Любовь Старова
Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам» Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Публикация «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В результате наблюдений в группе мы отмечаем недостаточное речевое развитие детей в разных видах деятельности. Не хватает образности, поэтичности, красоты русского языка в рассказах, созданных самими детьми.
Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали сказку, как средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.
Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания.
По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя. Только трое активно запоминают и воспроизводят сказку, устанавливают временные, причинные и последовательные связи, с большим интересом слушают, самостоятельно пересказывают и придумывают сказки и их используют в играх драматизациях.
Для выявления уровня образной речи использовали методику, разработанную О. С. Ушаковой, которая считает, что в основе выразительных средств языка лежат фразеологизмы. Они придают высказыванию особую выразительность, индивидуальность, развивают образную речь детей.
Цель обследования - выявить уровень образности речи в самостоятельных связных высказываниях, особенности восприятия художественных произведений, в том числе малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок).
Анализируя результаты обследования выявили, что в своих связных высказываниях дети используют следующие средства образности : прямую речь, повторы, определения. Метафоры, сравнения, эмоционально-оценочная лексика встречается крайне редко, только в рассказах некоторых ребят.
При оценке умений различать жанр заметна недостаточность представлений детей об особенностях стиха, рассказа, сказки. Лишь несколько человек называли особенности жанра.
Исходя из результатов обследования, стало видно, что речевое развитие детей соответствует возрасту детей и ООП, но недостаточно развитие образной стороны речи детей, частично сформированы представления о характерных особенностях жанров.
Поэтому развитие образности речи имеет для наших детей особенную значимость, а сказка поможет нам развить речь детей, интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.
Родители являются активными участниками педагогического процесса. Очень важно единство подходов к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому в сентябре 2016 года, мы провели анкетирование родителей с целью выявления условий для развития речи детей дома и увидели, что родители могут стать активными помощниками в развитии образности речи детей.
На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.
Цель работы: развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок.
Задачи представлены на экране:
1. Развивать устойчивый интерес к сказкам и любовь к художественному слову.
2. Формировать знания о жанровых особенностях сказки, расширять литературный опыт детей.
3. Содействовать развитию образности и выразительности речи детей.
4. Развивать речевое творчество детей при составлении сказки.
Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности:
• Ознакомление детей со сказкой. Чтение детям сказок и рассказов
• Работа над выразительностью речи, обогащение речи детей образными выражениями.
• Сочинение сказок детьми.
Занятия по речевому развитию проводятся 2 раза в неделю, но на данном занятии реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, в том числе по ознакомлении с литературой (сказками, рассказами). Поэтому чтение мы используем в утренние и вечерние часы и сказку перед сном в тихий час.
На основании данных обследования был составлен перспективный план и серия занятий по развитию речи детей средствами сказок. Методы работы в соответствии с этапами отображены в перспективном плане, составленном нами для реализации задач развития выразительности и образности речи детей средствами сказки
Задачей первого этапа стало ознакомление детей со сказками, активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение средств выразительности сказки.
На данном этапе мы ввели детей в мир сказки. Дети нашей группы знают много сказок, но мы рассказали новые, неизвестные сказки : “Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», «Снегурочка», «У страха глаза велики», «Сказка о царе Салтане», «Конек-Горбунок», «Аленький цветочек», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», а также рассказали волшебные сказки : “Царевна-лягушка”, “Никита Кожемяка”, “Сивка - Бурка”, познакомились с былинами о русских богатырях, и прочли многие другие.
После первого прочтения сказки мы задавали ряд вопросов, с целью выяснения того, насколько дети поняли сюжет. Далее мы совместно с детьми рассматривали, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические моменты, драматические повороты сюжета).
Дети сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно находили в тексте сказки красивые слова и выражения. Также детям предлагалось подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету); найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; придумать похожие слова (синонимы); подобрать определения, сравнения к словам (отрывки из сказки, где встречаются эти слова, можно перечитать с использованием образных слов и выражений, придуманных детьми). Особое оживление среди детей вызывало предложение придумать главному герою необычное определение, придумать красивое, интересное слово самостоятельно.
Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей включал в себя узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. Показывая иллюстрацию к сказке, мы добивались от детей не просто ответа на вопрос, «что изображено?", но и вместе вспоминали как об этом явлении или герое говорится в сказке. Как еще можно красиво об этом сказать, какая фраза из этого произведения тебе запомнилась, какой эпизод.
Когда дети запомнили сказку, выделили причинно - следственные связи, персонажей, стали пересказывать сказки мы перешли ко второму этапу, в котором работали над выразительностью речи, закрепляли знание сказки детьми, обогащение речи детей образными выражениями.
Использовали следующие приемы: рассказывание сказки по очереди, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами.
Играли в игру «От каждого по словечку» : Один ребёнок сказал : «Колобок», другой продолжает, повторяя предыдущее слово и добавляя своё : «Колобок катиться», третий ребё нок: «Колобок катиться по дорожке» и тд.
Воспитанию чуткости к слову в сказке помогали такие приё мы:
1 Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова в сказке. Например, в сказке «Гуси - лебеди» дети отметили грустные слова: причитала, заливалась слезами. Когда мы попросили объяснить, что эти слова обозначают, дети ответили: «Очень сильно плакала, огорчилась, рыдала». В сказке «Хаврошечка» дети нашли сказочное слово – наливное яблочко. Саша К. объяснил, что оно очень спелое и вкусное, налилось соком, поэтому и наливное.
2 Сочинить длинное и смешное слово. Например, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая и другие.
Для обучения детей средствам речевой выразительности использовали такие упражнения. Например, предложили детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д.) Или привлекли внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово) : «Дай мне куклу», «мама пришла за мной» и т. д. Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и д. р.) и способами их невербального и вербального выражения.
Решению этой задачи способствуют задания типа «разные настроения» (по карточкам – пиктограммам, чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния.
Эффективным оказался и метод проведения игр-бесед. В ходе данной беседы дети использовали образные слова и выражения, услышанные ими в сказке. Сначала мы зачитывали характеристику персонажа словами из сказки, и спрашивали детей, о ком это сказано, а затем просили детей припомнить, а как в сказке говорилось о герое.
Также мы осуществили подбор иллюстраций к данным сказкам. После знакомства детей со сказкой, ребятам, для закрепления содержания произведения и помощи в пересказывании сюжета были предложены мнемотаблицы.
С целью мотивации детей на употребление в речи средств художественной выразительности, нами была разработана система поощрений. На первом занятии детям читалась одна и та же короткая сказка, при первом прочтении из текста были умышленно убраны все средства художественной выразительности. Вместе с детьми мы пришли к выводу, что эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, метафоры украшают речь, делают ее живой. Символом речи без образных слов и выражений выступил рисунок девочки, в сером платье. Детям было предложено сделать платье нарядным. Осуществлялось это путем приклеивания на платье цветных треугольников, которые являлись поощрением за использование образного слова или выражения при ответе на специально организованном занятии, каждый ребенок приклеивал свой треугольник на платье. Таким образом, детям хотелось целенаправленно вставить в речь образное слово или выражение, чтобы украсить платье.
В дальнейшем наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь.
Это позволило нам начать третий этап деятельности стали совместно с детьми составлять новые сказки, комбинировать старые, изменять сказки, добавляя новые условия, в соответствии с методикой Щебицкой. Придумывали продолжение сказок. Например, сказку «По щучьему велению» дети продолжили так: «И отпустил Емеля щуку, а сам пошёл дрова рубить, потому что надоело ему на печи столько времени сидеть». А в сказке «Теремок» дом зверей превратился в летучий корабль, и облетали друзья весь шар земной. После пересказа сказки «Лиса и кувшин» мы предложили детям пожалеть лису и придумать счастливый конец сказки. В сказке Тони лиса разбила кувшин о камень и выбралась наружу. А в сказке Леры на помощь лисе пришли раки, которые своими острыми клешнями разбили кувшин. Также мы придумывали новые условия в сказке. Например, в сказке «Лисичка – сестричка и серый волк» мы предложили изменить время года. «Пусть будет лето»,- сказали дети. Даша предположила, что у волка хвост не замёрзнет, и он наловит много рыбы, больше чем лиса. А Миша сказал, что волк взял сеть, наловил рыбы и угощал ею лису.
Также мы использовали приём совместного сочинения сказки. Мы вместе выбирали тему сказки, обсудили план сказки, назвали персонажей. После обсуждения дети вместе с родителями придумывали сказку “Как мы помогали Алёнушке спасать братца”. Использовали и такой приё м: мы начинали сказку, а дети по- разному её заканчивали. Например:” В некотором царстве, в некотором государстве, жила – была царевна. Гуляла она по своему волшебному саду и вдруг…” Дети придумали такие продолжения: у Даши К. царевна встретилась с феей; У Алёши царевна увидела золотые яблочки, которые умели разговаривать; у Кати царевна встретила волка и подружилась с ним. Вопросами, предположениями помогали развитию сюжета, концовке сказки.
С целью закрепления в речи детей образных слов и выражений, почерпнутых ими из сказок, мы использовали игру-драматизацию.
На заключительном этапе нами был проведен литературный досуг «Путешествие в сказку», одним из моментов которого была необходимость говорить только сказочными, красивыми словами. Здесь же был подведен итог собирания детьми жетонов – платье девушки стало очень красивым, как и речь детей.
Дети постепенно превращались в маленьких сказочников. В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам, рисунки к сказкам, которые придумали сами дети. Сказки, придуманные детьми, мы записывали, постепенно создавая книги со сказками. Родители и дети рисовали иллюстрации к созданным сказкам. В уголке книги появились сказки и рассказы собственного сочинения:
1 «Золотая печка»
2 «Настоящий герой, кто он такой?»
3 Книжка малышка
4 «Про Ёжика и бельчонка»
Повторная диагностика по методике Афонькиной и Ушаковой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Дети стали использовать образные выражения, сочинять сказки. При повторной диагностике образной речи детей по методике О. С. Ушаковой также видны положительные сдвиги: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития до 39%. Дети стали лучше различать различные жанры литературных произведений, понимают смысл многих пословиц, воспринимают образные выражения в загадках, замечают необычные слова в сказках, сами придумывают сказки. Сократилось число детей с низким уровнем развития до 12% .
Результаты проведенной работы показали, что театрализация сказок обогащает речь детей, способствует её грамматическому и образному развитию.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Развитию речи детей, её образности, а также творческих способностей детей, способствует ознакомление со сказками их придумывание. Она является важнейшим источником развития выразительной детской речи.
Сказка способствует :
1 повышению интереса детей к русскому народному творчеству;
2 развитию творческой активности;
3 развитию образной речи детей;
4 развитию связной речи;
5 воспитанию интереса к сказке, языковому богатству русского языка.