Получи документы

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста

Ольга Тумакова
Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры и упражнения могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Публикация «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание и соответствующая задача. Отбираются игрушки, с которыми легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Дидактические игры:

«Кто ушел, кто пришел»

Цель: Закрепить правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже ед. и мн. числа

Материал: Игрушки – животные, с которыми производят действия: заяц – зайчата, кошка – котята и т. п.

Правила игры: выбрав игрушку и выполнив действие с ней, ребенок, говорит что он делал от имени игрушки.

Игровые действия: Дети, по просьбе взрослого выбирают игрушку – животное, называют ее. Взрослый предлагает выполнить упражнения зайцу с зайчатами. Затем воспитатель спрашивает: «Что делал заяц?», ребенок выполняющий данную роль отвечал (прыгал). Потом воспитатель спрашивал зайчат: «Что делали зайчата?», дети, выполняющие роль зайчат (дети, в руках которых игрушка - зайчонок) отвечают (прыгали). Игра продолжается с другими игрушками.

«Что изменилось»

Цель: Упражнять детей понимать и правильно употреблять предлоги с пространственным значением (в, на, за, около, под).

Материал: Игрушки: стол, кукла.

Правила: Взрослый расставляет предметы и игрушки, задает вопрос, дети отвечают. Если ответ неточный, то воспитатель подсказывает полный ответ: «Кукла стоит около стола» и т. п.

Игровые действия: Детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем смена положения: за столом, на столе, под столом, а дети отгадывают, что изменилось и проговаривают предложением.

«Спрячь игрушку или прятки»

Цель: Упражнять детей в усвоении предлогов и падежей.

Материал: для второго варианта: знакомые игрушки, кукла Таня, собачка.

Правила: Часть детей прячется, другая часть детей подсказывает кукле, где прячутся дети.

Второй вариант: дети указывают куда спрятать ту или иную игрушку, а собачка ищет.

Игровые действия: К детям пришла кукла Таня. Она хочет поиграть с ними в прятки. Сначала прячутся дети по подсказке воспитателя: … спрячься за шкаф, …спрячься под стол, … за дверь и т. п. Кукла Таня ищет их «Где же Соня? Она под столом».

Теперь прячется кукла Таня, а дети ищут и говорят, куда она спряталась.

«Скажи, что изменилось? Чего не стало?»

Цель: Упражнять детей в усвоении формы родительного падежа мн. числа существительных; развивать внимательность, память, воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.

Материалы: Группы игрушек - по две-три штуки, ширма

Правила: Дети внимательно рассматривают группы игрушек, выясняют какие исчезли и правильно проговаривают слова.

Игровые действия: «Ребята посмотрите на стол. На столе много игрушек. Давайте назовем их» - дети перечисляют группы игрушек. «Сейчас я их спрячу и некоторые из них убегут, а вы должны узнать чего не стало» Взрослый просит рассмотреть группы игрушек, ставится ширма, за которой взрослый убирает одну из них, ширма убирается и через 30 сек. спрашивает: «Каких игрушек не стало» или «Чего не стало». Дети отвечают, после чего игрушки возвращаются. Игра повторяется несколько раз (4-5раз). Если дети проговариваю неверно, то слова исправлялись.

«Короткие слова»

Цель: упражнять в умении употреблять предлоги к – от, на – с (со, в – из, по; закреплять умение составлять простые предложения; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Материал: парные картинки в виде парных пазлов, например, на первой изображен котенок на заборе, на второй – котенок спрыгивает с забора.

Правила: отобрать картинки в пары по фону.

Игровые действия: перед детьми выкладываются первые половинки картинок. Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, назвать их. Взрослый задает вопросы по каждой картинке: «Что (или кто) это? Что он делает?» Затем дети находят к картинке пару, составляя предложение с предлогом. Например: Цветы стоят в вазе. Цветы достали из вазы.

На желтом фоне – предлог по. Кто по чему едет, идет, гуляет: Мальчик идет по дорожке. Мальчик поднимается по лестнице; Машина едет по дороге. Машина едет по мосту; Кто идет по забору. Кошка гуляет по крыше; На зеленом – предлоги в – из: Собака сидит в будке. Где сидит собака? (в будке); Собака вылезла из будки. Откуда вылезла собака? (из будки); Девочка сидит в домике. Где сидит девочка? (в домике); Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка (Из домика); Цветы поставили в вазу. Куда поставили цветы? (в вазу); Девочка достала цветы из вазы. Откуда девочка достала цветы? (Из вазы); На розовом – предлоги на – с (со): На полке лежат игрушки. Где лежат игрушки? (на полке); Девочка взяла с полки зайку. Откуда девочка взяла зайку? (С полки); Кофта висит на вешалке. Где висит кофта? (на вешалке); Мальчик снимает с вешалки кофту. Откуда мальчик снимает кофту? (С вешалки); Яблоко лежит на столе. Где лежит яблоко? (на столе); Девочка взяла яблоко со стола. Откуда девочка взяла яблоко (Со стола). На голубом фоне – предлоги к – от: Котенок бежит к дереву. К чему бежит котенок? (К дереву); Котенок бежит от дерева. От чего бежит котенок? (от дерева); Машина едет к светофору. К чему едет машина? (к светофору). Машина отъехала от светофора. От чего отъехала машина? (от светофора); малыш идет к маме. К кому идет малыш? (К маме); Малыш побежал от мамы. От кого побежал малыш? (от мамы).

«Назови маму и его детеныша»

Цель: Упражнять детей в употреблении трудных форм с суффиксами – онок, енок: котенок

Материал: Карточки с изображением домашних животных мамы и их детенышей (кошка с котенком, собака с щеночком, корова с теленком, свинья с поросенком, овца с ягненком, коза с козленком)

Правила: ребенок, рассмотрев картинку, называет маму и ее детеныша

Игровые действия: взрослый показывает одну картинку и просит назвать маму, а затем назвать ее детеныша. Если малыш ответил неверно, то взрослый исправляет ошибку и просит повторить правильно.

«Скажи, что делает бабушка? (Дедушка)»

Цель: Упражнять в умении составлять короткие предложения.

Материал: Сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду, варит обед, забивает молотком гвозди, копает землю (грядку) и т. п.

Правила: Ребенок составляет предложение по рассматриваемой картинке.

Игровые действия: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.

«Волшебная коробка»

Цель: Упражнять детей в умении употреблять существительные среднего рода.

Материал: Занимательная коробка с игрушками: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушка, зайчик.

Правила: дети сами вынимают предмет и описывают его сначала по вопросам, затем без вопросов.

Игровые действия: В ходе игры детям предлагают вынуть одну игрушку (любую) и описать ее, отвечая на вопросы: Что это? (яблоко); Какое яблоко? (красное, вкусное, круглое) и т. п.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять умения детей употреблять существительные среднего рода, использовать глаголы в разной форме

Материал: Занимательный мешочек с предметами. Игрушка – заяц, предметы - муляжи: морковка, огурец, яблоко, помидор, лимон.

Правила: Дети выполняют задания: узнают показанный предмет и называют его. Второй вариант – дети узнают предмет по описанию и называют его.

Игровые действия:

Первый вариант: В гости к детям приходит заяц с мешком. Вопрос: Что у тебя в мешке? Заяц достает морковку. Что это? Какая морковка?

Во втором варианте: заяц опускает руку в мешочек и описывает тот предмет, который у него в руке, а дети отгадывают.

«Подарки»

Цель: Упражнять детей в усвоении винительного падежа

Материал: Подарки – коробочки с наклеенными предметными картинками: маленький утенок, плюшевый мишка, резиновая кукла и т. п.

Правила: взрослый задает вопрос, дети называют картинку.

Игровые действия: Вопрос: Что лежит в этом подарке?

Ребенок рассматривает и называет: «Утенок» и т. д.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым» Конспект комплексной.

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНРДидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в различных.

Игры на развитие грамматического строя речи Задание №1. Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня Зина Рая Сима Серёжа Миша Костя Дима Наташа.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с.

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую.

Наглядно-дидактические игры на совершенствование грамматического строя речи для детей с ОНР.Наглядно-дидактические игры на совершенствование грамматического строя речи для детей с ОНР. • Игра-лото «Один — много»[/b] Возраст участников 4 - 7 лет. Цель: формирование навыка образования множественного числа имен существительных.

Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста. Актуальность. Русский язык считается одним.

Серия конспектов НОД по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Конспекты непосредственно-образовательной деятельность по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением.

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Воспитатель Волкова Ольга Евгеньевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 20:21
+60Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД