Лучший педагог года

Традиционная и инновационная технология по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи

Антонина Осинцева
Традиционная и инновационная технология по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи

Разрешите представиться, меня зовут Антонина Петровна, я работаю учителем-логопедом в МКДОУ. «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 484»

Мне приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории.

К рукам человека отношение всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки защищали и строили, добывали пищу и измеряли, лечили. По состоянию рук судили о здоровье и положении человека (белоручка или трудяга, его силе и профессии (музыкальные руки, рабочие руки). Не случайно в нашем родном языке очень много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки и т. д. Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Одним из условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие ручных умений, или как принято называть, мелкой моторики рук.

Публикация «Традиционная и инновационная технология по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи» размещена в разделах

Учёные, изучая психику и деятельность детского мозга, отметили большое значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Чаще всего задержка речевого развития не позволяет ребенку полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира и отягощает эмоционально – психическое состояние, что оказывает негативное влияние на общее развитие ребенка.

Однако если вовремя оказать помощь, то эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Пальцы умелыми становятся не сразу. Упражнения, игры и пальчиковая гимнастика помогают детям уверенно держать ручку и карандаш, самостоятельно шнуровать ботинки и заплетать косички, лепить, а также мастерить подарки своим родным.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Проблеме развития мелкой моторики в настоящее время уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог внедряет в свою работу традиционные и нетрадиционные методы и приёмы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, я пришла к убеждению, что использование нетрадиционных методов коррекции наиболее эффективно в сочетании с традиционными средствами. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

К традиционным методам относятся пальчиковая гимнастика, игры на развитие тактильного восприятия и др. А к нетрадиционным методам относятся система М. Монтессори, пескотерапия и др. В нашем детском саду активно проводится работа по системе М. Монтессори. Данную работу осуществляет педагог-психолог ПарамзинаМ. В. в специально оборудованном кабинете. Она проводит подготовительную работу по развитию мелкой моторики с детьми 3-4 лет. Пескотерапию в нашем ДОУ осуществляет тоже педагог-психолог Медведева Ю. В. Используя песок она проводит коррекцию эмоционально-волевой сферы, развивает мелкую моторику через игры с песком и рисование песком. Также песочной терапией занимаются воспитатели в группах, активно используя песочные столы.

В своей работе я использую элементы пескотерапии и различные развивающие игры по системе М. Монтессори (шнуровки, пазлы и т. д.) и Су-Джок терапию, о которой я расскажу вам немного позже.

Свою авторскую педагогическую технологию «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» я построила на использовании традиционного передового опыта по формированию мелкой моторики. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны мною по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников. Методическая разработка сделана в виде брошюры и содержит пояснительную записку и практический материал, который представлен в виде тематического перспективного плана работы (для старшей и подготовительной группы, пальчикового тренинга (индивидуальная работа с детьми, а также рекомендации для родителей, семинар-практикум для педагогов ДОУ и родителей, рекомендаций для родителей (подготовительная группа и дети от 3 до 7 лет).

Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с одним из нетрадиционным методам развития мелкой моторики, который был внедрен в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Это Су-Джок терапия

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.

В коррекционно –логопедической работе приемы Су-Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью укрепления организма.

Цель использования элементов су-джоктерапии:

развитие мелкой моторики руки в процессе пальчиковых игр с помощью массажера Су - Джок.

Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:

• стимулировать проекции речевых областей в коре головного мозга;

• формировать произвольные, координированные движения пальцев рук;

развивать зрительно – моторную координацию;

развивать психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности;

• внедрять здоровьесберегающую технологию в образовательный процесс.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

• Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

• Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

• Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

• Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок массажеров легко

• Доступность –шарики свободно продаются в аптеках, цена в пределах 40 рублей за штуку.

В комплект входят:

• массажный шар, мы с детьми его называем «ежик»,

• два металлических массажных эластичных кольца.

В своей работе я активно использую следующие приемы Су-Джок терапии:

• Массаж специальным шариком.

Прокатывая шарик между ладошками, дети стимулируют биологически активные точки, до их покраснения и появления ощущений тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

В каждом шарике есть «волшебные» колечки.

• Массаж эластичным кольцом.

Кольцо дети надевают и массажируют труднодоступные зоны, соответствующие определенным частям тела, до их покраснения и появления ощущения тепла. Эти процедуры мы повторяем несколько раз в день.

Работа по развитию мелкой моторики проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно в процессе непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми как индивидуально, так и с подгруппой детей. Массажные шарики промываются мыльным раствором в конце дня.

Су-джок терапию провожу поэтапно.

I этап.

Знакомство детей с Су-Джок и правилами его использования. Массажер Су-Джок я ввожу постепенно. Сначала я беру мягкий резиновый массажный шарик, потом жетский пластмассовый массажный мяч меньшего размера и уже в заключении использую массажер Су-Джок. На данном этапе происходит разучивание основных движений с мячиком и кольцом (прикосновение, постукивание, ощупывание, надавливание, прямолинейные движения, круговые движения, покалывание всех пальцев, опускание кольца от кончика пальца до его основания).

II этап.

Закрепление знаний в упражнениях и играх (разучиваем движения в соответствии с текстом упражнения).

Далее практическая работа: выполнение пальчиковой гимнастики «Ёжик» (массажные шары) и «Мальчик – пальчик» (эластичные кольца).

III этап.

Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

В результате использования Су-Джок терапии:

развивается мелкая моторика, зрительно – моторная координация;

развиваются высшие психические функции и произвольное поведение;

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга.

Таким образом, Су - Джок терапия - это универсальный, доступный, высокоэффективный и абсолютно безопасный метод самоисцеления и самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Данный опыт был опубликован мною на образовательных порталах:

-Международный образовательный портал «Маам»,

-социальной сети работников образования (нспортал)

И сейчас материал по Су-Джок терапии готовится к публикации в сборнике «Инновационные технологии в образовании»

Перечисленные методы, игры и приёмы это небольшая часть того, что педагог может предложить детям. Любой нетрадиционный метод – это творческий процесс педагога и ребёнка. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Автор: Михалева Серафима.

Развитие мелкой моторики детей с нарушением слуха при использовании дидактических игрушек Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития.

Фрагмент НОД для детей 4–5 лет «Инновационная технология. Составление метафор» Пояснительная записка: Метафора - перенесение свойства одного предмета на другой, на основании признака общего для обоих сопоставляемых.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности для коррекции речи у детей Игра «Пианисты» Цель: развитие мелкой моторики руки, функций самоконтроля, речевой активности ребёнка. Руководство: Дети изображают игру.

Игры, используемые учителем-логопедом для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи Игры, используемые учителем - логопедом для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Коррекционные занятия по формированию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения У детей с нарушением зрения 5-7 лет взаимодействие двух операций - зрение, осязание затруднено. Даже при нормальном зрении сформировать.

План по самообразованию «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции» План по самообразованию[/b] Учителя-логопеда О. В. Соловьевой на 2014-2016 учебный год. А. С.  макаренко:Учитель может учить других до тех.

Проект по развитию мелкой моторики «Озорные пальчики» для детей с нарушением интеллекта Тип проекта: Игровой, творческий Актуальность: Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья.

Семинар-практикум для воспитателей «Волшебные круги. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в семинаре, с нетрадиционной технологией аппликации для развития мелкой моторики у детей с общим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционная и инновационная технология по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи
Опубликовано: 29 августа 2016 в 12:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД