Ирина Еремеева
Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста
Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития ребенка и направлено на формирование памяти, восприятия, внимания, мышления, которые в данном возрасте обусловлены овладением речью. Овладение речью перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствуя все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми) [5].
Публикация «Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Фольклор – устное народное творчество; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Важным условием динамики когнитивного развития ребенка является активное стимулирование таких процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Включение эмоционального компонента в какое-либо сообщение социального характера либо стимулирует мыслительное действие, направленное на позитивный эффект, либо тормозит (в определенной степени) когнитивную работу с информацией. Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью [24].
Ознакомление детей с фольклором является сложным педагогическим процессом, который включает в себя несколько результатов:
- расширение представлений о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
- накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства;
- обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально - театральную деятельность; приобщение детей к народным играм.
Восприятие ребенка младшего дошкольного возраста аффективно окрашено и связано непосредственно с практическим действием – это отражает возможность и потенциал использования фольклора и театрализованной деятельности в работе с детьми.
Формирующийся новый тип восприятия позволяет ребенку сравнивать свойства одного предмета (как образца) со свойствами других предметов. Вначале дети начинают ориентироваться на форму, затем на величину, потом на цвет. К концу раннего возраста ребенок понимает, может выделить и назвать предметы, имеющие одинаковые свойства.
Пиаже Ж. Ж., в своей концепции подражания как механизма формирования мышления ребенка, говорит о том, что доверительные эмоциональные отношения между ребенком и взрослым – обязательное условие подражательных действий. Малейшая боязнь, настороженность недоверие к взрослому могут надолго затормозить развитие [6].
В целом, проблема использования фольклорного материала в воспитании дошкольников заслуживает глубокого и всестороннего исследования, так как в жанрах фольклора (к примеру, в потешках, колыбельных песнях и других) заключаются большие потенциальные воспитательные и развивающие возможности.
Ключевыми моментами становится стать не просто утверждение о важности знакомства детей с лучшими образцами устного народного творчества как некий абстрактный постулат, а понимание того, что произведения фольклора, веками аккумулирующие в себе истинную народную мудрость, интонации родного языка, способны создать атмосферу тепла, уюта и эмоционального комфорта в группе дошкольного учреждения, а также способствовать эмоциональному и нравственному развитию детей.
В настоящее время можно констатировать, что живая традиции передачи фольклора в силу определенных социально-политических и культурных преобразований в обществе практически прервана. Тем более важной выглядит на этом фоне работа по ознакомлению дошкольников с традициями национальной культуры. Но зачастую в структуре воспитания дошкольников отсутствует желаемая система в проведении специальных занятий по ознакомлению детей с фольклором, методы и приемы, направленные на приобщение детей к национальной культуре.
Произведения фольклора, всегда богатые тематически, содержательно, разносторонне воздействуют на детей, знакомят их с разнообразием и особенностями фольклора, развивают интерес к нему, учат образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях, и, наконец, способствуют оптимальному развитию всех способностей детей.
Фольклор обладает достаточно широким жанровым диапазоном: это пестушки, потешки, колыбельные, хороводы, прибаутки, игровые и плясовые и т. д. Очевидно, что в работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором [8].
Народное искусство, органично сочетающее пение, движения, игру, помогает проявлению творчества детей (сочетание пения с инсценировками, театрализацией, создания на их основе игр) и обеспечивает эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы и внимания к каждому ребенку. Небольшие песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы, а также помогают развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этом смысле фольклор – организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.
Развитию коммуникативных компетенций способствует формирование выразительности речи, помогающая созданию на уроке коммуникативно-речевой среды, овладению детьми коммуникативной компетенцией, в частности умением общаться. От этого умения зависят успехи и каждого человека, и общества в целом.
Народные попевки удобны для пения, многие из них близки речевым интонациям, построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты зайка», «Поет, поет соловушка» и многие другие. Подобное исполнения требует определённых профессиональных умений и навыков, которыми обладает музыкальный руководитель, но отнюдь не всегда – воспитатель дошкольного учреждения.
Народные же песни хорошо звучат и без инструментального сопровождения, что позволяет педагогам широко использовать их в своей повседневной практической работе, расширяя музыкальный кругозор детей и приобщая их к сокровищнице народной музыкальной культуры.
Таким образом, интенсивное внедрение фольклора в работе с ребятами дошкольного возраста быть может признано средством оптимизации психолого-педагогического сопровождения ребят в ходе нравственного воспитания.
Фольклор располагает эффективными приемами этического действия при помощи психологического сопереживания, способного вызвать сочувствие в беде, согласовать усилия в работе, укрепить общее настроение, сообща порадоваться, совместно оплакать утрату (Аникин В. П.) .
Каждый из жанров фольклора считается ценностным этнопедагогическим базисом для освоения культурного наследия прошедшего. Каждое в отдельности взятое произведение обучает или трудолюбию, упорству, великодушию, или любви к ближнему, родному жилищу, собственной земле, Отечеству, воспитывает доброту, благородство, мужество. Имеет внутри себя постоянные человеческие заповеди, чувства блага, справедливости, истины, почтения человеческого достоинства.
Содержательно-ценностный потенциал фольклора безграничен. к примеру, песни календарно-земледельческого круга (святочные, масленичные, семицкие, троицкие, купальские и др.) связанны с территорией, солнцем, небом. Непосредственно данные песни «дают представление не лишь о трудовой работы и общественно-бытовом укладе старых восточных славян, но и про их мировоззрении, верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу, источнику жизни, с одушевлением всевозможных явлений природы».
Нравственное и эстетическое содержание ребяческого фольклора (колыбельные, потешки, частушки, прибаутки, басни с напевами, заклички, дразнилки и др.) сформировывало душу и нрав малыша, человеческое начало в нем. В целом, как песни, созданные специально для детей, так и творчество самих ребят, открывает попечительное, терпеливое, доброжелательное и мягкое отношение к ним.
Таким образом, фольклор впитал в себя и сохранил для нас те нравственные аспекты, что и по этот день применимы в роли оценочного основания во всех областях человеческой деятельности.
Жанровое обилие фольклора порождает большое количество функций, что видоизменялись в зависимости от совместных перемен духовной культуры на различных шагах. Рассмотрим некие из них.
Этическое содержание российской песни нужно будет осматривать как синтез этического понятия блага и эстетического понятия красы как свода познаний, ценностей, норм и образцов поведения. В музыкальном фольклоре проблема – приносить благо – выражена особо ясно.
Эстетическая функция плотно переплетается с катарсической функцией (катарсис – очистка, искренняя разрядка) музыкального фольклора. Исполнители при пении фольклора претерпевают удовлетворенность, искреннее равновесие и внутреннюю свободу. Это порождает ценностное отношение меж человеком и миром художественного творчества.
Способность заострить эстетическое внимание к миру вполне возможно осматривать как очередную из функций – гедонистическую.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что фольклор является инструментом развития детей младшего дошкольного возраста. Использование фольклора способствует достижению целей педагогической работы с детьми – их социального развития, психического, интеллектуального. Особым разделом развития при использовании фольклора является нравственное и эстетическое развития. Ознакомление с фольклором носит игровой характер, может проводиться в любое время пребывания ребенка в детском саду.