Алла Коваленко
Тренинг для родителей «Уважение к личности ребёнка как важное условие его воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей «Уважение к личности ребёнка как важное условие его воспитания»
Добрый вечер, уважаемые родители! Позвольте представиться - педагог-психолог МДОБУ детский сад № 26 города Лабинска Коваленко Алла Васильевна. Мне очень приятно видеть вас снова. Воспитание детей – трудное дело, но я знаю, что вы любите своих детей, иначе вы бы не пришли сегодня. Я постараюсь помочь вам больше понимать своих детей, справляться с возникающими трудностями.
Упражнение «Приветствие»
Публикация «Тренинг для родителей „Уважение к личности ребёнка как важное условие его воспитания“» размещена в разделах
Я предлагаю поприветствовать друг друга. Но это будет немного необычно. Перед вами лежат листы бумаги - нарисуйте своего ребёнка и подпишите его имя. После того как вы нарисовали своё чадо, называете своё имя, имя ребёнка, показывая его «портрет» и рассказываете о достижениях ребёнка.
Тема нашего круглого стола «Уважение к личности ребёнка как важное условие его воспитания». В связи с этим позвольте задать вам вопрос: «Что такое личность? Является ли ваш ребёнок личностью?» (ответы родителей).
Человеку присуще быть личностью. Шаг за шагом мы продвигаемся вперёд к тому, чтобы стать личностью. Особенности становления личности зависят от … Как вы думаете от чего? Конечно от окружения ребёнка.
В семье дети требуют не только заботы, но и уважения. Проявляя почтение к внутреннему миру ребенка, его мнению и каждому слову, родители смогут наладить максимально близкие отношения с чадом. Проявите уважение, и Вы почувствуете, что ребенок тоже будет вас уважать. Неуважение – это почва для отстранения ребенка от родителей, развития его замкнутости и низкой самооценки, а в некоторых случаях и не толерантного обращения к окружающим людям.
К сожалению, во многих семьях к внутреннему миру детей относятся если не с пренебрежением, то с безразличием уж точно. Родители говорят, что они любят своего ребенка, дают ему все необходимое для жизни, но забывают о том, что уже в 2 года их отпрыск становится личностью, в три переживает первый кризис, а далее продолжает формировать свое мировоззрение на основе того отношения, которое чувствует на себе в первую очередь со стороны родителей. Что и говорить о подрастающих детях, если даже младенцы чувствуют отношение людей к себе и требуют внимания и заботы. Стоит родителю спустить кроху с рук и отвлечься на личные дела, начинается плач, сигнализирующий о потребности во внимании и заботе.
Родители, которые за пеленой бытовых проблем и рабочих обстоятельств не замечают потребности своего ребенка в уважении и чуткости, со временем собирают плоды своего неразумного поведения. Оставленные без участливого отношения дети, вырастают эгоистами, они не желают прислушиваться к потребностям родителей, по крайней мере, моральным. Каково же становится разочарование матери и отца, когда с годами они понимают, что взрослый сын, или дочь, не является для них другом и советчиком! А ведь проблема зародилась еще в его детстве.
- Уважаемые родители, я сейчас прочитала вам небольшую лекцию о важности чуткого отношения к внутреннему миру детей. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Как знать, когда вы травмируете ребенка своей строгостью, а когда совершаете воспитательное влияние?" (ответы родителей).
Здесь все очень просто – представьте себя на месте сына, или дочери. Сделайте это всего на пару мгновений, и поймите, каково было бы Ваше самоощущение в данной ситуации?
Упражнение «Я – ребёнок»
(родителям предлагается несколько ситуаций из жизни детей)
Ребёнок капризничает, не хочет ложиться спать не посмотрев мультик…
Ребёнок разлил молоко…
Испачкался…
Пристаёт с расспросами…
Просит в магазине что-нибудь ему купить…
Для родителей такие маленькие аутотренинги – это способ стать лучшими педагогами и воспитателями. Еще один метод осознания силы своего слова по отношению к детям заключается в том, чтобы вообразить, что Вы говорите не с ребенком, а со своим близким другом (коим и должно являться дитя). Для удобности представьте конкретную личность. Собравшись в очередной раз отчитать за что-то сына, или дочь, подбирайте те же слова, которые сказали бы в этой ситуации и взрослому человеку, вызывающему у вас уважение. Сделайте так несколько раз и увидите, насколько тонким нужно быть в общении с детьми.
Часто родители говорят обидные вещи отпрыскам, не осознавая содержания своих слов. Колкие фразы произносятся машинально, но дети так же машинально перенимают их. Наши отпрыски – это на 2/3 отображение нас самих и среды, в которой они растут. По этому, услышав от ребенка ругательные фразы, задумайтесь, не Вы ли являетесь учителем в этом деле?
Дети редко перевирают наши слова.
Они удивительно точно повторяют все то,
чего нам не следовало говорить.
Упражнение «Список положительных и отрицательных качеств ребёнка»
- Разделите лист бумаги на две части. Слева составьте список «+» качеств ребёнка, справа качества, которые вы бы хотели исправить.
-Посмотрите на «-» качества, какие из них можно исправить, подчеркните, а какие нельзя?
- Подумайте, откуда появилось это качество?
- Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
- Постарайтесь посмотреть на «-» качества другим взглядом. Постарайтесь найти в них что-то «+»
Вывод: ребёнка не нужно воспринимать оценочно. Мы сами навязываем ярлыки.
Также родителям стоит принять во внимание тот факт, что дети, с которыми родители постоянно общаются, обсуждают абсолютно все, с чем приходит ребенок, растут более развитыми в речевом плане. Формулировать вслух свои мысли, красиво произносить речи и даже развивать память у них получается легче и успешнее, нежели у детей, обделенных вниманием взрослых. Дети, которые всегда чувствовали уважение родителей, входят во взрослую жизнь более уверенными в себе. Они готовы противостоять трудностям, ведь имеют уважение к самому себе и окружающим людям.
Позвольте предложить вашему вниманию притчу.
«Один человек зашел в магазин и к своему немалому удивлению увидел, что за прилавком стоит Сам Бог.
Помявшись, посетитель все же решился подойти и спросил:
— Что Вы продаете?
— Чего желает ваше сердце? – сказал Бог.
Недолго думая покупатель ответил:
— Я хочу счастья, мира в душе и свободы от страха… для себя и для всех остальных.
На это Бог сказал:
— Это можно. Но Я здесь не продаю плоды. Только семена».
Подведение итогов, обратная связь.
Уважаемые родители, тема, затронутая сегодня на собрании, очень актуальная, серьёзная и её можно обсуждать, и обсуждать. Но я предлагаю завершить сегодняшнюю встречу таким приё мом как:
Упражнение «Портрет типичного родителя». (Родителям предлагается составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть и шуточный и реальный портрет. Всё зависит от вашего настроения).
Упражнение «Свеча».
Зажигаются маленькие свечки каждому родителю.
Психолог: Представьте, что свечи это ваши дети. Посмотрите на них любовью и заботой. Ведь чтобы свеча не потухла нам необходимо прикрывать её от сквозняков и ветра. Вначале свеча горит неуверенно, но постепенно она разгорается, набирает полную силу, светит и даёт нам тепло.
Основная задача родителей – создать условия, в которых ребенок постепенно сможет научиться опираться на себя, обращаться к собственным ресурсам и развивать способность самому удовлетворять свои потребности. Главный отличительный признак хорошего родителя — он видит в ребенке человека (личность, а не «материал», из которого можно «вылепить» все, что родитель считает нужным.