Татьяна Богданова
Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия педагога относится к профессиям типа " Человек—Человек". По мнению Е. А. Климова, такой тип профессий характеризуется следующими качествами человека : стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, высоким уровнем эмпатии, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей и т. д.
Публикация «Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов» размещена в разделах
Сегодня к педагогу предъявляются повышенные требования, так как он является проводником детей в счастливое будущее, ведь именно от него зависит то, как ребенок будет воспринимать мир, ощущать себя в нем. Изучению субъект-субъектного отношения педагога с детьми посвящено большое число работ (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.).
Педагогическое мастерство связано с такими понятиями как:
• профессионально - значимые качества;
• педагогического общения.
Многими учеными понятие «профессионально - значимые качества» трактуется как главная основа профессионального поведения и совершенствования личности педагога (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Сластенин, Е. П. Белозерцев, В. Н. Сорока-Росинский).
Б. Г. Ананьев дает следующее определение профессионально - значимым качествам - это система устоявшихся личных качеств, которые создают предпосылки к успешному выполнению профессиональной деятельности.
Профессионально-значимые качества также связаны с таким понятием, как мастерство педагогического общения. Нельзя представить общение, которое бы совсем не несло в себе познавательную или воспитательную ценность. Так, все больше используется недавно вошедшее в литературу и практику понятие: педагогическое общение. По определению А. А. Леонтьева педагогическое общение - это профессиональное общение воспитателя с воспитанниками во время образовательного процесса или вне его (в процессе обучения и воспитания, которое имеет набор определенных педагогических функций и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятной психологической атмосферы, оптимизацию образовательной деятельности и отношений между педагогом и воспитанниками внутри детского коллектива.
Большое внимание отводится проблеме влияния личностных качеств педагога на воспитание и образование в трудах В. А. Сухомлинского. Он говорил о том, что педагоги должны основываться на гуманном начале в воспитании как важнейшей черте педагогической культуры, углублять, развивать в своих коллективах педагогическую этику. Это огромная область педагогического труда, которая до конца не исследована и даже забыта, хотя о чуткости, гуманности, заботливости ведется много разговоров. Педагог-гуманист всегда должен помнить, что «у детей свои масштабы измерения радостей и горестей, добра и зла», и что «самая желанная и дорогая для ребенка помощь – это сочувствие, сострадание, сердечное участие. Равнодушие же, безразличие потрясает его».
В современной литературе конца XX века, таких авторов, как И. П. Иванов, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенко, И. П. Волков, Е. Я. Ямбург, Т. И. Гончарова, Е. Н. Ильин, М. П. Щетинин, В. А. Караковский и др., уже ранее были описаны и выявлены основные компоненты гуманистической личности педагога. К ним относятся положительные этические качества (добродетели, диалоговое общение, педагогическая рефлексия, «преобразовательные способности», творческое мышление, высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям). Формирование перечисленных качеств связано с изменением мотивационно-ценностных ориентаций, которые далеки от авторитаризма.
В настоящее время в отечественной педагогике в исследованиях С. В. Кондратьевой, Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной, В. А. Кан-Калика, А. К. Марковой и др. проблема качеств педагога, определяющих продуктивность педагогического процесса, стала объектом теоретического и экспериментального изучения.
По утверждениям Н. В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает в себя: 1) уровень способностей, 2) тип направленности 3) компетентность, которая подразделяется на: аутопсихологическую компетентность, социально-психологическую, методическую, дифференциально-психологическую, специально-педагогическую компетентность.
По определению А. К. Марковой, в структуру субъективных свойств входят следующие блоки характеристик:
Субъективные характеристики: мотивация, "Я" - концепция, психологические позиции, личностные установки.
Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
В соответствии с утверждением А. К. Марковой, существует три основные стороны труда педагога : педагогическое общение, педагогическая деятельность и личность воспитателя.
Личность воспитателя:
-Воспитатель как субъект педагогической деятельности;
- Воспитатель как субъект педагогического общения.
Как утверждает А. К. Маркова, наиболее значимыми профессиональными качествами являются : педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогический оптимизм, педагогическая эрудиция, педагогическая импровизация, педагогическая находчивость, педагогическая наблюдательность, педагогическое предвидение, педагогическое целеполагание, педагогическая интуиция и педагогическая рефлексия.
Таким образом, из вышесказанного можно отметить большой интерес к проблеме изучения профессионально-значимых качеств воспитателя, которые непосредственным образом влияют на личность детей дошкольного возраста. И от того на сколько эти качества сформированы, или же отсутствую вовсе, будет зависеть благоприятность этого влияния.