Елена Русинович
Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Мастерская креатива»
Цель: развитие креативности участников.
Задачи:
• расширить представление о понятии «креативность» как профессионально значимого качества;
• повысить заинтересованность в развитии собственной креативности;
• способствовать развитию личного креативного потенциала участников (беглости, гибкости и ассоциативности мышления);
• повысить способность генерировать нестандартные оригинальные идеи;
Публикация «Тренинг педагога-психолога „Мастерская креатива“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• способствовать развитию партнерского взаимодействия в решении творческих задач.
Оборудование:
1. Бумага для записей А4
2. Бумага А4 разрезанная на квадраты 10/10 см
3. Напечатанная часть текста для упражнения «Пустой рассказ»
4. 9 небольших емкостей, в которых закрыты ватные диски с различными ароматами.
5. Игра «Ерундопель»
6. Предметы для упражнения «Применение предметов» : скрепка для бумаг, газета, стакан
7. Буклеты мастер - класса
Теоретическая часть
Ведущий: Я рада приветствовать вас, коллеги, на мастер – классе «Мастерская креатива». Что же такое «креативность»? Это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Джой Пол Гилфорд в 50-х годах XX века. Согласно американскому психологу Маслоу, творческая направленность врожденна и свойственна всем, но теряется большинством под воздействием среды.
Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире, оно пригодится везде: от оформления дома до выстраивания отношений с людьми. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется в любой сфере профессиональной деятельности, педагоги и психологи не исключение. На данном этапе развития общества важность приобретает не только хорошее образование, но и способность к продуктивному, нестандартному мышлению. Выигрывает тот, кто готов изменяться, идти непроторенным путем, находить оригинальные решения. Методы совершенствования современных компаний состоят в подборе уже не только творческих личностей, но и целых креативных команд, способных генерировать идеи и воплощать их в жизнь.
Для дальнейшей работы, хотелось бы разделить понятия «творчество» и «креатив». Несомненно, это одного поля ягоды, но есть отличия, как между черникой и земляникой. Творчество, прежде всего внутренний ПРОЦЕСС, который приводит к созданию чего-то нового, а креативность - КАЧЕСТВА личности, обеспечивающие эту возможность. Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности.
Еще один вопрос до сих пор полностью не решенный, это взаимосвязь между интеллектом и креативностью. Психологи Джой Пол Гилфорд и Элис Пол Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности. Человек может быть гораздо более креативен, чем умен, или обладать интеллектом в гораздо большей степени, чем творческими способностями. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности. Благодаря исследованиям было выявлено, что высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха. Креативный человек имеет ряд преимуществ, он более интересен, может находить решения сложных вопросов, неординарные способы и подходы к достижению целей.
Несомненно, идти проторенной дорогой гораздо легче, но развитие креативности необходимо нам не только для успешной карьеры, но и для профилактики некоторых психических заболеваний. Здесь вся соль в разрушении нейронных связей. Разум всегда находится в режиме экономии и когда он видит, что какая-то способность практически не используется, то он начинает сокращать ресурсы в этом направлении, словно мышцы без физической нагрузки. И нейронные связи, отвечающие за эту способность, постепенно затухают. Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение – наши привычки, – при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи. Так происходит встраивание нашего «автопилота», но при этом страдает гибкость нашего мышления. Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные нам. Креативность можно и нужно развивать. Чем старше человек – тем выше потребность в этом развитии. Изучая возможности по лечению и профилактике болезни Альцгеймера, деменции, исследователи часто говорят о незаменимости познавательной и творческой нагрузки.
Именно креативное мышление и стремление подходить к жизни нестандартно дает нам возможность лишить себя серости жизни и заряжаться постоянным потоком ресурсных переживаний. Креативность обусловила и своеобразие игр и упражнений по своему развитию. С несколькими подобными играми и упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики.
Практическая часть
1. Упражнение «Аббревиатура»
Цель: развитие творческой продуктивности, чувства юмора.
Форма работы: индивидуальная/групповая
Ход: Участникам предлагается выписать первые буквы своей фамилии, имени, отчества и расшифровать каждую букву таким образом, чтобы получилось предложение из трех слов.
2. Упражнение «Пустой рассказ»
Цель: развитие креативности, умения работать в команде.
Форма работы: подгрупповая
Ход: Участники делятся на 3 команды. Командам выдается лист бумаги, на котором напечатаны части текста с разрывами друг от друга. Команде необходимо в процессе совместной работы заполнить пустоты, чтобы получился связный рассказ. Рассказы зачитываются.
3. Игра «Вижу, как пахнет»
Цель: визуализация обонятельных ощущений.
Форма работы: индивидуальная/групповая
Ход: ведущим подбираются 3 аромата (прим. : кофе, свежескошенной травы, парфюма). Ароматы упакованы в непрозрачные пронумерованные емкости. Участникам предлагается понюхать каждый аромат по очереди и сделать зарисовку своих ассоциаций на бумаге, так же пронумерованной.
Вопросы к участникам:
- какие эмоции вызвал каждый запах?
- какие воспоминания вызвал каждый запах?
- какие желания вызвал каждый запах?
В конце игры рисунки участников выкладываются на стол по номерам. На первый стол рисунки с первым ароматом, на второй со вторым, на третий с третьим. Участники могут убедиться, насколько разные эмоции и ассоциации вызывают одни и те же запахи.
Ведущий: в русском языке есть редкие слова, как по частоте употребления, так и по красоте звучания, чаще всего это термины и иноязычные слова. Некоторые из них слышатся, пишутся и произносятся так, будто нарочно придуманы для забавной игры. Я хочу предложить вам лингвистическую игру «Ерундопель», которая не только поможет расширить ваш активный словарь и кругозор, но и создаст в коллективе эмоционально позитивную атмосферу.
4. Игра «Ерундопель»
Цель: развитие креативности, умения работать в команде, создание эмоционально позитивной атмосферы
Форма работы: подгрупповая/индивидуальная
Ход: игра представляет собой набор из ста двадцати карточек. Лингвистическим материалом для нее послужили различные редко употребляемые лексические единицы. Среди них - термины, иноязычные слова. Игра может быть, как групповой, так и между участниками. Вопрос может быть адресован как всей команде, так и конкретному человеку. Ведущий выбирает карточку из колоды и читает слово с тремя определениями. Остальные игроки должны выбрать правильный ответ.
Выигрывает тот, у кого будет больше правильных ответов.
5. Упражнение «Звезда Мишлена» (авторская разработка)
Цель: развитие креативности, умения работать в команде.
Форма работы: подгрупповая
Ход: участникам предлагается почувствовать себя поварами самого дорогого ресторана мира. Каждая группа получает задание: продумать рецепт блюда из продуктов, которых не существует. Необходимо придумать названия этим продуктам и очень тщательно прописать рецепт блюда. Первая команда пишет рецепт закуски, вторая - горячего блюда, третья – первого блюда, четвертая-десерта. Рецепты зачитываются всем участникам.
6. Упражнение «Вертикали»
Цель: развитие личного креативного потенциала.
Форма работы: индивидуальная.
Ход: участникам раздается бумага размера А5, на которой проведены вертикальные линии на расстоянии 1 см друг от друга. Необходимо рисовать узоры между линиями. Узоры не должны повторяться.
Ведущий: в заключении мастер – класса хочется сказать о том, что если вы, уважаемые участники, будете воспринимать себя как человека креативного и начнете развивать свои творческие способности, ваша жизнь станет намного лучше и интереснее, так как креативность, как волшебная таблетка, действительно способна улучшить вашу жизнь.
Участникам раздаются буклеты по теме мастер – класса.
Рефлексия: участникам предлагается выразить свое мнение о работе мастер – класса, о том, что было удачно, выразить эмоциональный настрой и переживания во время мастер – класса, озвучить то, что возможно забрать в свою рабочую «копилку».