Жанна Дацунова
Тренинг для педагогов «Как не «сгореть» на работе»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: профилактика профессионального выгорания через осознание своих личностных ресурсов.
ЗАДАЧИ:
• Создать условия для личностного роста участников занятия.
• Формировать у участников занятия умение управлять своим психофизическим состоянием, достигать внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующим проблемам.
Методы работы : игры и упражнения, метод релаксации, метод групповой работы, элементы АРТ-терапии.
Публикация «Тренинг для педагогов „Как не „сгореть“ на работе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Материалы: презентация, раздаточный материал «Памятка «Как не сгореть на работе», набор мелких игрушек, природный материал.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
• ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).
• ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ (7 минут).
• ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (55 минут).
• РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты).
Ход ЗАНЯТИЯ
• ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).
Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что по результатам 1 семестра, значительно увеличилось число педагогов, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности работы.
Что даёт тренинг? Улучшение настроения, прилив сил и энергии, повышение внимания и общей работоспособности.
ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ.
ЦЕЛЬ: создание атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения.
1. Упражнение-приветствие «Импульс по цепи» (2 минуты.)
Процедура проведения. Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, передавая по кругу дружеское рукопожатие с закрытыми глазами
2. Упражнение «Я похож на, потому, что…» (4 минуты).
Процедура проведения. Каждый из участников, по очереди, выбирает себе персонажа, и называет качество, которое, по его мнению объединяет его с данным персонажем. Если участник затрудняется назвать качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.
3. Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.
• Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.
• Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
• Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
• Руки за голову кто по утрам любит поспать.
• Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
• Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
• Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
• Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
• Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
• Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые коллеги! Как важно вовремя «разрядиться» и «освободиться» от отрицательных эмоций, которые возникают и накапливаются внутри нашего организма. А всё это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. И вот тогда, на фоне хронического стресса может развиться синдром профессионального выгорания.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.
4. Упражнение «Психотравмирующая ситуация» (2 минуты).
Инструкция: «Предлагаю вспомнить ситуации, которые напрягают в работе, в жизни, создают стрессогенную ситуацию. Запишите, пожалуйста, на листе бумаги какую-либо свою рабочую стрессовую ситуацию. Можно обозначить её одним предложением».
5. Упражнение «Вопросы самому себе» (15 минут).
Цель: приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).
Участники делятся на пары.
Ведущий: «Кратко перескажите эту травмирующую ситуацию один другому.
Другой участник выслушивает и задаё т вопросы:
• Это действительно так важно для тебя?
• Рискуешь ли ты чем-нибудь очень важным для себя?
• Будет ли это так важно для тебя через две недели, через месяц?
• Стоит ли за это умереть?
• Может ли что-то быть ещё хуже?».
Обсуждение:
• Изменилось ли ваше отношение к ситуации после таких вопросов?
• Можно ли эти вопросы задавать самому себе?
• Что будет происходить?
Обсуждение ситуации, когда вопросы, заданные самому себе не помогают успешно справиться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для себя и своего окружения.
Работа с негативными чувствами.
Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережём, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется свою позицию. Важно уделить внимание осознанию, принятию своих чувств, эмоций, потребностей и желаний, овладению социально приемлемыми формами проявления чувств, контролю динамики переживания, устранению застревания и неполного отреагирования. Попробуем освободиться от своих обид.
6. Упражнение «Кольцо огня» (3 минуты).
Ведущий: Возьмите лист с психотравмирующей ситуацией. Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает ваша ситуация и всё негативное, что направлено на вас, порвите лист на максимальное количество листочков. Теперь внутри вам тепло и спокойно.
7. Упражнения на осознание своих личностных ресурсов (5 минут).
Личностные ресурсы (сила Я-концепции, самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность) похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни.
Предлагаю участникам тренинга подумать и назвать способы, с помощью которых люди справляются со стрессовыми состояниями.
Участники называют способы.
Ведущий: «Да, действительно, стрессовое состояние облегчают занятия… (перечисляю все названные участниками способы, особо выделить – любовь близких людей, взаимоотношения с другими людьми).
Информация: в стрессовой ситуации можно использовать следующие способы самореализации:
• активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации);
• считать до 10, прежде чем совершить ответное действие;
• самоубеждение, самоприказы, вызывающее спокойствие состояние;
• уйти из ситуации, сменить обстановку;
• использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания на определённом объекте.
8. Упражнение «Если бы …» (7 минут).
Цель: способствовать самопознанию, формировать адекватную самооценку и взаимооценку.
Ведущий просит каждого участника в течение 2-3 мин. Ответить на ассоциативные вопросы «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы…». Затем все листы складываются в «ларец», ведущий поочередно достает их и зачитывает характеристики. Участникам необходимо по названным качествам определить, о каком человеке идет речь.
Правило: участник, чья записка зачитывается, не должен показывать этого группе.
Вопросы для обсуждения:
- Трудно ли было сделать ассоциации?
- Трудно ли было угадывать, кому принадлежит записка? Почему?
(подвести к разговору об адекватной самооценке и взаимооценке).
Домашнее задание. Предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Работы принести на следующее занятие.
9. Упражнение «Автопортрет» (15 минут)
Цель: способствовать самопознанию, формировать адекватную самооценку.
Инструкция: из природного материала создать композицию «Автопортрет»
Обсуждение:
Какие качества вам хотелось подчеркнуть в своей работе?
Что вызвало затруднения?
Какие эмоции возникали у вас во время работы?
10. Упражнение «Цветной воздух» (3 минуты).
Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно… Вдохните глубоко и легко, выдыхайте несколько медленнее. Пусть это будет серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете своё беспокойство, свой страх, своё напряжение, можете придать ему свой цвет. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например, голубой. Представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, лёгкость».
РЕФЛЕКСИЯ.
11. Упражнение «Карусель общения» (3 минуты).
Цель: выявить настрой к завершённой работе мастерской.
Обсуждение:
• Как мне было работать?
• Что было особенно трудно?
• Что мне это дало?
• Хочу всем пожелать …
Слово ведущему: «Спасибо за работу… Желаю вам : проводить больше времени, общаясь с приятными людьми; укреплять отношения с самыми близкими людьми; развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность, проявлять больше активности; заниматься работой – ценной и осмысленной. Так трактует программа укрепления личного счастья Фордиса (раздаётся памятка для участников тренинга «Как не сгореть на работе».).
ЛИТЕРАТУРА
• Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – Москва, 2003. – С. 243 – 247.
• Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2009. – 122 с.
• Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. // Школьный психолог, 2003. – № 22. – С. 12 – 14.