Тревожность и страхи дошкольника

Наталия Гужова
Тревожность и страхи дошкольника

Дошкольный возраст является особым, уникальным периодом в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Этот период характеризуется множеством постоянных изменений в психике человека. Случается так, что ребенок, постепенно взрослея, начинает испытывать безотчетный страх, такое состояние называют тревожностью. Психологический словарь трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.

Некоторые авторы, в том числе и Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта,который может быть вызван:

• Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

• Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.

• Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например,воспитатель говорит ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".

Задача взрослого человека помочь ребенку справляться с таким состоянием. Считается,что работа всех специалистов и родителей должна идти в трех направлениях:

1. Повышение самооценки

2. Обучение ребенка приемам поведения в конкретных, наиболее волнующих ребенка ситуациях

3. Снятие мышечного напряжения

Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Родители, в свою очередь, могут чаще обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на искренность слов взрослых. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Важно выяснить, какие ситуации вызывают у ребенка тревогу, и попытаться дать ему практические рекомендации по выходу из таких ситуаций. В любом случае необходимо наладить общение на тему переживаний каждого конкретного маленького человека, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Для снятия мышечного напряжения можно использовать игры и упражнения на релаксацию, техники глубокого дыхания, самомассажа.

Публикации по теме:

«Страхи наших детей». Консультация для родителей Дети часто, когда приходят в детский сад, то говорят: "Там Бабай", " Дядя стучит, укол сделает" и т. д. Откуда такие мысли возникают у детей?.

Консультация для родителей «Детские страхи» Уважаемые родители! Если ваш ребенок постоянно или периодически чего — то боится: темноты, грома, собак — тогда обратите внимание на представленный.

Консультация для родителей «Детские страхи» Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Ведь его окружает такой огромный мир. Многие родители обеспокоены проявлением страхов.

Детские страхи. Консультация для родителей Кaждому из нaс с дeтствa знaкомо чувство стрaхa. Стрaх-это нормaльнaя зaщитнaя рeaкция нa угрозу в том или ином видe. В нормaльной, eстeствeнной.

Детские страхи. Как говорить о них с ребенком ДЕТСКИЕ СТРАХИ КАК ГОВОРИТЬ О НИХ С РЕБЕНКОМ Одно из самых сильных детских переживаний – это страх. В той или иной мере он знаком всем.

Детские страхи — это серьёзно И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий.

Консультация для родителей «Детская тревожность: причины, диагностика, помощь ребенку» Детская тревожность является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Высокая тревожность оказывает отрицательное влияние.

Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи»Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи» Портрет тревожного ребенка: - В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти.

Консультация для родителей «Детские страхи» Консультация для родителей «Детские страхи». Каждый человек, когда – либо испытывал чувство страха, тревоги, волнения, беспокойства, такие.

Консультация для родителей «Детские страхи» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Трусишка зайка серенький». Уважаемые родители, а известно ли вам, что нередко вы сами виноваты в том, что ребёнок.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тревожность и страхи дошкольника
Опубликовано: 16 марта 2016 в 01:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 августа. Праздник ложки на МААМ

«Набирай скорей на ложку кашу, суп или картошку» — очередной тематический день посвящен такому незаменимому предмету обихода как ложка. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и увлеките ребенка...

6 августа. День ракушек на МААМ

Сезон отпусков в разгаре. Из поездки на море мы всегда привозим с собой сувениры: магниты на холодильник и, конечно же, ракушки. Чтобы они не пылились просто так, предлагаем устроить тематический день...

Мастер-класс по ручному труду «Мак из фоамирана»
Мастер – класс по ручному труду «Цветы из фоамирана» В этом мастер-классе с пошаговыми фото я расскажу Вам, как сделать красивый и достаточно редкий во...
Фотоотчет о занятии по изготовлению объемной аппликации «Пешеходный светофор» в...
Ко дню светофора на МААМ, у нас прошло занятие по изготовлению объемной аппликации "Пешеходный светофор". Цель занятия. Закрепление знаний о пешеходном...
Мастер-класс по аппликации из кругов цветной бумаги «Яблоко и гусеница»
Мастер-класс по аппликации из кругов цветной бумаги "Яблоко и гусеница" Аппликация из геометрических фигур – это не только увлекательное занятие....