Анна Шиленкова
Теоретические аспекты формирования представлений о школе у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Теоретические аспекты формирования представлений о школе у детей дошкольного возраста»
Подготовила :
Воспитатель Шиленкова Анна
МАДОУ детский сад «Родничок»
Поступление в школу — новый этап в жизни каждого ребенка.
Происходит смена ведущего вида деятельности, свободная игровая деятельность сменяется учебной. Ребенок осваивает новую социальную роль ученика и все связанные с новым социальным положением требования и обязанности. Мера личной ответственности школьника за свои действия и поступки становится по сравнению с дошкольником намного выше. Изменяются отношения ребенка со взрослыми, родителями, учителем. Социальные ожидания и оценки взрослых напрямую связываются с успешностью школьного обучения ребенка.
Публикация «Теоретические аспекты формирования представлений о школе у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследования, выполненные в разных странах, единодушны в том, что неуспешный школьный старт нарушает гармонию морфофункционального и личностного развития ребенка и часто переживается ребенком как «школьный стресс», или «адаптационная болезнь». Это неблагоприятно сказывается на общем развитии ученика, его самооценке и отношении к учебной деятельности.
Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Особенно широко эта проблема встала в нашей стране в связи с переходом к обучению в школе с шести лет. Ей посвящено множество исследований и монографий (В. С. Мухина, Е. Е. Кравцова, Н. И. Гуткина, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова и др.).
В процессе формирования представлений о школе у старших дошкольников решаются следующие задачи:
1. Расширение представления дошкольников о школе и школьных принадлежностях, правилах поведения в школе;
2. Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе;
3. Развитие способности к исследовательской деятельности, познавательной активности и интереса;
4. Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе;
5. Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции школьника.
Таким образом, значение формирования представлений о школе заключается в том, что работа в данном направлении способствует формированию у детей стремления к обучению в школе, способность подчиняться установленным правилам, пониманию социальной роли учителя и ученика и т. д.
Формировать представления ребенка о школе воспитатели начинают уже в дошкольном возрасте и влияют на стремление ребенка перейти к новой социальной позиции – позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как к ученику. Известно, что к концу дошкольного детства стремление ребенка в школу побуждается широкими социальными мотивами. Таким образом, личностная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы — «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель (Ивченко Т. А.). Но сами эти интересы у 6-7-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребенка со взрослым, и фигура учителя при формировании учебной мотивации остается ключевой.
Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (то есть является глаголом).
Представление ребенка о школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль, по мнению В. А. Деркунской, играет информация о школе и способ ее подачи со стороны воспитателей детского сада. Положительные представления о школе возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления о школе имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Существуют различные подходы к классификации представлений о школе у детей дошкольного возраста. Рассмотрим классификацию, предложенную О. Н. Ремизовой:
Представления о школе
Предметные
представления об образовательной среде школы, учебных принадлежностях Отношенческие
представления о межличностных отношениях в школе Деятельностные
представления о деятельности ученика, учителя, дисциплине
здание школы отношения учитель-ученик правила поведения на уроках
класс отношения ученик-ученик правила поведения на переменах
школьная мебель отношение к учению как процессу правила выполнения заданий на уроке и дома
школьные принадлежности отношение к результатам обучения правила взаимодействия
Психолого-педагогические исследования показывают, что представления о школе у детей под влиянием учебной и воспитательной работы успешно формируются. Формирование у детей представлений о школе происходит на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятий и специальных наблюдений ребенка, мы тем самым обогащаем и развиваем его представления о школе. Особенно интенсивно развиваются представления о школе у детей старшего дошкольного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений, имеющих отношение к школе и школьной жизни.
Т. И. Бабаева считает, что важнейшей задачей воспитателя является такая работа по формированию представлений о школе у дошкольников, чтобы у них накапливались и совершенствовались возможно более яркие и конкретные представления о процессе школьного обучения. Нередко педагог забывает, что ребенок не умеет обобщать потому, что у него недостаточно, слишком мало конкретных представлений.
Среди дошкольников есть дети с очень бледными, слабыми представлениями о школьной жизни, учении, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими в процессе обучения. С такими детьми надо много работать, обогащать их представления о школе, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление о школе.
Также есть дети, имеющие очень яркие представления о школе. Обычно этими детьми восхищаются, но очень и очень редко систематически совершенствуют и развивают их представления о школе. Такой подход неверен и вреден. Раннее развитие у детей представлений может явиться предпосылкой развития каких-либо способностей, пока еще не раскрытых у них.
Для этого в детском саду используются экскурсии в школу, встречи с учителем и школьниками, песни о школе, музыкальные, литературные произведения, игры на школьную тему, рассказы воспитателя о школьных годах, совместные со школьниками праздники, встречи с учителем и пр.
Рисование «Мой будущий портфель!»
Целесообразно в группе выделить учебную зону, где следует поместить школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу, повесить рабочие тетради, школьную доску и пр. Главное, чтобы в развитии интереса детей к школе не было формализма, чтобы школьная перспектива, входя в содержание образовательного процесса, связывалась в первую очередь с увлекательными делами детей, с переживанием ими ощущения своего взросления, возрастания самостоятельности, с развитием уверенности в себе, стремлением к школьному обучению.
Таким образом, формирование представлений о школе у детей старшего дошкольного возраста имеет целью :
- формирование внутренней позиции школьника, проявляющейся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
- развитие произвольности поведения, дифференцированного восприятия, умения обобщать, анализировать, сравнивать, познавательные интересы;
- формирование способности учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Отметим, что проблема формирования представлений у детей о школе определяет необходимость организации преемственности в развитии и воспитании детей, объективной оценки детских достижений и проектировании единого и образовательного процесса между дошкольным образовательным учреждением и школой, имеющего целью обеспечение безболезненного перехода детей от дошкольной ступени к последующей ступени образования.
Взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и школой в процессе формирования представлений о школе у дошкольников может осуществляться в нескольких направлениях.
Проведение консультативной работы (педагогов, родителей)в форме выездов и выступлений на родительских собраниях в детскомсаду.
Оказание дополнительных услуг (проведение курсов, кружковой работы на базе детского сада или школы с целью формирования представлений о процессе обучения в школе).
Помощь в процессе подготовки экскурсий по школе, виртуальной или реальной переписки с будущими первоклассниками, игровых заданий детям, участия первоклассников в мероприятиях в детском саду.
Проведение совместных мероприятий (концертов, праздников, дней здоровья, выставок, социальных акций).