Татьяна Терещенко
«Теремок». Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – развивать фонематический слух у детей с ЗПР.
Задачи:
• Познавательные:
• активизировать имеющиеся знания детей.
• Коррекционно – развивающие :
• развивать фонематический слух;
• закреплять правильное произношение и различение звуков С – Ш;
• упражнять детей в звуковом разборе слова «домик»;
• упражнять в определении количества слогов в слове, в назывании гласных звуков в слове;
• развивать внимание, логическое мышление при узнавании буквы в геометрической фигуре, при отгадывании ребусов.
Публикация «„Теремок“, Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
• Воспитательные:
• воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочным героям.
Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок». Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Звуковой разбор слов. Разгадывание ребусов.
Оборудование: Теремок. Игрушки: мышка, лисичка, лягушка, зайка, волк, плоскостные изображения мордочек этих животных, ребусы по картинке, зашифрованное слово (лиса). Предметные картинки: самолёт, собака, лист, капуста, автобус, домик, кошка, шапка, шкаф, ландыш, машина; лиса, мышка. «Птичка» для определения места звука в слове. Пеналы для звукового разбора слова.
Ход:
1. Вводная беседа. Разминка.
Дефектолог: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Дефектолог: Назовите сказки, которые вы знаете (дети называют).
Дефектолог: А хотели бы оказаться в одной из сказок?
Дети: Да.
Дефектолог: Тогда пойдёмте в сказочный лес. Посмотрите у нас под ногами волшебная лесная дорожка. Эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идём по очень мягкой травке (дети, сняв тапочки, изображают, как они идут по мягкой травке). А сейчас мы с вами идём по песку, он становится всё горячее и горячее. … Ой! Он просто обжигает ноги! И вот мы вышли на лесную тропинку, идём по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам. … И пришли мы с вами в сказку. Садитесь быстрее, и посмотрим сказку (дети садятся).
2. Основная часть.
Дефектолог: Стоит в поле Теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо Мышка. Увидала Теремок, остановилась и спрашивает: «Пи – пи – пи, Терем – теремок! Кто в Тереме живёт?». А волшебный голос из Теремка отвечает : «Теремок откроет свою дверь, если выполнишь моё задание. Назови гласные звуки в словах».
Дефектолог: Ребята, давайте поможем Мышке.
«Назови гласные звуки в слове».
Дети называют гласные звуки в словах: избушка дорога, игра, звери, сказка, труба, мышка.
Дефектолог: Правильно всё сделали, поэтому двери волшебного Теремка открылись для Мышки. Вошла Мышка в Теремок и стала в нём жить. Ребята, а хотите узнать, кто следующий придет к Теремку?
Дети: Да.
Дефектолог: Давайте отгадаем зашифрованное слово. А буквы спрятались в геометрических фигурах. Назовите их.
«Узнай буквы».
Дети отгадывают слово «лиса».
Дефектолог: Прибежала Лисичка к Теремку. Увидала Теремок, остановилась и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в Тереме живёт?»
- «Пи – пи – пи, я – Мышка. А ты кто?»
- «А я – лисичка. Пусти меня к себе жить».
- «Теремок откроет тебе дверь, если ты выполнишь моё задание. Посмотри на картинки, звук ты первый назови, слово новое сложи».
Дефектолог: Ребята, давайте поможем Лисичке отгадать слова.
«Ребус».
Дети по картинке – ребус отгадывают слова.
Дефектолог: Молодцы, отгадали слова, поэтому двери волшебного Теремка открыты для Лисички. Вошла Лисичка в Теремок и стала в нём жить. Прискакала к Теремку Лягушка и спрашивает: «Ква – ква – ква, Терем – теремок! Кто в Тереме живёт?»
- «Пи – пи – пи, я – Мышка».
- «Я – лисичка. А ты кто?»
- «А я ква – ква, лягушка. Пустите меня жить».
- «Теремок откроет тебе дверь, если ты выполнишь моё задание. Отбери картинки, для меня – Лисы со звуком «С», а для Мышки – со звуком «Ш» и определи место этих звуков в слове».
Дефектолог: Ребята, давайте и лягушке поможем.
«Назови звук и определи место звука в слове».
На мольберте картинки Лисы и Мышки, на столе предметные картинки.
Дефектолог: Саша, возьми картинку и скажи, кому ты её подаришь и почему. Не забудь определить место звука в слове.
Дети выполняют задание.
Дефектолог: Хорошо справились с заданиями, и Лягушка предлагает вам отдохнуть.
Речь с движением.
На болоте две подружки
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Дефектолог: Открылись двери волшебного Теремка и для Лягушки. Прискакал к Теремку Зайка и спрашивает : «Терем – теремок! Кто в Тереме живёт?»
- «Пи – пи – пи, я – Мышка».
- «Я – лисичка».
- «Ква – ква, я - лягушка. А ты кто?»
- «А я – Зайка. Пустите меня жить».
- «Ква – ква, Теремок откроет дверь, если выполнишь моё задание. Выполни звуковой разбор слова «домик»».
Дефектолог: Ребята, поможем Зайке, сделаем звуковой разбор слова «домик»?
Самостоятельная работа. «Звуковой разбор».
Дети садятся за столы, выполняют разбор слова.
Дефектолог: Выполнили это задание, поэтому двери волшебного Теремка открыты для Зайки. Вошёл Зайка в Теремок и стал в нём жить. Прибежал к Теремку Волк. Увидал Теремок, остановился и спрашивает: «У – у – у, Терем – теремок! Кто в Тереме живёт?».
- «Пи – пи – пи, я – Мышка».
- «Я – лисичка».
- «Ква – ква, я - лягушка».
- «Я – Зайка. А ты кто?»
- «У – у – у, а я – Волк. Пустите меня к себе жить».
- «Теремок откроет дверь, если ты поселишь нас и себя правильно по этажам».
Дефектолог: Ребята, для выполнения этого задания нужно поделить слова на слоги. Животное с тремя слогами нужно поселить на этаж, где 3 окошка, с двумя слогами – на этаж, где 2 окошка, и с одним слогом – на этаж, где 1 окошко.
«Определи количество слогов в слове».
Дети распределяют животных по этажам.
3. Итог занятия.
Дефектолог: Молодцы, справились! И стали звери жить впятером: Мышка, Лисичка, Лягушка, Зайка и Волк. А кто помог подружиться зверям? Конечно же, вы и ваши знания. Ну, а нам пора возвращаться обратно в детский сад ( возвращаемся в обратном порядке: сучки, шишечки, иголочки, горячий песок, мягкая травка).
Звуковой разбор слова ДОМИК.
Определение количества слогов в слове.