Лучший педагог года

Тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми

Надежда Павлыга
Тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми

1. Приветствие.

Игра «Карусель». Участники (воспитатели, специалисты ДОУ, образуя два круга - внешний и внутренний, встают парами, левым плечом друг к другу. По сигналу психолога оба круга начинают двигаться в противоположные стороны. По следующему сигналу останавливаются и поворачиваются лицом в круг, образуя пары, протягивая друг другу правую руку, пожимают ее и называют свое имя, произносят любую приветственную фразу, комплименты и т. д.

2. Мини-лекция «Что такое тревожность».

Публикация «Тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми» размещена в разделах

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога -это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любой деятельности.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причину возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван следующими факторами:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями и детским садом или школой.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего - завышенными).

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителей передается ребенку. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами.

3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

Обмен опытом педагогов.

Обобщение психолога: «Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия.

Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, сердцебиение и др.».

4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка».

Прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасение, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника.

(Работа участников тренинга с анкетами-опросниками - разбор вопросов, признаков тревожности, ответы психолога на вопросы.)

Критерий выявления тревожного ребенка (Бейкер П., Алворд М.)

№ п/п Ребенок Да Нет

1 Испытывает постоянное беспокойство

2 Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо

3 Испытывает мускульное напряжение (например в области лица, шеи)

4 Раздражителен

5 Имеет нарушения сна

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

5. Игра «Кенгуру».

Участники делятся на пары. Один из них - кенгуру - стоит, другой - кенгуренок - сначала встает спиной к нему (плотно, а затем приседает. Оба берутся за руки.

Задача: не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до психолога, попрыгать вместе и т. д.

На следующем этапе участники меняются ролями, а потом партнерами.

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

Затем они обсуждают область применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована в работе с тревожными детьми.

6. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение умению снимать мышечное напряжение.

3. Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожными детьми особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми).

7. Практическое задание «Как играть с тревожными

детьми».

Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут выполняет практическое задание и составляет список игр из своей практики, наиболее эффективных при работе с тревожными детьми.

Обсуждение, выработка основных принципов подбора игр.

8. Упражнение на релаксацию.

Проигрывается любое предложенное упражнение, игра из опыта работы воспитателей или психолога.

9. Обратная связь.

Подведение итогов. Участники тренинга передают по кругу мяч и отвечают на вопросы:

1. Чем полезна именно для вас данная встреча?

2. Какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе?

3. Ваши пожелания на следующий день занятий.

10. Домашнее задание:

-изготовить стенды повышения самооценки: «Цветик-самоцветик», «Звезда недели», «Мы сегодня» (воспитатели, специалисты ДОУ);

- заполнить анкеты по выявлению тревожных детей (роди

тели).

Анкета по выявлению тревожного ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992)

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения либо «да», либо «нет».

№ п/п Ребенок Да Нет

1 2 3 4

1 Не может долго работать не уставая

2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5 Смущается чаще других

6 Часто говорит о возможных неприятностях

7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8 Жалуется, что снятся страшные сны

9 Руки обычно холодные и влажные

10 Нередко бывает расстройство стула

11 Сильно потеет, когда волнуется

12 Не обладает хорошим аппетитом

13 Спит беспокойно, засыпает с трудом

14 Пуглив, многое вызывает у него страх

15 Обычно беспокоен, легко расстраивается

16 Часто не может сдержать слезы

17 Плохо переносит ожидание

18 Не любит браться за новое дело

19 Не уверен в себе, в своих силах

20 Боится сталкиваться с трудностями

Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить об щий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов. Средняя - 7—14 баллов. Низкая - 1-6 баллов.

Источник: Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: П72 диагностика, занятия, рекомендации / авт. -сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 191 с.

Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка" предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов.

Публикации по теме:

Проект эффективного взаимодействия воспитателей с родителями Основная цель • в настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости.

Фотоотчет о тренинге «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»Фотоотчет о тренинге «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Фото – отчет тренинга тема: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая,.

Методические рекомендации «Тренинг эффективного родителя» Актуальность: Стремление быть эффективным родителем на сегодняшний день является одной из актуальных тем в развитии детско-родительских.

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями 1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если Вы ими распола- гаете,.

Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьмиПрограмма коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми Представляю вашему вниманию свою разработку по борьбе с детской тревожностью и застенчивостью. Не претендую на открытие новых методов.

Семинар-практикум для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Цель: способствовать преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями. Задачи: 1. Актуализировать существующие проблемы во.

Семинар-практикум на тему: «Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми» Семинар-практикум на тему: «Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми» Подготовила педагог – психолог МБДОУ «ЦРР.

Способы эффективного общения взрослых с детьми Общение – это передача информации от одного человека к другому. Коммуникация (она же общение) может быть вербальной, например, когда один.

Технология Лэпбук как результат эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя логогруппы.Технология Лэпбук как результат эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя логогруппы. Сайфурахманова Т. И., воспитатель Кислова Т. П., учитель-логопед, МДОУ «Детский сад № 7 г. Черемхово», Иркутская область В современном обществе.

Тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Одной из актуальных проблем в современной дошкольной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми
Опубликовано: 24 января 2018 в 08:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД