Получи документы

Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов

Татьяна Богданова
Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов
▼ Скачать + Заказать документы

Профессия педагога относится к профессиям типа " Человек—Человек". По мнению Е. А. Климова, такой тип профессий характеризуется следующими качествами человека : стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, высоким уровнем эмпатии, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей и т. д.

Публикация «Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов» размещена в разделах

Сегодня к педагогу предъявляются повышенные требования, так как он является проводником детей в счастливое будущее, ведь именно от него зависит то, как ребенок будет воспринимать мир, ощущать себя в нем. Изучению субъект-субъектного отношения педагога с детьми посвящено большое число работ (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.).

Педагогическое мастерство связано с такими понятиями как:

профессионально - значимые качества;

• педагогического общения.

Многими учеными понятие «профессионально - значимые качества» трактуется как главная основа профессионального поведения и совершенствования личности педагога (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Сластенин, Е. П. Белозерцев, В. Н. Сорока-Росинский).

Б. Г. Ананьев дает следующее определение профессионально - значимым качествам - это система устоявшихся личных качеств, которые создают предпосылки к успешному выполнению профессиональной деятельности.

Профессионально-значимые качества также связаны с таким понятием, как мастерство педагогического общения. Нельзя представить общение, которое бы совсем не несло в себе познавательную или воспитательную ценность. Так, все больше используется недавно вошедшее в литературу и практику понятие: педагогическое общение. По определению А. А. Леонтьева педагогическое общение - это профессиональное общение воспитателя с воспитанниками во время образовательного процесса или вне его (в процессе обучения и воспитания, которое имеет набор определенных педагогических функций и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятной психологической атмосферы, оптимизацию образовательной деятельности и отношений между педагогом и воспитанниками внутри детского коллектива.

Большое внимание отводится проблеме влияния личностных качеств педагога на воспитание и образование в трудах В. А. Сухомлинского. Он говорил о том, что педагоги должны основываться на гуманном начале в воспитании как важнейшей черте педагогической культуры, углублять, развивать в своих коллективах педагогическую этику. Это огромная область педагогического труда, которая до конца не исследована и даже забыта, хотя о чуткости, гуманности, заботливости ведется много разговоров. Педагог-гуманист всегда должен помнить, что «у детей свои масштабы измерения радостей и горестей, добра и зла», и что «самая желанная и дорогая для ребенка помощь – это сочувствие, сострадание, сердечное участие. Равнодушие же, безразличие потрясает его».

В современной литературе конца XX века, таких авторов, как И. П. Иванов, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенко, И. П. Волков, Е. Я. Ямбург, Т. И. Гончарова, Е. Н. Ильин, М. П. Щетинин, В. А. Караковский и др., уже ранее были описаны и выявлены основные компоненты гуманистической личности педагога. К ним относятся положительные этические качества (добродетели, диалоговое общение, педагогическая рефлексия, «преобразовательные способности», творческое мышление, высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям). Формирование перечисленных качеств связано с изменением мотивационно-ценностных ориентаций, которые далеки от авторитаризма.

В настоящее время в отечественной педагогике в исследованиях С. В. Кондратьевой, Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной, В. А. Кан-Калика, А. К. Марковой и др. проблема качеств педагога, определяющих продуктивность педагогического процесса, стала объектом теоретического и экспериментального изучения.

По утверждениям Н. В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает в себя: 1) уровень способностей, 2) тип направленности 3) компетентность, которая подразделяется на: аутопсихологическую компетентность, социально-психологическую, методическую, дифференциально-психологическую, специально-педагогическую компетентность.

По определению А. К. Марковой, в структуру субъективных свойств входят следующие блоки характеристик:

Субъективные характеристики: мотивация, "Я" - концепция, психологические позиции, личностные установки.

Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;

В соответствии с утверждением А. К. Марковой, существует три основные стороны труда педагога : педагогическое общение, педагогическая деятельность и личность воспитателя.

Личность воспитателя:

-Воспитатель как субъект педагогической деятельности;

- Воспитатель как субъект педагогического общения.

Как утверждает А. К. Маркова, наиболее значимыми профессиональными качествами являются : педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогический оптимизм, педагогическая эрудиция, педагогическая импровизация, педагогическая находчивость, педагогическая наблюдательность, педагогическое предвидение, педагогическое целеполагание, педагогическая интуиция и педагогическая рефлексия.

Таким образом, из вышесказанного можно отметить большой интерес к проблеме изучения профессионально-значимых качеств воспитателя, которые непосредственным образом влияют на личность детей дошкольного возраста. И от того на сколько эти качества сформированы, или же отсутствую вовсе, будет зависеть благоприятность этого влияния.

Публикации по теме:

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с.

Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации Рппс. Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением.

Теоретические основы использования дидактических игр в решении задач коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Нарушение речи - это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития.

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. Все наши действия, наши взаимоотношения отражены в поведении. Оно же, в свою очередь,.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах. Для воспитания у детей культуры поведения.

Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1. Характеристика понятия «адаптация» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 17:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Богданова (УИ 409278) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД