Получи документы

Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Василенко
Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие «креативность» и теории креативности в отечественной и зарубежной психологии

Актуальность исследования: В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально - трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность. Это качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реальностям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию и в конечном счете — самоосуществлению человека. Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

Публикация «Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей человека со способностями к обучению и интеллектуальными способностями. В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и т. п. Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что старший дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь проявляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности.

Проблема формирования образной креативности является важной и требует глубокого и основательного изучения. Актуальность проблемы определила выбор нашей темы: «Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования – изучить развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс образной креативности.

Предмет исследования – развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическая основа исследования: последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников. Выделяют работы зарубежных и отечественных исследователей, которые занимались разработанностью темы креативности. В зарубежной психологии Ф. Баррон, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.

В отечественной психологии понятие креативность рассматривали Д. Б. Богоявленская, Я. А. Понамарёва, А. М. Матюшкина, В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Е. П. Яковлева, Т. Н. Кожина, М. А. Холодная, В. С. Юркевич и др.

Образная креативность включает не только развитое мышление, но и творческие качества индивида. Методологической основой нашего исследования является концепция Дж. Гилфорда.

Понятие «креативность» и теории креативности в отечественной и зарубежной психологии

Сегодня, большое значение приобретает формирование креативности и навыков творческого подхода в процессе работы с детьми дошкольного возраста. Как составляющая жизнетворчества, креатив предусматривает развитие эстетического, индивидуально-творческого потенциала личности, основы которого закладываются в раннем возрасте.

Модернизация системы современного образования ориентируется на европейские стандарты. С этой позиции особенно актуальной становится проблема творческого развития личности. Явление творчества во все времена волновало многих философов, педагогов, представителей искусства. В разные эпохи изменялось и отношение к этой проблеме. Сегодня формирование креативности, в частности креативного воображения и мышления, приобретает новое содержание.

Слово «креативность» происходит от латинского creation, что в переводе на русский язык означает «создание» – это общая способность к творчеству, которое характеризует личность в целом; проявляется в разных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Существует много определений креативности. Так, К. Роджерс (1994) понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. [23,157] Так же С. И. Макшанов и Н. Ю. Хрящева определяют креативность как «способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, к осознанию и развитию своего опыта».[23, 159]

Под креативностью В. Г. Каменская и И. Е. Мельникова понимают «личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов».[23,159]

П. Торренс выделяет наивную креативность и культурную. Наивная креативность, присуща детям в силу отсутствия у них опыта. Суть культурной креативности в преодолении опыта, в сознательном стремлении уйти от стереотипов и шаблонов.

Чикчентмихали, Фельдман с соавторами Стернбергом и Лубартом, считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. В связи с этим выделяют интеллектуальную и художественную креативность. Также выделяют предпринимательскую креативность, которая отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги или организации, на которые человек имеет право собственности.

В зарубежной психологии различают так называемую большую и малую креативность. М. Боден перевел это в термины «исторической» и «личностной» креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа).[23,175]

Выделяют также коммуникативную креативность - проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности и способность мотивировать творчество других, способность аккумулировать творческий опыт других.

Кроме того, выделяют когнитивную и личностную креативность. Когнитивная креативность включает в себя вербальную и невербальную (образную) креативность.

А. Маслоу разделяет креативность на два вида : креативность таланта и креативность самоактуализации. Он пишет, что последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески. [23, 177]

Г. А. Глотова разделяет креативность на всеобщечеловеческую - способность к безграничному изменению форм и механизмов жизнедеятельности человека в мире и потенциальную с актуальной - проявляющуюся в виде нестандартных продуктов особого уровня и качества.

И. Б. Дерманова и М. А. Крылова выделили такие виды креативности как невербальная, вербально - символическая, вербально - семантическая, вербально - ассоциативная и креативность как творческое отношение к жизни и установили, что все они не взаимосвязаны друг с другом.

На основе анализа информации можно предположить, что психологическая структура креативности включает систему креативных параметров.

Дж. Гилфорд предложил кубическую модель структуры интеллекта, выделил четыре основных параметра креативности :

1) оригинальность – возможность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) образно-адаптивная гибкость – возможность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость – продуцирование разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.

Общий интеллект в структуру креативности не включается.

Позднее Дж. Гилфорд обозначил шесть параметров креативности :

- способность к выявлению и постановке проблем;

- способность к генерированию большого числа идей;

- гибкость – способность к продуцированию разных идей;

- оригинальность – способность отвечать нестандартно;

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность разрешать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу. [16,264]

Характеризуя основные признаки креативности, А. Маслоу опирался на импровизационность и вдохновение, а также предостерегал от попыток рассматривать креативность с точки зрения практической пользы, производительности в виде создаваемых художественных произведений. Он замечает, что креативность подразделяется по первичному и вторичному признаки. Первичный признак – вдохновенное творчество – обязательно отделяется от вторичного признака – детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Вторичный признак включает не столько творчество, сколько тяжелую работу; успех ее зависит от упрямства, терпения, трудолюбия и выносливости, поскольку именно они являются почвой этого этапа.

А. Маслоу выделяет и характерные черты творческой личности: отказ от прошлого; отказ от будущего; наивность; отказ от собственного «Я», самозабвение, отказ от самоконтроля; отказ от страха; отключение защитных механизмов и самоограничений; сила и мужество; позитивная установка; доверчивость вместо борьбы; возвращение к первичному восприятию; эстетическое постижение; абсолютная спонтанность; полное самоосуществление и самореализация.

А. Маслоу придерживался мнения, что «проблема креативности – это проблема креативной личности (а не креативной деятельности, не креативного поведения)».[33,123] Иначе говоря, креативная личность – это особенная разновидность человека, а не просто человек, который приобрел определенное новое умение.

Выделяют работы зарубежных и отечественных исследователей, которые занимались разработанностью темы креативности. В зарубежной психологии Ф. Баррон, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.

Из отечественных психологов понятие креативность рассматривали Д. Б. Богоявленская, Я. А. Понамарёва, А. М. Матюшкина, В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Е. П. Яковлева, Т. Н. Кожина, М. А. Холодная, В. С. Юркевич и др.

В целом, в психологической науке выделяют два основных подхода к изучению и пониманию креативности : когнитивный (познавательный) и личностный.

1. Когнитивный (познавательный) подход.

Креативное мышление (когнитивное направление) рассматривается такими психологами как Н. Коган, Г. Грубер, С. Медник, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Г. Уолмс и др.

Креативность тесно связана как с интересом и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений – желанием сделать что-то новое, разнообразить свою деятельность.

Дж. Гилфорд разработал концепцию креативности как универсальной познавательной способности, которая способствует процессам творческого мышления. Основу этой концепции составила его модель структуры интеллекта. Ученый указывал на принципиальные отличия между двумя типами умственных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человек решает задачу на основе множества условий и находит единственное правильное решение. Таких конкретных решений может быть несколько, но это множество всегда ограничено. Дивергентное же мышление определяется как тип мышления, которое идет в разнообразных направлениях. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам.

По мнению Дж. Гилфорда, основу креативности представляют операции дивергентного мышления. С его помощью человек не направляет все свои усилия на поиски правильного решения, а начинает искать решения проблемы во всех возможных направлениях с целью захода нескольких вариантов. Дивергентное мышление помогает человеку создавать новые комбинации из привычных элементов или находить связи между двумя элементами, которые на первый взгляд, не имеют ничего общего между собой. [36,47]

Такое разделения дает возможность выделить вербальную креативность (дивергентные способности) и образную (конвергентные).

Проявить креативность невозможно, если отсутствует творческая среда.

Дж. Гилфорд отделял интеллектуальные способности от креативных. Но их соотношение и взаимосвязь остаются дискуссионными до нашего времени. В настоящее время в психологии существует три основных взгляда на взаимодействие двух общих способностей – интеллекта и креативности.

а) Креативность и интеллект являют собой единственную человеческую способность. Этот взгляд разделяют такие ученые, как Д. Векслер, Г. Азенк, Р. Стенберг и другие. Высокий интеллект обеспечивает высокий показатель креативности. Низкий интеллект – отсутствие любой креативности. Главная идея заключается не в том, что креативность и интеллект является единственной способностью, а в том, что творчество является производной интеллекта. Много исследований по этому вопросу были проведены Л. Терменом, его труды считаются классикой. По мнению ученого, ранние интеллектуалы чрезвычайно успешно адаптируются в обществе, однако высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

б) Креативность и интеллект как несвязанные между собой общие способности. Именно эта концепция креативности как универсальной творческой способности получила важности и вступила в силу благодаря Дж. Гилфорду. Многие ученые придерживаются этой позиции. Они считают, что творчество – это не адаптация к миру, а его превращение. Чтобы преодолеть отчуждение от реальности и приспособиться к окружающему бытию, человек начинает творить. А. Адлер считал творчество средством компенсации открытого им комплекса неполноценности. [1,256] Одним из первых защитников этого толкования был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к учебе, возникновению креативных решений способствует релаксация и рассеивание внимания, а не сознательное концентрирование на решении проблем.

в) Отсутствие творческих способностей как таковых. Этот взгляд объединяет в себе непримиримость первых двух концепций. Хотя креативность и интеллект – разные явления, но между ними существует определенная связь. Интеллектуальная одаренность безусловно нужна, но лишь этого условия недостаточно, чтобы быть творческой и активной личностью. Мотивация, ценности и личные качества играют главную роль в активизации творческого поведения.

Е. Торренс занимался изучением креативности в динамике, рассматривал возможности целеустремленного влияния на ее развитие. Креативность ученый рассматривает как естественный процесс, порожденный сильной потребностью личности снять напряжение, которое возникает у нее в результате дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности. Е. Торренс выделил креативность как процесс с такими составляющими частями: чувствительность к проблемам, ощущение недовольства и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам и дисгармонии, осознание проблемы, поиск решения, догадки, связанные с тем, чего не хватает для решения, формулировки гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов.

2. Личностно- ориентированный подход.

Креативность как личностная категория базируется на выявлении взаимосвязей психических явлений, которые наиболее существенно отображают творческие черты личности. Она характеризуется совокупностью значимых личностных признаков, среди которых выделяют:

- общее и особенное (как творчество и творческая индивидуальность);

- диалектический процесс перехода потенциального в актуальное как творческий потенциал в творческую способность;

- взаимосвязь сознательного и несознательного в структуре креативности.

Наличие несознательных компонентов в структуре креативности – важный момент. Спонтанность и неосознанность многих процессов подсознания часто проявляются в непредсказуемости творческого процесса. Некоторые ученые считают, что само умение выражать идеи, которые приходят из подсознания, – ключ к креативному процессу (С. Медник, А. Маслоу, Д. Ушаков).

Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Личностно - ориентированный подход рассматривается в работах А. Адлера, Ф. Баррона, А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Харингтона и др.

Сегодня креативность рассматривается, в основном, как функция целостной личности, которая зависит от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности – выявление психолого-личностных качеств, с которыми личность связана. Креативность включает повышенную чувствительность к проблеме, к дефициту или противоречивости знаний. Таким образом, кроме вербальной и образной креативности выделяют еще отдельные креативные способности : скорость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность оказывать сопротивление стереотипам.

Личностный подход в изучении креативности предусматривает исследование характерологических, эмоциональных, мотивационных, коммуникативных качеств творческой личности. А. Маслоу связывает творческий процесс с самой «актуализацией». Он выходит из того, что творческий характер присущ всей нашей жизни. А. Маслоу рассматривает эмоциональное здоровье как продукт творческого самовыражения, ставя знак равенства между понятиями «самактуализация» и «креативность» относительно личности. Креативность – универсальная характеристика всех самоактуализированных людей. Креативность самоактуализированных людей имеет ряд специфических особенностей. Их креативность – это не креативность В. Моцарта, это не гениальность, не специфический дар. Гениальность практически не связана с личностными качествами гения, она непостижима. Креативность самоактуализированного человека – тоже самое, что и креативность ребенка, еще не испорченного влиянием культуры.

Исследователь Д. Б. Богоявленская утверждает, что креативный тип личности свойствен всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системосоздающего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, которая отображает процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулируемой производительной деятельности. [6,24]

У. Д. Козленко, на основе эмпирического исследования, выяснил, что в мышлении креативных личностей преобладают такие составляющие креативности, как: беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют такие факторы как: радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготению к независимости, нарушению порядка, снятие ощущения страха, фрустрации. Креативность – одна из ведущих жизненных потребностей личности. [26,131]

В. Н. Дружинин также рассматривал креативность и интеллект как две разных общих способности и связывал их существование с процессами переработки информации. Креативность и интеллект выполняют противоположные функции. Креативность отвечает за превращение информации и порождение огромного количества новых моделей мира. Интеллект – за употребление этой информации в реальной практике. [19,64]

А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др. в своих исследованиях пришли к заключению, что когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях является основными качествами творческой личности. Наиболее ярким примером этого взгляда будет концепция «интеллектуального порога» Е. Торренса. Ученый доказал, что взаимодействие интеллекта и креативности зависит от показателя IQ. При низком и среднем показателях IQ (до 115-120) интеллект и креативность является единственным фактором. Следовательно, какой уровень интеллекта – такой соответственно и уровень креативности.

Е. Григоренко выявила, что креативность и интеллект нужны для решения умственных задач, но роль и функции этих способностей разные и доминирование их будет изменяться в зависимости от этапа решения проблемы. [17, 34]

Исследования некоторых ученых затрагивают и сферу взаимосвязи инлеллекта и креативности у детей, в частности старших дошкольников. Так, М. С. Егорова констатирует «Уровень интеллекта в старшем возрасте в некоторой степени зависит от креативности в младшем возрасте, но не наоборот. Креативность и интеллект продолжают влиять друг на друга, но влияние это отсрочено и потому может быть замечено лишь при междувозрастном сопоставлении (например, креативности в 6 лет и интеллекта в 7 лет).[22,36] Данная закономерность очень важна для педагогической практики. Ведь дает дополнительную мотивацию для развития творческих способностей человека. Таким образом характеризуется понятие «отсрочены креативные проявления».

Совсем другое значение вкладывает в это понятие Г. В. Ожиганова: «Зафиксированные первичные отсрочены креативные проявления детей в экспериментальной ситуации свидетельствуют о том, что преобладающему большинству исследуемых нужно достаточно времени, чтобы креативность проявилась. Поэтому можно говорить о существовании инкубационного периода, в процессе которого происходит формирование креативности, обусловленное накоплением детьми нового личностного опыта».[42,75]

По мнению ученых, для увеличения возможностей развития образной креативности у детей старшего дошкольного возраста необходимым является:

- разработка программ по выявлению и развитию креативных параметров среди старших дошкольников;

- разработка программ, направленных на формирование у ребенка стойкой потребности к постоянному обновлению знаний, способности к анализу и синтезу;

- разработка тренингов с моделированием ситуаций, направленных на развитие у дошкольника мышления, отличающегося от стереотипного.

Необходимо констатировать, что высокие показатели креативности у детей никаким образом не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями. Среди условий, которые стимулируют развитие креативности, выделяют следующие:

- ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и сурово контролируемых;

- разрешение и поощрение огромного количества вопросов;

- стимулирование ответственности и независимости;

- акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

Препятствуют развитию креативности в личности : избежание риска; стремление к успеху любой ценой; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; неодобрительные оценки воображения (фантазии, исследования; поклонение перед авторитетами.

Публикации по теме:

Развитие графических умений у детей старшего дошкольного возрастаРазвитие графических умений у детей старшего дошкольного возраста Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев.

Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста» Представление на всероссийский конкурс имени Л. С. Выготского (из опыта работы). Меня зовут – Королёва Галина Владимировна, я работаю в.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая речь – важный показатель общего развития ребенка Автор: Уткина Ирина Александровна Организация: ГБДОУ д/с № 5 Населенный.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Рассмотрим современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по.

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс.

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной.

Статья «Игры-имитации как средство развития креативности детей дошкольного возраста» Музыкальные игры-имитации как средство развития креативности детей дошкольного возраста Подготовила: музыкальный руководитель Границына.

Занятия на развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста Елена Фролова Занятия на развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие образной креативности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 мая 2018 в 21:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД