Оксана Шведенко
Тренинг по теме: «Готовимся к школе вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг по теме : «Готовимся к школе вместе»
Основная часть
Участники:родители (законные представители) воспитанников подготовительной к школе группы.
Цель:содействие родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формировании психологической готовности к обучению.
Задачи:
• повысить психолого-педагогическую компетентность родителей при подготовке детей к школе;
Публикация «Тренинг по теме: „Готовимся к школе вместе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
• помочь обрести уверенность и снизить тревожность при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу;
• раскрыть понятие «готовность ребенка к школе» и его компоненты;
• организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе, благополучной адаптации его к школьному обучению
• объяснить причины возможных психологических трудностей первоклассников и пути их профилактики;
• составить психологический портрет успешного первоклассника.
Форма работы: групповая.
Продолжительность: 1 час.
Оборудование и материалы: заготовки для визитных карточек, фломастеры, ручки, цветные полоски, мяч, лист бумаги с заранее нарисованными фигурами, чистые листы бумаги.
Предварительная работа: изучение и подбор литературы по теме тренинга. Оформление выставки методической литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе. Разработка памяток для родителей.
Ход тренинга:
1. Организационная часть.
Приветствие участников. Всем участникам перед началом работы предлагается сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе.
Далее психолог знакомит родителей с темой тренинга, его задачами.
2. Основная часть.
1 этап – введение в тему.
Психолог: «Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу : записали на подготовительные курсы, кружки, приобрели познавательные игры.
1) Упражнение «Представления о школе»
Предлагаю родителям выполнить задание: давайте попробуем измерить Ваши представления о поступлении ребенка в первый класс с помощью цвета. Каждый цвет несет определенную смысловую нагрузку. У вас 7 цветных полосок. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать свой выбор».
На столе лежат:
Красная полоска — представление о школе, как активной деятельности.
Желтаяполоска — вы с удовольствием думаете о школе, как увлекательном жизненном этапе.
Оранжеваяполоска — радостные представления о школьной жизни ребенка.
Зеленаяполоска — спокойное отношение к школьной жизни.
Синяяполоска — школа вызывает беспокойство.
Фиолетовая полоска — тревожные ожидания.
Чернаяполоска — мрачные представления о школьных буднях.
Психолог. «От кого и от чего зависит нормализация вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы почувствовали себя лучше? (Высказывания родителей)
Итог: Утрата веры в себя, возникшее чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребёнку или наоборот чрезмерная любовь к нему и является причиной беспокойств родителей».
2) Игра-ассоциация «Школа»
Психолог: «К школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д.» (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей. Для успешности обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей. Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе.
Психолог: «Негативные ассоциации типа «кричащий учитель», «не знаю что ответить», «спрятанный дневник» часто говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои негативные школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребенка, вызвать у него чувство тревожности. Рекомендация родителям: не следует демонстрировать свои негативные эмоции, их нужно преобразовывать. Вспомните, что вам нравилось в школе, свои успехи, увлечения, забавные случаи и т. п.».
2 этап – теоретический.
Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
Психолог: «Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Перед ребенком возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил. Трудным для ребенка становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь следить за мыслью учительницы, сами уроки с перерывами не «когда хочется», а черездолгих 40 минут, невозможность поделиться новыми впечатлениями, сдерживание переполняющих ребенка эмоций и многое другое.
Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость. И наша задача, и прежде всего ваша уважаемые родители, – создать у ребенка положительный настрой на школу. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе?
Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов.
Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.
Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а так же наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.
Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году. В детском саду, наряду с этим, мы формируем и социальную готовность, то есть учим детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней.
Третий момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность. Мотивационная готовность это возникновение интереса к школе. В семье у детей она возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.
Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как учат, кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.
В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.
Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ваших детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы, раскраски, конструкторы, настольные игры, пластилин, ножницы и цветная бумага. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти, казалось бы, нехитрые дела, приносят огромную пользу. Давно доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей. Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? Помогут вам в это разобраться наши памятки» (родителям вручаются памятки – приложение).
3этап – практический.
1) Упражнение «Инструкция».
Психолог: «В трудный первый год учебы ребенку особенно необходимо ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять».
Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Затем психолог просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном.
После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция ведущего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулируют точную и лаконичную инструкцию.
2) Упражнение «100 способов похвалы»
Психолог: «Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике». Но, даже хваля ребенка за выполнение какого-либо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы».Родители высказывают свои варианты. Далее психолог предлагает вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.
3) Упражнение «Психологический портрет успешного первоклассника»
Родителям предлагается составить психологический портрет успешного первоклассника. Психолог записывает ответы родителей.
После выполнения упражнения проводится обсуждение.
3. Заключительная часть.
Итог тренинга. Обратная связь.
Психолог: «Я желаю вам успешно подготовиться к школе, безболезненно пройти период адаптации. В этот период очень важно, провожая ребёнка из дома, не читать нотации, угрожать или ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодчина!»И тогда школа станет для Вас и Вашего ребенка школой радости».
Далее родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы :
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания организатору.