МААМ-картинки

Традиционная народная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре русского народа

Алена Чернякевич
Традиционная народная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре русского народа
▼ Скачать + Заказать документы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Еще К. Д Ушинский отмечал что «…дитя искренне относится к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало» и подчеркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития ребенка. [Ушинский, …]

Публикация «Традиционная народная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре русского народа» размещена в разделах

Кукла, вероятно, одна из самых древних и наиболее популярных до сих пор игрушек. Она обязательный и верный спутник игры дошкольника. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

В России кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Кукла была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

С педагогической точки зрения, народная кукла может рассматриваться и как самое доступное детям дошкольного возраста произведение искусства, как средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, народных праздников, т. е. составляющих культуры народа. Именно поэтому необходимо учитывать первоначальное, традиционное назначение народных кукол при использовании их в детском саду или изготовлении совместно с детьми.

В настоящее время, методических материалов для организации педагогической деятельности по приобщению старших дошкольников к культуре русского народа с использованием традиционных народных кукол сравнительно немного.

Цель работы: разработка содержания и апробация форм деятельности по приобщению старших дошкольников к культуре русского народа с использованием традиционных народных кукол.

При выполнении работы использовался следующий алгоритм действий (задачи работы) :

- изучение существующих ресурсов по вопросам приобщения старших дошкольников к культуре русского народа с использованием традиционных народных кукол;

- разработка содержания деятельности по приобщению старших дошкольников к культуре русского народа с использованием традиционных народных кукол;

- апробация форм деятельности по приобщению старших дошкольников к культуре русского народа с использованием традиционных народных кукол на базе практики;

- проведение рефлексивного анализа деятельности

- оформление портфолио.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы задается возможностью репродукции методических разработок в других дошкольных образовательных учреждения. Работа проводилась на базе МБДОУ- детский сад № 21 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей». г. Красноярск, ул. 8марта 6

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Сохранение и культивирование традиции использования в воспитании дошкольников народных кукол, позволяет, по нашему мнению, создать условия как для эффективного патриотического воспитания дошкольников (в том числе, для формирования чувства уважения к народной культуре, так и для решения задач трудового и художественно-эстетического развития дошкольников

Материал для изготовления народных кукол мог быть самым разным он должен быть «своим» - из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано с экономией, так как их делали вручную, а это трудно и долго, а так же лоскуты разноцветной или одноцветной ткани, шерстяная пряжа, природный материал (деревянные палочки разного размера и формы, солома или мочало и т. п.) и т. д. Тряпичная кукла с давних времен была традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях.

Кроме того, кукла нередко рассматривалась как эталон рукоделия и часто на посиделки вместе с прялкой девочки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания [9,с. 1].

Традиционные народные куклы могут быть разделены на игровые, обрядовые и обереженые куклы.

Игровые куклы делались, чтобы во время игры научить ребенка традиционному образу жизни (например, «пеленашка» и др.) либо как игрушка-забава. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Игровые куклы делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Игровые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Н. Н. Ткаченко отмечала, что в традиционной русской культуре обрядовая кукла занимала особое место, играя на определенном этапе истории важную роль не столько в жизни ребенка, сколько в жизни взрослого члена семьи, особенно женщины, матери. [?] Обрядовых кукол, почитали и ставили в избе в красный угол (там же где иконы). Они имели ритуальное назначение. Такие куклы использовались в различных обрядах праздников народного календаря (например, кукла «Коляда», «Масленица»). Кукла «Коза», используемая в рождественских ритуалах, - символ жизненной силы и здоровья, бодрости духа и радости, достатка и богатства. [20].

Иногда одна и та же кукла являлась и обрядовой, и обережной по своей сути. Например, после сбора урожая, из мешочка с зернами, собранными с поля, хозяйка дома делала куклу «Зерновушку», или «Крупеничку». Куклу изготавливали, чтобы в доме весь год было сытно и богато, но также эту куклу женщина делала и для того, чтобы у нее были дети [8 c.4]. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они изготавливались в основном из «лесных» природных материалов: дерева, лозы, травы, соломы. Обережная кукла была непременным участником всех древних ритуалов, находясь в центре большинства обрядов календарного и семейного циклов. По древним поверьям, она могла принять на себя болезни и несчастья, помочь в урожае. Ее дарили новорожденному, чтобы она отгоняла злых духов; невесте, как благословение на замужество; роженице клали в постель для облегчения родов. Назначение обережных кукол – оберегать, спасать человека от различных, опасностей. Так, например, считалось, что если над кроваткой ребёнка висит "Куватка", то она отгоняет «злую силу», за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель.

Необходимо отметить, что традиционная русская народная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка Интересно, что идея безликости по отношению к игровым куклам согласуется с позицией многих современных психологов, которые отмечают уменьшение игровых возможностей куклы при эмоциональности ее образа.

Обережные и обрядовые куклы - не игровые и, по нашему мнению, при изготовлении в первозданном варианте, не должны использоваться детьми как игрушка.

Процессу изготовления таких кукол детьми обязательно должна предшествовать более длительная подготовительная работа, чем при изготовлении игровых кукол, т. к. необходимо уточнить либо систематизировать представления детей о народных праздниках и обрядах, о назначении данной куклы, обеспечить возможность ее изготовления в детском саду.

Нередко обрядовые и обережные куклы достаточно сложны в изготовлении (ведь традиционно их изготавливала взрослая женщина, хозяйка дома). Для выполнения работы в формате НОД возможна подготовка воспитателем детализированных технологических карт (с фотографиями этапов либо понятными детям рисунками).

Нередко необходимо организовать общее пространство работы (за одним столом) чтобы обеспечить возможность воспроизведения детьми операций по образцу.

Значимость народной куклы в сохранении традиций русского народа

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Куклы бытовали как медитативные предметы и изготавливались по особому случаю. Они наделялись совершенно реальной «особой силой» при помощи определённых воздействий. Эту силу кукла приобретала и в результате наделения её «силой веры» женщины. Женщина делала её не бездумно. Женщина делала куклу, эмоционально настроившись, истово веря в силу «сделанного». Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода. (Зимина)

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Кукла была одним из тех с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики[ 9,с. 1].

Тради ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. До сих пор сохраняются семьи, в которых традиции кукольного дела передаются из поколения в поколение. «Домашней кукольной мастерской» называет Г. Дайн дом потомственных Сергиево-посадских художников Дмитриевых[5]

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку [7].

В изготовлении кукол своими руками есть великий смысл. Ведь такая кукла несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Мастерили игрушки так же из соломы, мха, еловых шишек, льна. Народный костюм, в который надевали народную куклу, был частью ею, по сколько кукла это знак человека и его игровой образ.

Виды народных кукол

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые

Обереговые куклы - это отражение той картины мира, в которой жили люди. По народным поверьям, кукла заключала в себе оберегающее начало, она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Ее так и называли: оберег или берегиня. Большинство кукол на Руси были оберегами. Каждая из них имела свое обережное значение и была связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Здоровьем, Счастьем, Достатком. Куклам-оберегам приписывались различные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь женщине в хозяйстве, способствовать достатку семьи, хорошему урожаю. Обереговые куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Им отводили специальное место в доме. Каждая из обереговых кукол выполняла свои «обязанности». Они сопровождали наших предков с самого рождения и даже принимали участие в судьбе еще не родившегося ребенка. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать скручивала куклу Куватку и клала ее в колыбель. Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его рождением должна была отгонять злых духов. После крещения младенца она вывешивалась над колыбелью. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка. Кукла Веснянка является оберегом молодости и красоты. Веснянка – это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета.

Обрядовые куклы

Весьма значительная часть русских народных кукол – обрядовые. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны общеизвестны разнообразные и многочисленные деревенские праздники, подчиненные календарному циклу сельскохозяйственных работ. Праздники были красочными и яркими, сопровождались различными обрядами. Обряды, совершаемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. В центре многих календарных и семейных обрядов была кукла. Она, как самый доступный и понятный образ, становилась посредником в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков. Обрядовые куклы изготавливали к определённому ритуалу. Посвящались они в основном женским божествам. Служили такие куклы только определенное время. Во время обряда наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры. Когда они выполняли свое назначение, их “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Только некоторых из обрядовых кукол хранились долго. Их почитали и ставили в избе в красный угол. Обрядовая кукла (Крупеничка) – оберег и хранитель благополучия древних славян. В основе куклы лежит льняной мешочек, в который складывали отборное зерно с прошлого урожая. Именно с него начинался обряд посева весной гречишного поля. Первая горсть отборного зерна бралась из этого мешочка, который сделан в виде куклы. Осенью собирали другой урожай, с которого собирали самое лучшее зерно и хранили его до следующего года. Считалось, что земле передаётся сила, сбережённая от предыдущего урожая.

Игровые куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия Так же игровые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Куколка Отдарок-на-подарок – обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, в благодарность. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

Публикации по теме:

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Традиционная народная кукла «Помощница на кухне»Традиционная народная кукла «Помощница на кухне» Уютного вечера от души желаю в этот час всем, кто заглянул на огонёк! Нынче наткнулась в интернете на рецепт хорошего настроения! Если стало.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционная народная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре русского народа
Опубликовано: 8 октября 2021 в 00:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиционная народная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре русского народа» (включая файлы) размещена пользователем Алена Чернякевич (УИ 1059791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД