Кириллова
Комплект электронных тестов по математике как средство формирования адекватной самооценки обучающихся в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Комплект электронных тестов по математике как средство формирования адекватной самооценки обучающихся 3 класса
Кириллова М. В., студентка
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,
специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс
Порсина А. В., преподаватель
Публикация «Комплект электронных тестов по математике как средство формирования адекватной самооценки обучающихся в 3 классе» размещена в разделах
- Математика, 3 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Контрольные работы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Поделки. Мастерим с детьми
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Тестопластика. Поделки из теста
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На сегодняшний день в системе развития образования происходят значительные изменения, касающиеся образования и воспитания личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования в качестве одного из приоритетных направлений определяет развитие способности ребенка соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свои поступки и поведение, проявлять самостоятельность и инициативность в жизнедеятельности.
В младшем школьном возрасте в качестве ведущего вида деятельности выступает учебная деятельность. Именно от того, как она протекает, зависит формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Данные положения предполагают становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования.
Вопросам самооценки посвящено достаточно много исследований. Теоретические и практические аспекты изучения темы отражены в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов Л. И. Божович, В. И. Долгова, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина, Л. И. Чернышова, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, М. И. Лисина, К. О. Роджерс и др.
Так, например, Л. С. Выготский считал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка. Именно в период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие за счет учебной деятельности, новой позиции – позиции ученика, нового психического образования – рефлексии, которым ребенок только начинает овладевать. Именно в этот период ребенок впитывает, накапливает знания о других и о самом себе.
По мнению А. И. Липкиной у младших школьников обнаруживаются все виды самооценки (адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения, которые имеют свою специфику.
Младший школьный возраст характеризуется важными явлениями в жизни ребенка. Это обучение в школе, что дает возможность проявиться в новой деятельности – учебной. Л. И. Божович отмечает, что это возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются ценности и интересы.
В основе самопознания у каждого человека формируется определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое проявляется в самооценке.
Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости [43].
В трудах отечественных психологов, таких, как Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.
Самооценка представляет собой системообразующий компонент «Я – концепции». «Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства, совершаемые им поступки и выполняемые действия». В психолого-педагогической литературе термин «самооценка» достаточно широко трактуется и зачастую имеет соотношение с категорией «самосознание». Рассмотрим некоторые трактовки понятия самооценка. Самооценка – это «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание. Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из его элементов, ни к когнитивному измерению, ни к эмоциональному. Самооценка – это устойчивая интеграция самопознания и отношения к себе.
Благодаря школьному обучению появляется особая социальная значимость деятельности ребенка, опосредованная отношениями со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением общенаучных понятий.
Адекватная самооценка побуждает учебную активность учащихся, их влечение улучшать полученные результаты, находиться на уровне требований учителей.
Самооценка младшего школьника конкретна, существует тенденция к переоценке собственных способностей, возможностей, достигнутых результатов. На самооценку влияет учебная деятельность и стиль воспитания родителей и учителя.
Большое значение имеет самооценка при выполнении самостоятельной работы на уроке, так как этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самооценки. Учащиеся должны проводить самооценку на уроках и при выполнении домашнего задания.
Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Сформированная адекватная самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
В психологии выделяют три вида самооценки.
1. Адекватная
2. Неадекватная
3. Смешанная
При адекватной самооценке оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал. Искаженная (неадекватная) самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.
Для того, чтобы быть успешным в учебе, ребенку необходимо адекватно оценивать свои знания, для этого на уроках можно применять систему самооценки с использованием тестов.
Выполнение различного рода заданий на уроках можно организовать так, что ученик, перед выполнением заданий, оценивает свои знания, после чего проходит предложенный тест для контроля знаний. После прохождения теста обучающийся сравнивает результаты самооценки и оценку теста, что поспособствует коррекции неадекватной самооценки.
Несмотря на то, что отношение учителей и методистов к применению тестов в начальной школе неоднозначно, однако в настоящее временя педагогами используется данная форма контроля в образовательном процессе.
Список литературы:
1. Бузецкая Т. В. Формирование и развитие УУД на уроках математики // [ Электронный ресурс]. URL : https://pedsovet.su/load/136-1-0-37434 (Дата обращения 18.09.2020).
2. Горячева Н. Г. Проблемы развития навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальных классов // Инфоурок ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс]. URL : https://infourok.ru/problemi-razvitiya-navikov-samoocenki-i-samokontrolya-u-uchaschihsya-nachalnih-klassov-483288.html (Дата обращения 01.10.2020)
3. Жунусакунова, А. Д. Разновидности заданий в тестовой форме // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2572/ (Дата обращения 20.04.2021).