МААМ-картинки

Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Ковалева
Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать то время в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений. Таким периодом является дошкольный возраст.

Публикация «Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие ученые: К. Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребёнка, В. А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).

В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. Ф. Реймерс, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и др.

Большое значение для исследования и решения общих проблем формирования представлений в дошкольном возрасте имеют работы следующих ученых, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др.

Разные аспекты формирования экологических представлений дошкольников отражены в работах С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Л. В. Шинкаревой и др.

В ряде исследований раскрывается содержание экологических представлений, отражающих особенности: растений, как живых существ (В. П. Арсеньевой, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовской и др.); роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, А. М. Федотова и др.);

представлений о человеке, как биосоциальном существе (А. С. Золотнякова, Л. Г. Нисканен и др.); отдельных аспектов взаимодействия человека с окружающей средой (С. Н. Николаева, Л. И. Понамарева, Н. А. Рыжова и др.)

Обобщая различные точки зрения философов, педагогов и психологов к пониманию сущности категории, «представление», мы сделали вывод, что данное понятие определяется как качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира.

Существует множество классификаций представлений. Основаниями для них являются степень обобщенности, происхождение, виды ведущего анализатора и др.

Например, по модальности ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений :

• зрительные

• слуховые

• обонятельные

• вкусовые

• тактильные

• температурные

Н. Н. Поддьяков выделяет два взаимосвязанных пути формирования представлений :

1. формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования;

2. формирование представлений в практической преобразующей деятельности самих детей.

Представления о растениях относятся к экологическим. Опираясь на сущностные характеристики понятия «представление», мы сформулировали понятие «экологические представления», определение данного понятия представлено на слайде.

Содержание экологических представлений раскрывается через основное определение экологии как биологической науки – биоэкологию.

Она имеет три раздела: аутэкология, демэкология и синэкология.

Экологические представления детей включают в себя знания о растениях, животных, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе, и т. д. Мы остановились на представлениях о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

С целью конкретизации содержания представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы».

В данных программах предусматривается формирование представлений о растениях ближайшего окружения, о потребностях, признаках благоприятного или неблагоприятного их состояния, о разных основаниях их классификации, сходствах между растением и человеком, о неживой природе, как среде обитания растений, о жизни растений в разных климатических условиях, стадиях роста хорошо знакомых растений, ярких изменениях их внешнего вида в процессе роста, о природных сообществах растений, их обитателях, причинах их совместного существования, о комнатных растениях, уходе за ними, способах их размножения, о многообразии родной природы.

Таким образом, мы можем сказать, что в примерных общеобразовательных программах достаточно полно представлено содержание представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, что дает нам возможность формировать данные представления.

Нами были рассмотрены методы формирования представлений о растениях старшего дошкольного возраста. Мы выделили такие группы методов, как наглядные, практические, словесные и игровые.

К наглядным методам относятся наблюдение, методы иллюстрации и демонстрации, видеометод.

Практические методы включают в себя опыты и экспериментирование, моделирование.

Словесные методы - рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художественной литературы о природе, беседы.

С опорой на изученную психолого-педагогическую литературу, нами были разработаны методические рекомендации по формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, для того чтобы работа по формированию представлений о растениях родного края была эффективной, необходимо:

1) использовать нетрадиционне методы, формы экологического образования детей;

2) использовать интерактивне и мультимедийне средства;

3) вовлекатье детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности.

В ходе разработки первой методической рекомендации нами были выделены следующие нетрадиционные методы формирования представлений о растениях родного края у тетей старшего дошкольного возраста : «экологическая лабилизация», «художественная репрезентация природных объектов», «экологическая эмпатия», «экологическая рефлексия», «экологическая забота». Например, метод «художественная репрезентация природных объектов» предполагает активизацию художественных компонентов в представлениях детей о растениях средствами искусства. Знакомство ребенка с понятием «лес» наиболее эффективно с использованием таких приемов, как прослушивание записей с шумом леса, рассмотрение иллюстраций И. Шишкина, И. Левитана и других пейзажистов, чтение стихов поэтов, воспевающих в своих произведениях лес и его обитателей. Вторую методическую рекомендацию мы считаем целесообразным реализовывать через интерактивный наглядный материал, который содержит яркие анимации, иллюстрации, видеофрагменты, фотографии, и игровые интерактивные задания, оформленные в виде красочных, озвучиваемых игр. Реализацию третьей методической рекомендации мы видим в проведении трудовой деятельности в природе, создании проектов и проведении экологических акций.

Публикации по теме:

Карта как средство формирования представлений у дошкольников о природе родного краяКарта как средство формирования представлений у дошкольников о природе родного края В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родного края»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родного края» Цель: развивать интерес к культуре и истории родного края; воспитывать гражданина и патриота своей страны. Задачи: -воспитывать патриотические.

Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической.

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья родного края» Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Деревья родного края» Програмное содержание: - учить детей находить.

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир живой природы родного края» .

Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Проблема воспитания.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» ПРОГУЛКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДОШКОЛЬНИКОВУ каждого из нас с детства остаются щемящие душу.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Экологический проект: «По страничкам родного края». (Для детей среднего-старшего дошкольного возраста) Проблема: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 14:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД