Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста

Олеся Назарова
Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста

Введение

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, является показателями его общей культуры, которая связана с речевой. Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами, но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.

В свете ФГОС большое значение придается проблеме воспитания культуры речи детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка, основной из них назначение речи быть средством общения.

В психолого-педагогической, специальной литературе данная проблема изучается А. А. Леонтьевым, Е. Ф. Тарасовым, А. А. Акишиной. Воспитание основ культуры речевого общения оценивается ими как одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка ребенком, уровень которых желает быть выше.

Поэтому проблема воспитания культуры речи детей дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной и предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами – надежная гарантия личностного успеха. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения, такие важные нравственные качества как:

Вежливость – которая украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатия, основывается на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.

Деликатность – которая считается сестрой вежливости, задатки которой исходят из глубокого детства.

Скромность – нравственная черта личности, показатель воспитанности: уважение чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе, которые необходимо формировать у детей.

Общительность - в основе которой лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками, поэтому свои желания он должен уметь соизмерять с желаниями других, что является нравственной основой для воспитания культуры общения у детей.

Теоретические аспекты проблемы формирования основ культуры общения младших дошкольников в свете ФГОС ДО

Культура речевого общения детей со взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– владение речью как средством общения и культуры.

Человек, как социальное существо постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т. д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов.

«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», - отмечал В. В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М. И. Лисиной, Л. И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:

- формирование у детей знаний норм и правил общения;

- умение общаться с окружающими;

- желание ребенка вступать в контакт;

- предупреждает негуманное проявление эмоций.

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З. С. Смелковой, Н. Е. Богуславской, Е. О. Смирновой, О. М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л. М. Шипицыной, О. В. Защиринской, других авторов. Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:

- Интерактивную,

- Коммуникативную,

- Перцептивную стороны речевого взаимодействия.

Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т. д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок - ребенок», «ребенок - дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.

Во всех примерных программах дошкольного образования вопросам развития культуры речевого общения уделяется немало внимания.

Так в программе «От рождения до школы» определены следующие задачи по формированию у детей навыков речевого общения:

Во II младшей группе: продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть. “», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).

В средней группе: помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

В старшей группе: В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

В подготовительной группе: совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета.

В данной работе более подробно рассмотрим формирование навыков культуры общения у детей младшего дошкольного возраста.

Можно выделить следующие условия, способствующие воспитанию культуры общения у детей младшего дошкольного возраста:

- обеспечение детей знаниями в области коммуникативной компетенции, ориентация педагога на демократический стиль общения с детьми, соблюдение им требований речевого этикета.

- обеспечение постоянного диалогического взаимодействия в повседневной жизни, на разных уровнях (воспитатель - ребенок; ребенок - сверстник; ребенок - старший по возрасту);

- целенаправленное использование специальных игр, упражнений, бесед для развития вербальных навыков, обеспечивающих культуру общения;

- обеспечение содержательной жизни ребенка в детском саду, которая будет находить отражение в его общении;

- воспитание эмпатии, доброжелательной ориентации на собеседника, уважения к его личности;

- единство подходов детского сада и семьи к воспитанию культуры речевого общения, педагогическая пропаганда знаний по культуре общения среди родителей, наличие культуры общения у взрослых между собой и в отношениях с ребенком.

Важнейшим условием в формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста является речь воспитателя. Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование, являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.

Е. И. Тихеева детально рассмотрела "культурные и методические требования" к речи воспитателя:

1. Речь педагога должна быть абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.

4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.

5. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.

6. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.

7. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Кроме того, речь воспитателя должна быть обусловлена демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, что является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.

Педагогу необходимо организовать наблюдение за детьми в ходе совместной деятельности, а также целесообразно проведение индивидуальных диагностических бесед, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:

- охотно или нет вступает ребенок в речевое общение со взрослыми, сверстниками;

- может или нет поддержать ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему;

- как говорит ребенок с детьми: много, мало, молчалив.

Воспитанием культуры речевого общения педагоги детского сада должны заниматься во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их.

Универсальным методом формирования культуры речевого общения является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мере обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воссоздает отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным.

Н. А. Курочкина рекомендует использовать самые разнообразные виды игр: подвижные, музыкальные, игры со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-инсценировки.

С. В. Дурандина классифицирует игры направленные на: формирование умений, обеспечивающих культуру речевого общения; формирование внимательного отношения к человеку – эмпатии; формирование умения прогнозировать реакцию собеседника на свои действия; дидактические игры, связанные с ситуацией общения одного ребенка с другим.

Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Так для младшего дошкольного возраста помогают в обучении кукольные персонажи. С помощью кукол можно разыгрывать сценки, в которых они демонстрируют, как надо пригласить взрослого или сверстника для совместной игры или деятельности, как следует правильно попросить, поблагодарить. Куклы очень вежливы и знают много "волшебных слов". Обучающее воздействие оказывают и общеизвестные ролевые игры, например "Магазин", «Парикмахерская», где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить, поблагодарить и, уходя попрощаться.

Для среднего дошкольного возраста используют как старые, так и новые игры, сценки из жизни кукольных персонажей, беседы с использованием дидактических картин.

Сопереживание и содействие героям литературных произведений в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственного участия не принимал. Следовательно, важным условием нравственного воспитания, и формирования культуры речевого общения дошкольников является чтение художественных произведений. Их подбор должен быть рассчитан на то, чтобы раскрыть для детей переживания, которые испытывают персонажи в той или иной ситуации, объяснить последствия их поступков для других и связанные с ними чувства. Используя литературные приемы, писатели побуждают ребенка, сравнивать свои поступки с поступками главных героев, делать моральный выбор.

Первую школу общения ребенок проходит в семье. Соприкасаясь с близкими людьми, он постигает азы общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, строит собственное поведение.

Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.

Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение родителей к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим.

В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями: посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья - колыбель духовного роста ребенка, основной фундамент воспитания культуры общения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что для формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста эффективными педагогическими условиями являются: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.

Заключение

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры речи в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура речевого общения - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Л. Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры речи у дошкольников.

Мы пришли к выводу, что для успешного формирования культуры речевого общения необходимо:

- полное понимание сущности воспитания культуры речевого поведения как психолого-педагогического процесса;

- знание “механизмов” формирования культуры речи;

- умение планировать работу по формированию культуры речи, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Формирование основ культуры общения у дошкольников младшего возраста будет проводиться в нескольких направлениях:

- формирование культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста в игре (сюжетно-ролевой, коммуникативной). В игре дети подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию способствует закреплению образцов поведения, свойственных взрослым.

- формирования культуры речи через уроки вежливости. Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке.

- тесная работа педагогов с родителями через беседы, консультации, проведение совместных мероприятий и праздников. Связь с семьей позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками.

Список использованных источников

1. Закон РФ «Об образовании» // Собрание законодательства РФ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013 // Собрание законодательства РФ.

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М: Издательский центр «Академия», 2014.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети». - М., 1985.

5. Винокур Г. О. Культура языка. М. 1929

6. Газизова Ф. С. Интенсификация процесса формирования культуры общения у дошкольников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 2010.

7. Головин Б. Н. Основы культуры речи. 2 изд., М., 1988.

8. Купина Н. А., Богуславская Н. Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 2012.

9. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в № 10 - 2003.

10. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., 2013.

11. Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. М., 1960.

12. Лапина С. А. Культура поведения дошкольника - Дошкольное воспитание. - 2006. - № 7. - С. 16.

13. Островская Л. Ф. «Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения». //Д/в №10 - 1989.

14. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

15. Пронин А. М. Этика и эстетика: Конспект лекций. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2010.

16. Розенталь Д. Э. Культура речи. М., 1964.

17. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М. : Знание, 1980

18. Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? — Л. : Лениздат, 1963

19. Успенский Л. В. Культура речи. М. : Знание, 1976

20. Успенский Л. В. Слово о словах. М. : Просвещение, 1987.

21. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб, 2012.

22. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения // Ребенок в детском саду—2002 №1

23. Смирнова Е. О., Витюк М. Т. О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание —1994,№3

24. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1972

25. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

Публикации по теме:

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста 1. Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспита-тельная ценность Театрализованные игры представляют собой разыгрывание.

Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать,.

Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста Публикация в журнале «Перспективы науки и образования» Тема: Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного.

Теоретические аспекты формирования представлений о школе у детей дошкольного возраста Статья на тему: «Теоретические аспекты формирования представлений о школе у детей дошкольного возраста» Подготовила : Воспитатель Шиленкова.

Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности педагога в ДОУ .

Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности педагога в ДОУ .

Обобщение опыта работы «Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста» В горький час раздумий наших и тревог В горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди плачут И росу роняют на песок. Расул Гамзатов.

Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. но из всех звуков, воспринимаемым.

Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства формирования гуманистической направленности детей дошкольного возраста Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средство формирования гуманистической направленности детей дошкольного возраста Одной из важнейших.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 августа 2018 в 08:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел

Пчелы обитают на Земле уже более 100 млн. лет — подтверждение тому найденный в Мьянме кусок янтаря с застывшей в нем пчелой. О древности пчеловодства говорят и наскальные рисунки. Медом платили налоги в...

20 мая. День Волги

От ручейка в Тверской области до огромной дельты в 180 км, впадающей в Каспийское море — такая она, самая полноводная и протяженная река из всех европейских рек. Сегодня Волга-матушка отмечает свой...

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]»
План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему «Дифференциация С-Ш» Цель: учить детей различению изучаемых звуков на слух и в письменной...
Мастер-класс по изготовлению картины из соленого теста «Тепло маминых рук»
Мастер класс по изготовлению картины из соленого теста «Тепло маминых рук» В преддверии праздника посвященного Дню матери, мы с ребятами решили...
Перспективное планирование по рисованию для первой младшей группы на третий квартал...
Перспективное планирование по рисованию для первой младшей группы на третий квартал «Весна» Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для...