Бычкова Юлия
НОД по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Народная культура и традиции. Звук [л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема "Народная культура и традиции. Звук [л]. "
Цель: Уточнение и расширение представлений о народной культуре и традициях.
Образовательные задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Народная культура и традиции» (масленица, блины, традиции, матрешка, коромысло, кукла, небылица, пляски, хохлома, прибаутки, национальные костюмы, санки, тулуп, чучело, кисель, гармошка; беречь, сохранять, вышивать, вязать, плести). Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Публикация «НОД по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста „Народная культура и традиции, Звук [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи: Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Предметные картинки, сюжетная картинка «Масленица», раскраска матрёшки с штриховкой, раскраска ведра с коромыслом, ложка с хохломской росписью, картинки на определение места звука [л] в словах.
Предварительная работа: Рассмотрение альбомов по народным традициям и народным куклам. Рассмотрение картинок «Национальные костюмы».
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).
Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола.
Логопед. Вспомните экскурсии в краеведческий музей, старинные куклы, масленицу в детском саду, и подберите слова, связанные с народной культурой и традициями, в которых есть звук [л].
1-й ребенок. Масленица.
2-й ребенок. Блины.
3-й ребенок. Небылица - это жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.
4-й ребенок. Кукла.
5-й ребенок. Хохлома.
6-й ребенок. Пляски.
7-й ребенок. Кисель.
8- й ребенок. Балалайка.
Логопед. Очень хорошо. Садитесь.
2. Рассматривание картины «Масленица» и беседа по ней. (Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.)
Логопед. Посмотрите на картинку «Масленица». Кого вы видите на ней?
1-й ребенок. Мы видим людей, которые пришли праздновать масленицу.
Логопед. Что они делают?
2-й ребенок. Они веселятся, играют, танцуют.
Логопед. Что делает мужчина в синем тулупе?
3-й ребенок. Мужчина в синем тулупе играет на гармошке.
Логопед. А что надето на чучело?
4-й ребенок. На чучело надето синее платье, красный платок и разноцветные ленты.
Логопед. Что делает женщина в синем платке?
5-й ребенок. Женщина в синем платке держит блины.
Логопед. Что делают люди на заднем плане?
6-й ребенок. Люди катаются на лошади, запряженной в сани.
3. Рассказ по картине «Масленица». (Развитие связной речи).
Логопед предлагает детям составить рассказ по картине.
Логопед. Давайте составим рассказ по картинке, но сначала нам нужно составить план рассказа. С чего вы начнете его?
1-й ребенок. Мы расскажем, кого видим на картинке, куда эти люди пришли, во что они одеты и что делают.
Логопед. Что вы расскажете потом?
2-й ребенок. Потом мы подробно расскажем, что делают мужчины, женщины и дети.
Логопед. Чем вы закончите рассказ?
3-й ребенок. Мы расскажем, какое у людей настроение и чему они радуются.
Логопед. Мы составили план рассказа. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать. Даша начнет рассказ, Ваня его продолжит, а Вадик закончит. Настю мы попросим повторить рассказ целиком.
1-й ребенок. На картине мы видим людей, которые вышли на улицу праздновать масленицу.
2-й ребенок. Мужчины одеты в тулупы, штаны, шапки и валенки, а женщины в юбках, шубках и платках.
3-й ребенок. Мужчины играют на музыкальных инструментах.
4-й ребенок. Женщины пляшут под музыку.
5-й ребенок. На заднем плане люди катаются на лошади, запряженной в сани.
6-й ребенок. У людей хорошее настроение, они улыбаются, смеются, потому что пришла весна и наступила масленица.
7-й ребенок. Повторяет весь рассказ целиком, если он нуждается в помощи, то ему помогают остальные ребята.
Логопед. Очень хорошо. Молодцы! Я вами горжусь! Логопед оценивает работу детей.
4. Подвижная игра «Небылица». (Развитие общей моторики.)
Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.
Логопед. Танцевала рыба с раком, Руки на поясе, повороты в стороны
А петрушка с пастернаком, Наклоны вперед-назад
Сельдерей с чесноком, Руки на поясе, пяточка-носочек правой ноги,
А индейка с петухом. топаем, пяточка-носочек левой ноги топаем.
5. Работа в тетради. (Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.)
Логопед приглашает детей за стол, где находятся тетради и контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на картинку. Что здесь нарисовано?
Логопед. Заштрихуйте матрешку. Нарисуйте столько кружочков, сколько слогов в слове "мат-реш-ка". Раскрасьте картинку.
Дети выполняют задание. Логопед наблюдает за тем, кому необходима помощь.
6. Игра «Что липшее?» (Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи.)
Логопед помещает на доску предметные картинки по теме «Масленица». (для старшей группы 5 картинок, для подготовительной 6).
Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.
Дети. Чучело, блины, снеговик, калач, балалайка, платок.
Логопед. Подумайте, какой из этих предметов лишний и объясните свой выбор.
1 -й ребенок. Лишний снеговик, потому что все остальные предметы относятся к масленице, а снеговика на масленицу не лепят, снег уже не липкий.
2-й ребенок. Лишний снеговик, потому что в его названии нет буквы Л, а во всех остальных названиях она есть.
Логопед. Молодцы. Очень хорошо.
7. Упражнение «Ложка». (Совершенствование грамматического строя речи. Автоматизация звука[л] в предложении.)
Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с ложкой. Вы будете рассказывать, что она делает. Следите за правильностью произношения звука [л].
Логопед совершает действия с платком, а дети комментируют их.
1-й ребенок. Ложка лежит на столе.
2-й ребенок. Ложка лежит под столом.
3-й ребенок. Ложка упала со стола.
4-й ребенок. Ложка лежит в коробке.
5-й ребенок. Ложка лежит около коробки.
6-й ребенок. Ложка лежит за коробкой.
Логопед убирает ложку и коробку и оценивает работу детей.
8. Задание . Развитие фонематических представлений (определение места звука в словах).
Дети возвращаются к тетрадям и карандашам.
Логопед. Посмотрите на картинки. Нам надо определить место звука [л] в названиях этих картинок. Определите место этого звука в словах (лошадь, калач, дятел) и раскрасьте соответствующий квадратик в «светофорчике» около картинки. Затем правильно раскрасьте картинки.
Дети выполняют задание. Логопед вместе с детьми проверяет выполнение задания.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, и оценить работу друг друга.