МААМ-картинки

Тренинг для педагогов «Как не «сгореть» на работе»

Жанна Дацунова
Тренинг для педагогов «Как не «сгореть» на работе»

ЦЕЛЬ: профилактика профессионального выгорания через осознание своих личностных ресурсов.

ЗАДАЧИ:

• Создать условия для личностного роста участников занятия.

• Формировать у участников занятия умение управлять своим психофизическим состоянием, достигать внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующим проблемам.

Методы работы : игры и упражнения, метод релаксации, метод групповой работы, элементы АРТ-терапии.

Публикация «Тренинг для педагогов „Как не „сгореть“ на работе“» размещена в разделах

Материалы: презентация, раздаточный материал «Памятка «Как не сгореть на работе», набор мелких игрушек, природный материал.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

• ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).

• ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ (7 минут).

• ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (55 минут).

• РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты).

Ход ЗАНЯТИЯ

• ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).

Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что по результатам 1 семестра, значительно увеличилось число педагогов, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности работы.

Что даёт тренинг? Улучшение настроения, прилив сил и энергии, повышение внимания и общей работоспособности.

ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: создание атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения.

1. Упражнение-приветствие «Импульс по цепи» (2 минуты.)

Процедура проведения. Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, передавая по кругу дружеское рукопожатие с закрытыми глазами

2. Упражнение «Я похож на, потому, что…» (4 минуты).

Процедура проведения. Каждый из участников, по очереди, выбирает себе персонажа, и называет качество, которое, по его мнению объединяет его с данным персонажем. Если участник затрудняется назвать качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.

3. Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

• Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.

• Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.

• Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.

• Руки за голову кто по утрам любит поспать.

• Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.

• Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.

• Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.

• Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.

• Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.

• Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Уважаемые коллеги! Как важно вовремя «разрядиться» и «освободиться» от отрицательных эмоций, которые возникают и накапливаются внутри нашего организма. А всё это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. И вот тогда, на фоне хронического стресса может развиться синдром профессионального выгорания.

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.

4. Упражнение «Психотравмирующая ситуация» (2 минуты).

Инструкция: «Предлагаю вспомнить ситуации, которые напрягают в работе, в жизни, создают стрессогенную ситуацию. Запишите, пожалуйста, на листе бумаги какую-либо свою рабочую стрессовую ситуацию. Можно обозначить её одним предложением».

5. Упражнение «Вопросы самому себе» (15 минут).

Цель: приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).

Участники делятся на пары.

Ведущий: «Кратко перескажите эту травмирующую ситуацию один другому.

Другой участник выслушивает и задаё т вопросы:

• Это действительно так важно для тебя?

• Рискуешь ли ты чем-нибудь очень важным для себя?

• Будет ли это так важно для тебя через две недели, через месяц?

• Стоит ли за это умереть?

• Может ли что-то быть ещё хуже?».

Обсуждение:

• Изменилось ли ваше отношение к ситуации после таких вопросов?

• Можно ли эти вопросы задавать самому себе?

• Что будет происходить?

Обсуждение ситуации, когда вопросы, заданные самому себе не помогают успешно справиться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для себя и своего окружения.

Работа с негативными чувствами.

Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережём, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется свою позицию. Важно уделить внимание осознанию, принятию своих чувств, эмоций, потребностей и желаний, овладению социально приемлемыми формами проявления чувств, контролю динамики переживания, устранению застревания и неполного отреагирования. Попробуем освободиться от своих обид.

6. Упражнение «Кольцо огня» (3 минуты).

Ведущий: Возьмите лист с психотравмирующей ситуацией. Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает ваша ситуация и всё негативное, что направлено на вас, порвите лист на максимальное количество листочков. Теперь внутри вам тепло и спокойно.

7. Упражнения на осознание своих личностных ресурсов (5 минут).

Личностные ресурсы (сила Я-концепции, самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность) похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни.

Предлагаю участникам тренинга подумать и назвать способы, с помощью которых люди справляются со стрессовыми состояниями.

Участники называют способы.

Ведущий: «Да, действительно, стрессовое состояние облегчают занятия… (перечисляю все названные участниками способы, особо выделить – любовь близких людей, взаимоотношения с другими людьми).

Информация: в стрессовой ситуации можно использовать следующие способы самореализации:

• активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации);

• считать до 10, прежде чем совершить ответное действие;

• самоубеждение, самоприказы, вызывающее спокойствие состояние;

• уйти из ситуации, сменить обстановку;

• использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания на определённом объекте.

8. Упражнение «Если бы …» (7 минут).

Цель: способствовать самопознанию, формировать адекватную самооценку и взаимооценку.

Ведущий просит каждого участника в течение 2-3 мин. Ответить на ассоциативные вопросы «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы…». Затем все листы складываются в «ларец», ведущий поочередно достает их и зачитывает характеристики. Участникам необходимо по названным качествам определить, о каком человеке идет речь.

Правило: участник, чья записка зачитывается, не должен показывать этого группе.

Вопросы для обсуждения:

- Трудно ли было сделать ассоциации?

- Трудно ли было угадывать, кому принадлежит записка? Почему?

(подвести к разговору об адекватной самооценке и взаимооценке).

Домашнее задание. Предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Работы принести на следующее занятие.

9. Упражнение «Автопортрет» (15 минут)

Цель: способствовать самопознанию, формировать адекватную самооценку.

Инструкция: из природного материала создать композицию «Автопортрет»

Обсуждение:

Какие качества вам хотелось подчеркнуть в своей работе?

Что вызвало затруднения?

Какие эмоции возникали у вас во время работы?

10. Упражнение «Цветной воздух» (3 минуты).

Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно… Вдохните глубоко и легко, выдыхайте несколько медленнее. Пусть это будет серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете своё беспокойство, свой страх, своё напряжение, можете придать ему свой цвет. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например, голубой. Представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, лёгкость».

РЕФЛЕКСИЯ.

11. Упражнение «Карусель общения» (3 минуты).

Цель: выявить настрой к завершённой работе мастерской.

Обсуждение:

• Как мне было работать?

• Что было особенно трудно?

• Что мне это дало?

• Хочу всем пожелать …

Слово ведущему: «Спасибо за работу… Желаю вам : проводить больше времени, общаясь с приятными людьми; укреплять отношения с самыми близкими людьми; развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность, проявлять больше активности; заниматься работой – ценной и осмысленной. Так трактует программа укрепления личного счастья Фордиса (раздаётся памятка для участников тренинга «Как не сгореть на работе».).

ЛИТЕРАТУРА

• Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – Москва, 2003. – С. 243 – 247.

• Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2009. – 122 с.

• Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. // Школьный психолог, 2003. – № 22. – С. 12 – 14.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с дошкольниками». В современном понимании здоровье - это не только жизнь без болезней, но и высокая умственная и физическая работоспособность. Дошкольный.

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ» Мастер-класс для педагогов: Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»Формирование правильного звукопроизношения.

Психологический тренинг для педагогов Дата проведения: ___ Продолжительность проведения: 40-50 мин. Материал: листы бумаги, простые карандаши Ход.

Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт - терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Карелина А. Н. Арт-терапия - это способ.

Тренинг для педагогов «Дотянуться до звезды» Цель: развитие кoммуникативной кoмпетентнoсти, эмoциональной устoйчивoсти, увереннoсти в себе, дoбрoжелательного oтношения друг к другу.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» Продолжительность.

Тренинг для педагогов по профилактике профвыгорания Занятия с педагогами по профилактике профессиональной деформации (практикум). Составитель: педагог-психолог Ващенко И. С. Совместная деятельность.

Тренинг для педагогов по здоровьесберегающим технологиям Цель : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя. Задачи тренинга: • Дать определение.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: - Расширение опыта эмоционального.

Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Как не «сгореть» на работе»
Опубликовано: 31 января 2018 в 10:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД