отличающую его от остальных психических процессов, имеющую связь с воображением и личностными особенностями ребенка.

Анализируя исследования отечественных ученых, отметим, что понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение, являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Становится очевидным, что креативность - это способность к творчеству. На сегодняшний день исследователями предложено множество определений данного феномена. Некоторые из них:

- «способность ребенка, взрослого удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм) [3]

- «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению» (Е. Торренс) [4]

- «креативность - это способность генерировать новые результаты в рамках тематики. Эти результаты должны быть новыми в том смысле, что они должны выходить из рамки копирования того, что уже существует» (Т. Любарт) [5]

- «интеллектуальная активность - это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации» (Д. Б. Богоявленская) [6]

- креативность как «…способность осознавать новое в бытии», при этом проявлять оригинальность (К. А. Трошина) [7]

Авторы, говоря об одном и том же феномене, добавляют в понятие «креативности» все новые и новые нюансы. В отсутствие однозначного толкования понятия трудно дать ее исчерпывающее определение.

Психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д. Б. Богоявленская Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, О. М. Дьяченко утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез.

Выготский Л. С., обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового.

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, многие исследователи указывают на воображение. В свою очередь центральным компонентом креативности дошкольника считается его способность к воображению (Л. С. Выгодский).

С научной точки зрения, креативность рассматривается как сложное, многоплановое, не однородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. Концепция креативности как универсальная творческая способность была введена в науку американскими психологами Дж. Гилфордом (предложил параметры, позволяющие провести оценку креативности; ввел понятие дивергентного и конвергентного мышления; интенсивно занимался проблемами интеллекта и креативности) и П. Торренсом (внес новый оттенок понимания креативности как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии; разработал тесты на креативность для детей,имеющих высокую надежность; разработал систему развития творческих способностей детей).

Они были первыми, кто разработал методики (тесты) для исследования диагностики креативности детей разного возраста. Стоит отметить, что в современных исследованиях детские психологи обращаются к достижениям различных психологических направлений и школ, применяя большое количество методик развития и диагностики креативности отечественных ученых (Е. С. Белова, Е. И. Щебланова, А. Н. Воронин, Д. Б. Богоявленская и др, в том числе адаптированные тесты зарубежных ученых (П. Терренс и др).

На сегодняшний день процедуры творческого воображения детей ориентированы, в основном, на изучение внутренних и внешних факторов, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности. Тем не менее, психологи признают недостаточность применения лишь одних стандартизованных тестов и необходимость использованию наряду с ними методик качественного характера по типу функциональных проб, а также наблюдения, опросов, анализ работы. Таким образом, становится явным, что невозможно создать какую-то одну универсальную методику, благодаря которой можно было бы определить уровень креативности детей дошкольного возраста. Это многомерный феномен, требующий комплексного подхода, который должен стать объективным.

Развитие творческих способностей детей во многом зависит от окружающей среды. В. Н. Дружинин считал, что креативность является свойством, актуализированным лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Существует ряд определенных условий, способствующих эффективному развитию креативности :

- ранее интеллектуальное развитие детей;

- создание обстановки, опережающее развитие ребенка;

- самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до потолка своих возможностей;

- предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел;

- умная, доброжелательная помощь; комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремлениями ребенка к творчеству. [3]

Соблюдение данных условий позволяет сформировать у детей дошкольного возраста креативность, направленную на познание, создание, открытие нового в существующем мире.

Таким образом, проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что проблема развития творческого мышления еще очень далека от разрешения, однако существует уже достаточно много разработанных методических и теоретических баз для дальнейших исследований креативности детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Презентация «Педагогические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста» 1слайд:«Педагогические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста" Подготовила: музыкальный руководитель Иваныкина Елена Валерьевна.

Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста Введение Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Владение богатством русского литературного.

Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации Все мы знаем, что главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития креативности детей дошкольного возраста» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1 Понятие «креативность» и теории креативности.

Сравнительный анализ результатов исследования развития речи детей раннего возраста После проведенной системной работы по развитию речи детей раннего возраста в МБДОУ № г. Петушки был проведен контрольный эксперимент – вторичная.

Теоретические аспекты использования игр на плоскостное моделирование в процессе развития ЭМП Развитие математических представлений для современной образовательной системы чрезвычайно важно. Ориентиры и требования к обновлению содержания.

Теоретические аспекты организации изобразительной деятельности детей Поиск объяснения природы творчества, творческих способностей, одарённости способствовал появлению базовых концепций и даже созданию научных.

Теоретические аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду Казалось бы, проблема построения развивающей среды с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной.

Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. но из всех звуков, воспринимаемым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты исследования развития креативности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 декабря 2018 в 14:19
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД