надежда савкина
Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становятся доступны не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - все больше места в его жизни занимают: люди, отношения с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по прочитанным ему книгам и по рассматриваемым картинкам.
Публикация «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Рост словаря, как и освоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. Однако словарный запас представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. И в развитии речи ребенка таким образом становиться наиболее существенным вопрос об усвоении грамматического строя родного языка.
При усвоением грамматики формируется и мышление ребёнка. Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Грамматический строй усваивается постепенно, это объясняется не только возрастными закономерностями, но и сложностью грамматической системы русского языка. В работе над формированием грамматического строя речи выделяются следующие направления:
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;
- Предупреждать появление у детей грамматических ошибок
- Эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей
- Совершенствовать синтаксическую сторону речи
- Развивать чуткость и интерес к форме своей речи
- Содействовать грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых
Как уже отмечалось выше, успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учёта их при выборе методов и приёмов работы.
Создание благоприятной языковой среды - одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя, родителей. Там, где педагог и родители говорят грамотно, внимательны к речи окружающих, чутко улавливают особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь воспитателя или родителей неряшлива, с ошибками, ребёнок будет повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому речь педагога и родителей должна быть грамотной.
При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Взрослый должен фиксировать своё внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.
Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребёнка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
Для детей старшей группы рекомендует продолжать обучение тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.
- Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
- Помогать детям, замечать неправильную постановку ударения в слове; ошибки в чередовании согласных;
- Знакомить с разными способами образования слов;
- Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе с приставками;
- Учить правильно употреблять существительные мн. ч. в Им. и Вин. падеже, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;
- Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчинённых предложений;
- Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.