Получи документы

Теоретические основы развития творческого воображения старших дошкольников посредством изобразительного искусства

Яна Маркова
Теоретические основы развития творческого воображения старших дошкольников посредством изобразительного искусства

Теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Исследования проблемы развития творческого воображения у детей в психолого-педагогической литературе

Публикация «Теоретические основы развития творческого воображения старших дошкольников посредством изобразительного искусства» размещена в разделах

Различные аспекты понятия «творческого воображения» отражены во многих психологических и педагогических исследованиях. Целесообразно начать рассмотрение феномена «творческое воображение» с анализа понятия «воображение», потому что первое является видовым понятием последнего. Воображение – довольно специфичный и сложный познавательный психический процесс и каждый автор предлагает своё определение.

По мнению отечественного психолога А. В. Петровского, «воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью». Автор указывал на тесную связь воображения и мышления, указывая, что «так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир» [18].

Психолог Р. С. Немов определяет понятие «воображение» способностью представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [19, с. 220].

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн считает, что воображение – это «способность творить нечто новое, которая проявляется в том, что человек преобразует то, что он видел, слышал, ощущал, испытывал когда-то в новые образные формы, в картины того, чего на самом деле не существует» [21, с. 319].

Психолог Е. И. Игнатьев основным признаком воображения считает «способность перерабатывать и преобразовывать образы восприятия и прошлый опыт в новые оригинальные представления и образы» [20, с. 9].

По мнению психолога И. В. Дубровиной, воображение является «познавательным процессом создания новых образов, на основе которых в реальной или воображаемой жизни возникают новые предметы и действия» [14, с. 146].

Известный отечественный психолог Л. С. Выготский утверждает, что основу воображения составляет психологический процесс «привнесения нового во впечатления человека и построение на этой основе новых оригинальных образов, ранее не существовавших и не повторяющих тех из них, которые уже существуют» [7, с. 15].

Из всех выше указанных определений вытекает одно очень важное свойство воображения, которое состоит в том, что воображение оригинально, своеобразно и неповторимо отражает внешний мир и тем самым позволяет предопределять будущее поведение и показывать возможные условия, в которых это поведение может осуществляться.

Все авторы сходятся во мнении, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы. Воображение чаще всего возникает в проблемной ситуации, в том случае, когда нужно отыскать новое решение.

В психологической литературе разные авторы по-своему определяют функции воображения. Рассмотрим классификацию функций воображения, предложенную Р. С. Немовым [19] :

воображение регулирует эмоциональное состояние человека, помогает снять эмоциональное напряжение;

– при помощи воображения человек способен удовлетворять многие свои потребности;

воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов – восприятия, мышления, внимания, памяти, речи, эмоций;

воображение участвует в формировании внутреннего плана действий, которое проявляется в способности выполнять эти действия в уме, манипулируя образами, и предвидеть результат этих действий;

воображение участвует в планировании и программировании деятельности, в анализе действий и процессов.

Виды воображения разнообразны, так как они определяются количеством видов человеческой деятельности, например, конструктивное, научное, техническое, музыкальное, художественное и т. д. Все эти виды воображения формируются и проявляются в разных видах творческой деятельности, вместе взятые, они составляют разновидность высшего уровня – творческое воображение.

С. Л. Рубинштейн подчёркивает, что «воображение формируется и развивается только в процессе деятельности, прежде всего – в творческой» [21, с. 323].

Под творческим воображением О. В. Боровик [14, с. 41] предполагает аналитико-синтетическую деятельность, которую направляют и реализуют сознательно поставленная цель деятельности или эмоции, которые владеют человеком в конкретный момент. Исследователь считает, что работу творческого воображения чаще всего можно наблюдать при решении проблемных ситуаций, т. е. тогда, когда человек стоит перед необходимостью найти новое решение. В этом случае человек отображает свои опережающие практические действия в конкретно-образной форме, при помощи творческого воображения он показывает реальную действительность в нестандартных связях и отношениях.

По мнению Э. В. Ильенкова, творческое воображение является одной из главных характеристик человека, которое отличает его от животных. Он называет это свойство человека «всеобщей универсальной способностью человека, без которой невозможно жить и творить нечто новое в науке и искусстве» [2, с. 25].

Учёный В. И. Кудрявцев считает, что значение творческого воображения состоит в умениях «видеть целое раньше части и на основе отдельной детали, подробности, характеристики предмета или явления строить целостный оригинальный образ, до сих пор не существовавший в науке или искусстве» [7, с. 80].

Французский психолог Т. Рибо долгое время плодотворно занимался изучением творческого воображения и действительно был уверен в том, что только благодаря творческому воображению в науке возможны изобретения. Построение нового образа происходит в уме с помощью использования различных способов воображения при посредстве новых сочетаний или соотношений, следовательно, любое изобретение человечества возникло на основе творческого воображения и творческого мышления [39, с. 150].

Психолог О. М. Дьяченко указывает на тесную связь творческого воображения с действительностью и реальной жизнью. По её мнению, воображение не может быть оторвано от действительности, которая для него является питательной средой, из которой воображение черпает свои образы и идеи. Воображение, опираясь на реальную жизнь, определяет ход мыслей человека, программу его действий, его отношение к окружающим предметам и людям, к собственной деятельности [9, с. 15].

Таким образом, в процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы выяснили, что воображение – это психический познавательный процесс создания новых образов и представлений путем переработки имеющегося опыта. Результатом воображения является создание новых образов, которые характеризуются обобщенностью, одновременно отражая характерное в объекте. Образы творческой деятельности воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творческое воображение – процесс самостоятельного придумывания новых образов в творческой деятельности. Методы и приёмы развития творческого воображения – это логические операции. К ним относятся: типизация, комбинирование, акцентирование, реконструкция, агглютинация, гиперболизация, уподобление, расчленение, замещение, синтез и аналогия.

Развитие творческого воображения – это сложный процесс, который может осуществляться во всех видах детской деятельности, но в первую очередь, в продуктивной (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, а также в игровой деятельности, проникая во все направления развития ребенка. Поэтому очень важно определить уровень развития творческого воображения у каждого ребенка и, основываясь на этом, осуществлять его дальнейшее развитие.

1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, О. М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы. Воображение так же, как и другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития.

О. М. Дьяченко утверждает, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же законам, что восприятие, мышление, память, внимание и речь. С возрастом воображение постепенно становится из пассивного активным и превращается из непосредственного в опосредствованное. О. М. Дьяченко заметила, что «основным орудием овладения способами развития творческого воображения со стороны самого ребенка являются чувственное познание действительности и овладение сенсорными эталонами» [9, с. 6].

Л. С. Выготский предложил периодизацию психического развития ребенка в период дошкольного детства, согласно которой, одним из центральных психологических новообразований дошкольного периода является развитие творческого воображения. Л. С. Выготский указывает на то, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого человека бедностью образов, смутностью их представлений, схематичностью и стереотипностью этих образов. Поскольку у дошкольника маленький жизненный опыт, то знаний, представлений и образных воспоминаний недостаточно для того, чтобы его творческое воображение было хорошо развито и похоже на воображение взрослого. Однако к достоинству детского воображения можно отнести его богатство, отсутствие пределов для фантазии, что это обусловлено низкой критичностью мышления ребенка [7, с. 25].

Детский психолог Е. О. Смирнова утверждает, что творческое воображение старших дошкольников имеет следующие особенности:

– имеет произвольный характер и это проявляется в том, что ребенок может сам сознательно управлять процессами создания замысла, его планирования и реализации с выбором способов и средств, необходимых для воплощения своего замысла в игровой и продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке);

– является особой деятельностью, превращаясь в самостоятельное фантазирование;

– постепенно переходит во внутренний план, и тогда для создания новых и оригинальных образов у ребёнка постепенно отпадает необходимость в наглядной опоре;

– ребенок осваивает методы и приемы творческого воображения по созданию оригинальных образов [22, с. 187].

Психологи выделяют 3 основных этапа развития творческого воображения у детей в период от 2 до 7 лет. Опишем более детально отрезок в возрасте от 5 до 6 лет – период старшего дошкольного возраста.

Творческое воображение у детей в возрасте 5-6лет лучше всего развивается, безусловно, в ролевой игре, рисовании и конструировании. При этом оно носит воспроизводящий характер, так как ребенок следует образцам и при возникновении идей творческого воображения в сознании ребенка образ строится, в основном, методом «опредмечивания», дополняясь различными деталями. Ребенок дошкольного возраста не создает новые образы, а всего лишь преобразует уже известные, используя такие приёмы воображения, как олицетворение, агглютинация, гиперболизации, комбинация, замещение, уподобление и др.

По наблюдениям О. М. Дьяченко, уровень творческого воображения ребенка в старшем дошкольном возрасте снижается из-за формирования критического мышления, и из-за того, что ребенок в этом возрасте нацелен на освоение социальных норм, правил и образцов деятельности.

Отечественный психолог Д. Б. Эльконин отмечает такое свойство творческого воображения детей 5-6 лет, как ступенчатость планирования. Это свойство проявляется следующим образом: замыслив создать что-то новое и оригинальное, ребенок сначала планирует один шаг своих действий, затем выполняет его, видит результат и только потом планирует следующие свои действия по воплощению замысла. Такое ступенчатое планирование дает возможность ребенку, например, сочинять сказку и добавлять в ее сюжет новые образы и события одно за другим [21].

Детский психолог и педагог Т. Н. Доронова считает, что характерными чертами детского творческого воображения являются яркое видение образа и его деталей, способность ребенка к быстрому вхождению в новый образ, в воображаемые обстоятельства. Эти свойства творческого воображения старшие дошкольники часто проявляют в играх, особенно в режиссёрских играх, сюжетно ролевых, в продуктивных видах деятельности.

Воображение у детей 5-6 лет играет большую роль, чем у взрослого. Оно допускает значительно более легкий «отлет» от действительности и чаще проявляется. Это происходит потому, что дети верят в свои фантазии и придуманные образы.

Еще одной особенностью творческого воображения старших дошкольников является его однонаправленность. Оно идет за предметом и все, что ребенок создает, носит отрывочный и неоконченный характер. Следовательно, задача взрослых – научить ребенка фантазировать не одномоментно, а, воплощая свои творческие замыслы, создавать сначала небольшие, но законченные произведения.

Творческое воображение в 6-7 лет, по мнению М. В. Межиевой, становится более активным, так как оно превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат в этом возрасте реальные объекты, представления, выраженные словами. Это связано с тем, что развивается мышление, речь, эмоциональная сфера ребенка [18].

Однако при бесконтрольном и слишком активном развитии творческого воображения необходимо учитывать и те опасности, которые могут возникнуть у ребенка. Такое воображение изменяет действительность: ребенок создает свой особый мир, в котором без особого труда осуществляются любые его желания. Такие случаи могут свидетельствовать о нарушениях в развитии психики ребенка и требуют особого внимания.

Все необходимые качества воображения возникают не спонтанно, не просто так, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Прежде всего, влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем.

В старшем дошкольном возрасте творческое воображение ребенка рассматривается большинством психологов и педагогов как творческая и продуктивная форма активности, которая направляется ребенком на создание некоторого продукта в соответствии с замыслом (рисунок, поделка, сказка, сюжет игры, новые роли в игре и т. п.).

Таким образом, развитие творческого воображения детей будет эффективным лишь в том случае, если будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд отдельных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте необходимо соблюдение следующих педагогических условий: положительный эмоциональный настрой и психологически комфортная обстановка; обеспечение интеллектуального и эмоционального опыта, как основы для творческого замысла и материала, необходимого для воображения ребенка; учет индивидуальных особенностей ребенка; игровая форма организации занятий и совместной свободной деятельности детей и взрослых, ориентированной на развитие творческого воображения; взаимодействие взрослого с ребенком не над ним, а рядом; корректное руководство со стороны взрослого.

Соблюдение этих условий позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, дать свободу фантазии в различных ее направлениях. Возможности занятий изобразительной деятельностью в развитии творческого воображения дошкольников становятся действительно безграничными, при следующем условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.

1.3. Средства изобразительного искусства в развитии творческого воображения у детей

В теории и практике дошкольного образования накоплен богатый опыт развития творческого воображения детей в разных видах художественной деятельности, в том числе и изобразительной (Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова и др.).

У ребёнка 5-7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на базе которых продолжают развиваться и все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно важна роль зрительного ощущения и восприятия.

Ребёнок 5-7 лет уже знает не только основные цвета, но так же и их оттенки. К 5-6 годам значимые изменения наблюдаются и в восприятии пространства, дети этого возраста ещё чаще начинают проявлять потребность и желание разобраться во встречающихся формах. Теперь они уже пробуют установить, на что похожи те или иные предметы. Взрослые должны поддерживать потребность ребёнка разбираться в формах окружающих его предметов. Дети уже хорошо решают задачи на сравнение длины линий, знакомятся с такими категориями, как раньше и позже, в возрасте 6-7 лет они становятся способны понять, что время не зависит от желания и от деятельности человека.

Особенно, следует сказать и о некоторых особенностях художественного восприятия детей, ведь дошкольники с интересом относятся к воспринятому, они пытаются воздействовать на героев произведений. Только к концу дошкольного возраста у детей проявляется способность занимать позицию вне изображаемого – позицию зрителя. Оценочные суждения детей этого возраста ещё достаточно примитивны, но всё таки уже свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценивать его. Совершенствованию художественного восприятия сопутствуют расширение знаний и представлений об окружающей действительности, развития речи и мышления.

В исследованиях И. А. Лыковой [15] отмечается: у детей 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостных образов смыслового содержания воспринятого, а в возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны произведения, отличающегося наглядностью, уже достаточно хорошо сформирован.

Л. М. Гурович отмечала то, что в процессе развития художественного восприятия у детей появляется осознание выразительных средств художественных произведений, что ведёт к более адекватному и полному его восприятию. Восприятие произведений искусства ребё нком-дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть простейшие средства выразительности, которые применил художник для описания изображаемого (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и т. д.).

Н. М. Зубарева выделяет три уровня эстетического восприятия живописи детьми:

На первом, самом низшем, уровне ребёнок просто радуется изображению знакомых ему предметов, которые он узнаёт на картине. Мотивы оценки изображённого носят предметный, а иногда и практический, житейский характер.

На втором уровне ребёнок уже начинает не только видеть, но и осознавать простейшие эстетические качества в художественном произведении, которые делают картину привлекательной для него. Мотивы оценки при этом элементарно-эстетические. Он оценивает в картине, как «красивое» : цвет, цветовые сочетания, форму, отдельные приёмы композиции.

На третьем, самом высоком, уровне эстетического восприятия дети уже способны воспринимать не только внешние признаки изображенного явления, но и внутреннюю характеристику художественного образа произведения [17].

Э. П. Короткова в работе по развитию художественного восприятия детей советует использовать вопросы, развивающие воображение и творчество. Повышению активности поспособствует предложение воспитателя детям самим составлять и задавать вопросы по произведению.

Согласно исследованиям Гогоберидзе А. Г. и Солнцевой О. В. [20] : восприятие и понимание старшими дошкольниками произведений изобразительного искусства является важной частью эстетического воспитания граждан России.

Таким образом, нами дана характеристика психолого-педагогическим особенностям восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать события, которых ещё не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы его поступков, переживания и чувства. Дети способны иногда улавливать подтекст. В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны произведения, отличающегося наглядностью, уже достаточно сформирован. Но умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само по себе к ребё нку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Развивать это умение, необходимо опираясь на выделенные нами критерии, и тогда при целенаправленном педагогическом руководстве, есть возможность обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.

Для развития изобразительных умений и навыков у ребёнка дошкольного возраста необходимо подбирать такие художественно-дидактические игры и упражнения, которые помогут ребёнку лучше понять смысл поставленной учебной задачи и осознать способы выполнения действий. Продолжительность одной игры составляет 5-10 минут.

Художественно-дидактические игры делят на условные группы соответствующие видам деятельности и итоговому продукту по образно-содержательному и деятельностно-рефлексивному критериям:

1. Игры, способствующие развитию графических умений и пониманию конструктивных особенностей форм, играя в такие игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предметы по их отдельным свойствам и частям («Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту»).

2. Игры, развивающие цветовое восприятие, способствующие выполнению живописных и колористических задач обучения (например, в игре «Теплый-холодный», мы уточняем такие понятия, как «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенных цветов: теплых или холодных; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» дети подбирают цветовую гамму к времени года, закрепляют знания о сезонных изменениях в природе) (образно-содержательный критерий).

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: цвете, форме, структуре, величине («Парные картинки» необходимо найди сходство и отличие предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животных из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).

4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх ребенок учится самостоятельно составлять узоры, обращая внимание на пространственные отношения между его частями, соблюдать симметрию и ритм («Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов»).

5. Игры, способствующие развитию композиционных навыков: равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и размеру. («Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива»).

Любые формы, используемые в процессе ознакомления детей- дошкольников с произведениями живописи и графики, обязательно должна быть педагогически оправдана. Лишь в этом случае она будет эффективна. Знакомя детей с произведениями искусства, важно не подменять занятие по ознакомлению с занятием по развитию речи. Для этого необходимо знать, что именно вы хотите донести до детей, рассказывая о каком-то полотне, исключая формальности. Только тогда дети смогут научиться по-настоящему читать живописные, графические образы, раскрывающие мир природы, искусства, и мир ребенка (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Васильева) [5].

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы развития творческого воображения старших дошкольников посредством изобразительного искусства
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 20:27
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД