Антонина Осинцева
Традиционная и инновационная технология по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешите представиться, меня зовут Антонина Петровна, я работаю учителем-логопедом в МКДОУ. «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 484»
Мне приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории.
К рукам человека отношение всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки защищали и строили, добывали пищу и измеряли, лечили. По состоянию рук судили о здоровье и положении человека (белоручка или трудяга, его силе и профессии (музыкальные руки, рабочие руки). Не случайно в нашем родном языке очень много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки и т. д. Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Одним из условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие ручных умений, или как принято называть, мелкой моторики рук.
Публикация «Традиционная и инновационная технология по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Учёные, изучая психику и деятельность детского мозга, отметили большое значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Чаще всего задержка речевого развития не позволяет ребенку полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира и отягощает эмоционально – психическое состояние, что оказывает негативное влияние на общее развитие ребенка.
Однако если вовремя оказать помощь, то эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Пальцы умелыми становятся не сразу. Упражнения, игры и пальчиковая гимнастика помогают детям уверенно держать ручку и карандаш, самостоятельно шнуровать ботинки и заплетать косички, лепить, а также мастерить подарки своим родным.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Проблеме развития мелкой моторики в настоящее время уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог внедряет в свою работу традиционные и нетрадиционные методы и приёмы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи.
В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, я пришла к убеждению, что использование нетрадиционных методов коррекции наиболее эффективно в сочетании с традиционными средствами. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
К традиционным методам относятся пальчиковая гимнастика, игры на развитие тактильного восприятия и др. А к нетрадиционным методам относятся система М. Монтессори, пескотерапия и др. В нашем детском саду активно проводится работа по системе М. Монтессори. Данную работу осуществляет педагог-психолог ПарамзинаМ. В. в специально оборудованном кабинете. Она проводит подготовительную работу по развитию мелкой моторики с детьми 3-4 лет. Пескотерапию в нашем ДОУ осуществляет тоже педагог-психолог Медведева Ю. В. Используя песок она проводит коррекцию эмоционально-волевой сферы, развивает мелкую моторику через игры с песком и рисование песком. Также песочной терапией занимаются воспитатели в группах, активно используя песочные столы.
В своей работе я использую элементы пескотерапии и различные развивающие игры по системе М. Монтессори (шнуровки, пазлы и т. д.) и Су-Джок терапию, о которой я расскажу вам немного позже.
Свою авторскую педагогическую технологию «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» я построила на использовании традиционного передового опыта по формированию мелкой моторики. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны мною по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников. Методическая разработка сделана в виде брошюры и содержит пояснительную записку и практический материал, который представлен в виде тематического перспективного плана работы (для старшей и подготовительной группы, пальчикового тренинга (индивидуальная работа с детьми, а также рекомендации для родителей, семинар-практикум для педагогов ДОУ и родителей, рекомендаций для родителей (подготовительная группа и дети от 3 до 7 лет).
Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с одним из нетрадиционным методам развития мелкой моторики, который был внедрен в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Это Су-Джок терапия
В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.
В коррекционно –логопедической работе приемы Су-Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью укрепления организма.
Цель использования элементов су-джоктерапии:
• развитие мелкой моторики руки в процессе пальчиковых игр с помощью массажера Су - Джок.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
• стимулировать проекции речевых областей в коре головного мозга;
• формировать произвольные, координированные движения пальцев рук;
• развивать зрительно – моторную координацию;
• развивать психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности;
• внедрять здоровьесберегающую технологию в образовательный процесс.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
• Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
• Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
• Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
• Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок массажеров легко
• Доступность –шарики свободно продаются в аптеках, цена в пределах 40 рублей за штуку.
В комплект входят:
• массажный шар, мы с детьми его называем «ежик»,
• два металлических массажных эластичных кольца.
В своей работе я активно использую следующие приемы Су-Джок терапии:
• Массаж специальным шариком.
Прокатывая шарик между ладошками, дети стимулируют биологически активные точки, до их покраснения и появления ощущений тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
В каждом шарике есть «волшебные» колечки.
• Массаж эластичным кольцом.
Кольцо дети надевают и массажируют труднодоступные зоны, соответствующие определенным частям тела, до их покраснения и появления ощущения тепла. Эти процедуры мы повторяем несколько раз в день.
Работа по развитию мелкой моторики проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно в процессе непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми как индивидуально, так и с подгруппой детей. Массажные шарики промываются мыльным раствором в конце дня.
Су-джок терапию провожу поэтапно.
I этап.
Знакомство детей с Су-Джок и правилами его использования. Массажер Су-Джок я ввожу постепенно. Сначала я беру мягкий резиновый массажный шарик, потом жетский пластмассовый массажный мяч меньшего размера и уже в заключении использую массажер Су-Джок. На данном этапе происходит разучивание основных движений с мячиком и кольцом (прикосновение, постукивание, ощупывание, надавливание, прямолинейные движения, круговые движения, покалывание всех пальцев, опускание кольца от кончика пальца до его основания).
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях и играх (разучиваем движения в соответствии с текстом упражнения).
Далее практическая работа: выполнение пальчиковой гимнастики «Ёжик» (массажные шары) и «Мальчик – пальчик» (эластичные кольца).
III этап.
Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
В результате использования Су-Джок терапии:
• развивается мелкая моторика, зрительно – моторная координация;
• развиваются высшие психические функции и произвольное поведение;
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга.
Таким образом, Су - Джок терапия - это универсальный, доступный, высокоэффективный и абсолютно безопасный метод самоисцеления и самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
Данный опыт был опубликован мною на образовательных порталах:
-Международный образовательный портал «Маам»,
-социальной сети работников образования (нспортал)
И сейчас материал по Су-Джок терапии готовится к публикации в сборнике «Инновационные технологии в образовании»
Перечисленные методы, игры и приёмы это небольшая часть того, что педагог может предложить детям. Любой нетрадиционный метод – это творческий процесс педагога и ребёнка. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах.
Спасибо за внимание!