МААМ-картинки

Тренинг публичного выступления для педагогов ДОУ

Тирон Елена
Тренинг публичного выступления для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг публичного выступления для педагогов ДОУ

Цель тренинга : актуализация и развитие необходимых для публичных выступлений умений и навыков – ораторских, управления аудиторией, привлечения внимания.

Задачи:

• освоить элементы внутренней и внешней техники (управление собой);

• изучить методы речевого взаимодействия (управление аудиторией);

Публикация «Тренинг публичного выступления для педагогов ДОУ» размещена в разделах

• выработать алгоритм подготовки выступления (управление материалом).

Тренинг состоит из трех этапов:

1. Психолог объясняет теоретические основы публичного выступления. Проводится групповая дискуссия о способах подготовки, принципах и приемах эффективного выступления, критериях его оценки, выполняются закрепляющие упражнения.

2. Каждому члену группы предлагается произнести речь, после чего проводится анализ выступления (на данном этапе целесообразно использовать видеотехнику).

3. Оценка участниками своих способностей к публичному выступлению, собственной работы в группе, активности, заинтересованности, новизны полученных знаний.

Ведущий: педагог-психолог.

Ход тренинга

I. Слово ведущего

Наука публичного выступления зародилась в Древней Греции. Умение говорить убедительно, красиво, доходчиво и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику – науку публичного выступления, или теорию красноречия. В Древнем Риме публичное выступление рассматривалось как искусство, а не наука. Римляне использовали термин "элоквенция" – ораторское искусство, то есть способность оратора оказывать влияние на аудиторию, добиваясь своих целей.

На Руси риторика понималась скорее как напыщенная, красивая, но малосодержательная речь.

В настоящее время ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет сотрудника, его статус в организации. В публичном выступлении оратор должен стимулировать интерес людей к обсуждаемой проблеме, использовать способы воздействия на установки слушателей и их поведение.

II. Диалог с участниками тренинга

Комментарий. Ведущий задает аудитории вопрос. После того как все желающие высказали свое мнение, дает собственные пояснения.

• Что значит "публичное выступление"? Можно ли определить то, что мы называем "публичным пространством"?

Да, такое определение есть. Причем это "пространство" может быть в любой деятельности, любом занятии, любой профессии.

Публичной мы называем такую деятельность, у которой есть свидетели. Да, все так просто. Вообще говоря, даже если вы в работе контактируете с небольшим количеством людей – такое взаимодействие тоже будет публичным. Даже небольшой коллектив – это микро- или мини-социум, и основные законы публичного действия работают и для него. Другими словами, когда нам необходимо выступить с речью, например на симпозиуме для большой аудитории коллег или за новогодним столом в кругу семьи, мы производим публичное действие. И законы, по которым эти действия будут выполняться, одни и те же.

Выступая публично, каждый человек может испытывать гамму самых разных чувств. Каких?

У многих людей мысли о предстоящем публичном выступлении вызывают бурю негативных эмоций и провоцируют стрессовые состояния. Когда же дело доходит до самого выступления, то на первый план выходят коварные: страх, скованность, растерянность, смущение – парализующие оратора и мешающие эффективному взаимодействию с аудиторией.

• Как преодолеть страх перед публичным выступлением?

Примечание. Участники в группах вырабатывают правила и способы преодоления страха публичного выступления, объясняя коллегам свои идеи. Психолог предлагает правила, помогающие снизить уровень тревожности.

1. Репетируем свое выступление перед зеркалом

Чтобы чувствовать себя уверенно на сцене, нужно потренироваться. Для этого встаньте перед зеркалом и проговорите свою речь громко, смотря себе в глаза. Так же прорепетируйте с жестикуляцией. Сделайте это упражнение несколько раз.

2. Позволяем себе быть несовершенными

Не бойтесь сделать ошибки в своем выступлении. Относитесь к ним проще. Они ваши учителя, указывающие на то, в чем нужно еще попрактиковаться. Концентрируйтесь на плюсах, а не на минусах. Вместо критики и недовольства похвалите себя. И скажите себе, что вы молодец!

3. Относимся с любовью к аудитории.

Мысли материальны, и если вы будете настроены враждебно к публике, то это к вам вернется. Поэтому любите людей, перед которыми вы выступаете. Знайте, что если они пришли вас слушать, значит, нуждаются в вашей информации. Значит, ценят и верят вам.

4. Визуализируем

Регулярно перед выступлением и во время него представляйте, как вы проводите свою речь успешно. Как публика улыбается и хлопает вам. Как вы легко держитесь перед аудиторией. Вы уверенны, ваше сердце бьется ритмично, а дыхание спокойно. Программируйте себя на позитив, это увеличит ваши шансы на прекрасное выступление.

5. Поддерживаем визуальный контакт с позитивными лицами из зала

Когда вы произносите свою речь, смотрите на людей с добрым выражением лица. Они вдохновят вас и подарят поддержку.

6. Уделяем должное внимание внешнему виду

Купите удобный и красивый костюм, сделайте прическу, начистите обувь. Это придаст вам уверенности и поможет преодолеть страх перед публичным выступлением.

7. Устраиваем день отдыха и расслабления перед выступлением

Перед выступлением хорошенько отдохните. Съездите на природу, пообщайтесь с близкими людьми, займитесь спортом. Отвлекитесь от предстоящего выступления. Только без стимуляторов! Учитесь расслабляться позитивными способами.

III. Упражнение "Консультация в 5 минут"

Задание. Каждому участнику в течение 5 минут надо выступить в "прямом эфире" с консультацией для родителей или педагогов. Если речь окажется короче оговоренного времени – выступающего не отпускают, он просто стоит перед аудиторией; если речь длиннее – ведущий прерывает речь, даже на полуслове. Таковы жесткие правила выполнения упражнения. Текст выступления участники готовят заранее дома.

Примечание 1. После всех выступлений проводится их анализ: участники вместе находят плюсы и минусы, анализируют самые яркие выступления, делают выводы. Участники могут провести рефлексию своего выступления, получить обратную связь от остальных членов группы. Задача ведущего состоит в том, чтобы нацелить участников на самостоятельный анализ собственных ошибок и удач, но не авторитарно высказывать только свою точку зрения.

Примечание 2. Как вариант можно выполнить упражнение "3 минуты" : в течение 3 минут каждый участник рассказывает аудитории случай из жизни, интересную историю, оригинальный рецепт и т. п.

IV. Упражнение "Что учесть при подготовке к выступлению"

Инструкция. Педагогам предлагается обсудить в группах, что необходимо учесть при подготовке выступления. Мнение каждой группы записывается на доску, обсуждается. В заключение ведущий обобщает высказывания и подводит итог.

При подготовке публичного выступления будущий оратор должен определиться:

1. Что говорить – информационный аспект сообщения.

2. Как говорить – коммуникационный аспект общения.

3. Кто говорит – личностный аспект произнесения публичной речи.

4. Кому говорит – ориентация на аудиторию.

5. Зачем говорить – решение актуальных проблем, ориентация на потребности и интересы аудитории.

6. Где говорить – оформление пространства аудитории.

7. Когда говорить – учет времени суток, времени года.

8. Сколько говорить – учет количества времени.

Три главных направления работы оратора:

1. Подготовка публичного выступления.

2. Процесс публичного выступления.

3. Оценка эффективности публичного выступления.

V. Упражнение "Последовательность подготовки"

Инструкция. Каждому участнику тренинга выдается бланк, содержащий ключевые аспекты, которые необходимо учесть при подготовке к выступлению. Работа осуществляется индивидуально. Каждый, исходя из своих представлений или жизненного опыта, определяет последовательность этапов подготовки, заполняя первую графу. Вторая – заполняется после озвучивания психологом алгоритма, при этом сравниваются ответы участников с рекомендуемыми ведущим.

Слово ведущего. Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление, поэтому важно использовать первый и единственный шанс. Существуют закономерности восприятия, которые должен учитывать любой человек, желающий быть в центре внимания. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами: сказав "Здравствуйте", вы произнесли 70% своей речи! А после приветствия вы будете только дополнять уже сложившееся впечатление о вашей личности.

Сказав "Здравствуйте", вы произнесли 70% своей речи

Алгоритм выступления

Мое мнение Ученые* Алгоритм

1 2 3

6 Составление плана

2 Формулировка цели доклада

11 Выбор стиля (жанра) выступления

7 Написание текста доклада (расширение тезисов)

3 Прогнозирование возможной реакции аудитории на доклад

8 Разбивка материала доклада по времени

1 Оценка актуальности темы доклада (на фоне других возможных докладов)

4 Формулировка названия доклада

5 Определение «ударного» момента в будущем выступлении

12 Выбор способа начала доклада

9 Принятие решения об использовании наглядных средств

10 Подготовка наглядных материалов

13 Репетиция выступления

* В данном столбце указаны варианты ведущего.

В психологии существует понятие "импринтинг" – "впечатывание" образа человека в сознание публики. Если первое впечатление позитивное – оно начинает работать на вас, все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании зала. Если негативное – подсознательно публика будет уже настроена скептически. В течение какого времени формируется первое впечатление? Это не часы, не десятки минут и даже не минуты.

Психологи установили, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И мы уже знаем, что первое впечатление всегда одно. Оно похоже на отпечаток пятерни на еще влажном мягком цементе или след ботинка на свежем асфальте – он застывает и закрепляется на века.

Когда начинается выступление? – Тогда, когда формируется первое впечатление, а не когда вы открываете рот! Когда стартует отсчет этих семи секунд? – Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить!

Психологи установили, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется.

VI. Практические задания

Инструкция. Ведущий рассказывает правила, которым необходимо следовать во время выступления. Участники по ходу учатся выполнять все требования.

1. Занимаем центральное место

Ошибкой будет начинать свою речь не в центре сцены, а где-нибудь сбоку. Особенно часто так бывает, когда выступление короткое, и оратор внутренне для себя это оправдывает тем, что мало времени на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение: "Извините, я тут с краю постою, я, простите, ненадолго, я вообще случайно тут зашел. Ничего, что я вас отвлекаю?. "

Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять "правилу девяноста градусов" : если, стоя в центре сцены, вытянуть руки в стороны флангов аудитории, то угол обзора выступающего должен быть примерно 90 градусов. Если подойдете слишком близко, он будет уже под 180 градусов, и в этом случае зрители, которые находятся по бокам аудитории, не попадут в сектор вашего влияния, а сидящие на первом ряду почувствуют себя напряженно. Если слишком далеко – угол будет около 45°, и расстояние до аудитории будет чересчур большим.

2. Оптимальная стойка оратора – ноги на ширине плеч (даже для женщин, прямая осанка

Мысленно тянем себя за макушку, за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Важно сформировать в себе привычку именно к прямой, королевской, если хотите, осанке.

Упражнение "Хрустальная ваза"

Задача каждого участника заключается в отработке умения «держать королевскую осанку».

Инструкция. Представьте, что вы несете на голове легкий, но хрупкий предмет, который нельзя уронить.

Комментарий. Отработав этот навык, можно дать фору восточным женщинам, известным своим изяществом и особой статью, что вырабатывается в ходе ношения на голове кувшина с водой.

3. Одна нога на полступни вперед Вес тела переносим на 60% на переднюю ногу – ту, на которую это сделать удобнее. Корпус слегка наклоняется вперед, вектор – на публику. Как будто оратор шел вперед, но приостановился. Такое положение тела считывается публикой как готовность к диалогу, к тому, чтобы идти навстречу людям, отсутствие страха и волнения.

4. Руки опущены вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику Никакой суеты в руках, они расслаблены, опущены вдоль корпуса (только вначале, пока еще оратор не стал говорить, чуть прижаты локти. Во время же выступления, руки должны поддерживать речь жестикуляцией, помогая выражать мысли.

5. Голова в положении допустимой надменности Подбородок чуть выше линии горизонта. Если он будет слишком задран, у слушателей может возникнуть ощущение презрительности от человека. Если слишком опущен – появится взгляд исподлобья, который покажется угрожающим. Взгляд устремлен на публику. На лице "улыбка Джоконды" – готовность к улыбке, полуулыбка, уголки губ приподняты.

6. Перед началом выступления делаем паузу Во время паузы выступающий «собирает» взгляды людей из разных секторов зала, оценивает их готовность слушать, думает об их лицах и внутреннем состоянии. Секрет такой паузы – в концентрации внимания на людях в зале.

7. С какого текста начать? Только когда публика готова к восприятию, выступающий начинает говорить. Универсальное начало почти для любой речи:

– Здравствуйте! Я очень рад вас видеть! Меня зовут …! Я являюсь …! Тема моего выступления …. Это все, что требуется для начала, – приветствие, универсальный комплимент публике, представление себя, презентация своей социальной роли.

Если начало удалось, хороший задел и вклад в успех всего выступления уже сделан, и публика будет готова искупать вас в аплодисментах по окончании речи.

VII. Знакомство с основными навыками успешного оратора

Слово ведущего. Я уверена, у вас получится быть замечательными ораторами. Формируйте в себе основные навыки, которые вам обязательно пригодятся.

1. Учитесь на опыте других Умение выступать публично не является искусством для избранных, достичь его можно, следуя нескольким простым, но очень важным правилам.

2. Ставьте перед собой цель и не отвлекайтесь от нее во время выступления. Вильям Джеймс, философ, психолог, профессор Гарвардского университета, говорил: "Практически в каждом деле ваша уверенность играет очень большую роль. Если вы уверены в результате, то наверняка достигните его. Если вы хотите стать хорошим, вы станете таким. Если вы хотите стать богатым, вы разбогатеете. Если вы хотите учиться, вы обязательно всему научитесь. Вам только нужно по-настоящему захотеть добиться определенной цели, а не стремиться к сотне взаимоисключающих целей".

3. Заранее настройтесь на успех Изменяя наши мысли, мы способны изменить свою жизнь. Поэтому необходимо нацелиться на повышение уверенности в себе и на эффективное общение. С этой минуты важно мыслить позитивно, настроиться на успех.

Следует излучать заразительный оптимизм, нужно быть абсолютно уверенным в том, что выступать перед большой аудиторией вам по плечу. Далее «пронизать» своей уверенностью каждое свое слово и каждый поступок. И тогда вы достигнете поставленной цели.

4. Практикуйтесь при любой возможности Учеба – это приключение. И решившись на это приключение, вы обнаружите, что изменяетесь и внутренне, и внешне.

Примечание. Перечень навыков и пояснения к ним можно оформить в виде памятки, которую раздать участникам в конце тренинга. Слово ведущего. И на прощание позвольте напомнить вам слова из книги о публичном выступлении «Я вижу Вас голыми» Рона Хоффа: "Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки – смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация".

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения»Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения» Тренинг для педагогов «Правила и приемы эффективного общения».Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Тренинг для педагогов «Вы все сможете!»Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Подготовила: педагог-психолог Щеглова Ю. Ю. МБДОУ д / с № 60 “Крепышок” г. Ставрополь, 2021 г. Многочисленные.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг публичного выступления для педагогов ДОУ
Опубликовано: 17 января 2023 в 10:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг публичного выступления для педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Тирон Елена (УИ 3081318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД