Папки-передвижки

Тренинг для педагогов «Как не «сгореть» на работе»

Жанна Дацунова
Тренинг для педагогов «Как не «сгореть» на работе»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ: профилактика профессионального выгорания через осознание своих личностных ресурсов.

ЗАДАЧИ:

• Создать условия для личностного роста участников занятия.

• Формировать у участников занятия умение управлять своим психофизическим состоянием, достигать внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующим проблемам.

Методы работы : игры и упражнения, метод релаксации, метод групповой работы, элементы АРТ-терапии.

Публикация «Тренинг для педагогов „Как не „сгореть“ на работе“» размещена в разделах

Материалы: презентация, раздаточный материал «Памятка «Как не сгореть на работе», набор мелких игрушек, природный материал.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

• ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).

• ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ (7 минут).

• ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (55 минут).

• РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты).

Ход ЗАНЯТИЯ

• ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).

Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что по результатам 1 семестра, значительно увеличилось число педагогов, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности работы.

Что даёт тренинг? Улучшение настроения, прилив сил и энергии, повышение внимания и общей работоспособности.

ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: создание атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения.

1. Упражнение-приветствие «Импульс по цепи» (2 минуты.)

Процедура проведения. Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, передавая по кругу дружеское рукопожатие с закрытыми глазами

2. Упражнение «Я похож на, потому, что…» (4 минуты).

Процедура проведения. Каждый из участников, по очереди, выбирает себе персонажа, и называет качество, которое, по его мнению объединяет его с данным персонажем. Если участник затрудняется назвать качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.

3. Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

• Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.

• Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.

• Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.

• Руки за голову кто по утрам любит поспать.

• Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.

• Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.

• Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.

• Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.

• Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.

• Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Уважаемые коллеги! Как важно вовремя «разрядиться» и «освободиться» от отрицательных эмоций, которые возникают и накапливаются внутри нашего организма. А всё это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. И вот тогда, на фоне хронического стресса может развиться синдром профессионального выгорания.

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.

4. Упражнение «Психотравмирующая ситуация» (2 минуты).

Инструкция: «Предлагаю вспомнить ситуации, которые напрягают в работе, в жизни, создают стрессогенную ситуацию. Запишите, пожалуйста, на листе бумаги какую-либо свою рабочую стрессовую ситуацию. Можно обозначить её одним предложением».

5. Упражнение «Вопросы самому себе» (15 минут).

Цель: приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).

Участники делятся на пары.

Ведущий: «Кратко перескажите эту травмирующую ситуацию один другому.

Другой участник выслушивает и задаё т вопросы:

• Это действительно так важно для тебя?

• Рискуешь ли ты чем-нибудь очень важным для себя?

• Будет ли это так важно для тебя через две недели, через месяц?

• Стоит ли за это умереть?

• Может ли что-то быть ещё хуже?».

Обсуждение:

• Изменилось ли ваше отношение к ситуации после таких вопросов?

• Можно ли эти вопросы задавать самому себе?

• Что будет происходить?

Обсуждение ситуации, когда вопросы, заданные самому себе не помогают успешно справиться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для себя и своего окружения.

Работа с негативными чувствами.

Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережём, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется свою позицию. Важно уделить внимание осознанию, принятию своих чувств, эмоций, потребностей и желаний, овладению социально приемлемыми формами проявления чувств, контролю динамики переживания, устранению застревания и неполного отреагирования. Попробуем освободиться от своих обид.

6. Упражнение «Кольцо огня» (3 минуты).

Ведущий: Возьмите лист с психотравмирующей ситуацией. Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает ваша ситуация и всё негативное, что направлено на вас, порвите лист на максимальное количество листочков. Теперь внутри вам тепло и спокойно.

7. Упражнения на осознание своих личностных ресурсов (5 минут).

Личностные ресурсы (сила Я-концепции, самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность) похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни.

Предлагаю участникам тренинга подумать и назвать способы, с помощью которых люди справляются со стрессовыми состояниями.

Участники называют способы.

Ведущий: «Да, действительно, стрессовое состояние облегчают занятия… (перечисляю все названные участниками способы, особо выделить – любовь близких людей, взаимоотношения с другими людьми).

Информация: в стрессовой ситуации можно использовать следующие способы самореализации:

• активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации);

• считать до 10, прежде чем совершить ответное действие;

• самоубеждение, самоприказы, вызывающее спокойствие состояние;

• уйти из ситуации, сменить обстановку;

• использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания на определённом объекте.

8. Упражнение «Если бы …» (7 минут).

Цель: способствовать самопознанию, формировать адекватную самооценку и взаимооценку.

Ведущий просит каждого участника в течение 2-3 мин. Ответить на ассоциативные вопросы «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы…». Затем все листы складываются в «ларец», ведущий поочередно достает их и зачитывает характеристики. Участникам необходимо по названным качествам определить, о каком человеке идет речь.

Правило: участник, чья записка зачитывается, не должен показывать этого группе.

Вопросы для обсуждения:

- Трудно ли было сделать ассоциации?

- Трудно ли было угадывать, кому принадлежит записка? Почему?

(подвести к разговору об адекватной самооценке и взаимооценке).

Домашнее задание. Предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Работы принести на следующее занятие.

9. Упражнение «Автопортрет» (15 минут)

Цель: способствовать самопознанию, формировать адекватную самооценку.

Инструкция: из природного материала создать композицию «Автопортрет»

Обсуждение:

Какие качества вам хотелось подчеркнуть в своей работе?

Что вызвало затруднения?

Какие эмоции возникали у вас во время работы?

10. Упражнение «Цветной воздух» (3 минуты).

Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно… Вдохните глубоко и легко, выдыхайте несколько медленнее. Пусть это будет серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете своё беспокойство, свой страх, своё напряжение, можете придать ему свой цвет. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например, голубой. Представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, лёгкость».

РЕФЛЕКСИЯ.

11. Упражнение «Карусель общения» (3 минуты).

Цель: выявить настрой к завершённой работе мастерской.

Обсуждение:

• Как мне было работать?

• Что было особенно трудно?

• Что мне это дало?

• Хочу всем пожелать …

Слово ведущему: «Спасибо за работу… Желаю вам : проводить больше времени, общаясь с приятными людьми; укреплять отношения с самыми близкими людьми; развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность, проявлять больше активности; заниматься работой – ценной и осмысленной. Так трактует программа укрепления личного счастья Фордиса (раздаётся памятка для участников тренинга «Как не сгореть на работе».).

ЛИТЕРАТУРА

• Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – Москва, 2003. – С. 243 – 247.

• Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2009. – 122 с.

• Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. // Школьный психолог, 2003. – № 22. – С. 12 – 14.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с дошкольниками». В современном понимании здоровье - это не только жизнь без болезней, но и высокая умственная и физическая работоспособность. Дошкольный.

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ» Мастер-класс для педагогов: Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»Формирование правильного звукопроизношения.

Психологический тренинг для педагогов Дата проведения: ___ Продолжительность проведения: 40-50 мин. Материал: листы бумаги, простые карандаши Ход.

Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт - терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Карелина А. Н. Арт-терапия - это способ.

Тренинг для педагогов «Дотянуться до звезды» Цель: развитие кoммуникативной кoмпетентнoсти, эмoциональной устoйчивoсти, увереннoсти в себе, дoбрoжелательного oтношения друг к другу.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» Продолжительность.

Тренинг для педагогов по профилактике профвыгорания Занятия с педагогами по профилактике профессиональной деформации (практикум). Составитель: педагог-психолог Ващенко И. С. Совместная деятельность.

Тренинг для педагогов по здоровьесберегающим технологиям Цель : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя. Задачи тренинга: • Дать определение.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: - Расширение опыта эмоционального.

Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Как не «сгореть» на работе»
Опубликовано: 31 января 2018 в 10:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов «Как не «сгореть» на работе»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Дацунова (УИ 1405678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД