Папки-передвижки

Консультация «Тревожность у детей дошкольного возраста»

Анастасия
Консультация «Тревожность у детей дошкольного возраста»

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.

Публикация «Консультация „Тревожность у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру

Ценностные ориентации формируются в общении с взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление жизненного опыта взаимодействия с его окружением. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталона поведения для дошкольника имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера человека.

Эмоции играют важную роль в жизни детей : помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

Признаки тревожности у ребенка;

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи. Страхи непременный спутник тревожности, они могут развиться невротические черты. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности - и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Признаки повышенной тревожности у детей :

Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т. д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое.

Причины возникновения тревожности ребенка :

- Ребенок очень чувствителен и впечатлителен;-- Неуверен в себе, и все время живет в ожидании негативных событий и последствий;

- Такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (часто они грызут ногти, выдергивают волосы, и т. д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают;

- У детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих;

- В семье происходят значимые перемены (рождение второго, третьего и т. д. ребенка, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак.);

- В семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, в каких случаях наказывать детей, в каких нет.)

- Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов.

- Ребенок из неблагополучной семьи (приемный, усыновленный, родители алкоголики или наркоманы.);

- Родители дают ребенку множество тревожных посылов : "Ты плохой. У тебя не получиться. У тебя все и всегда неправильно. " В этих случаях ребенок не будет уверен, что справиться даже с легким заданием;

-Ребенок настолько "привязан" к родителям, что без них он теряется и даже если хочет справиться с каким-либо простым заданием, он не может, ему болезненно нужна поддержка или одобрение.

Как помочь тревожному ребенку справиться с этим состоянием:

- Очень часто у тревожных деток появляется потребность стать для кого-то опекуном, любить, ласкать, оберегать. Именно поэтому, детские психологи рекомендуют родителям тревожных детей завести домашнее животное: котенка, щенка, хомячка и доверить его малышу, однако конечно же, помогать ребенку ухаживать за питомцем. Такой совместный уход за питомцем поможет выстроить партнерские и доверительные отношения межу родителями и ребенком, что поспособствует снижению уровня тревожности.

- Также, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, очень полезными будут выполнения релаксационных упражнений, например дыхательные упражнения для детей.

- Ну и напоследок, если тревожность у ребенка ярко выражена, и родители не могут справиться и помочь ребенку самостоятельно, то обязательно нужно обратиться к детскому психологу или психотерапевту. Ведь даже незначительная тревожность в детстве может стать причиной серьезных психических заболеваний в будущем.

Использованная литература:

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М., 1997

2. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. -176с.

3. Кочубей Б. ,. Новикова Е. : «Снимем маску с тревоги» // Журнал «Семья и школа». - 1988г - №11

4. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. /Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - 1997г. -212с.

5. Психолог в детском дошкольном учреждении : Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М., 1996

Публикации по теме:

Консультация «Страхи у детей дошкольного возраста» Страх присущ каждому человеку на планете. Он может быть обоснованным или безотчётным. Однако каков детский страх и как от него избавиться?.

Консультация «детей младшего дошкольного возраста» Закаливание детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже.

Консультация для родителей «ПДД для детей дошкольного возраста» С полутора лет можно играть с детьми в игру на внимание. Попросите найти и показать транспорт определённого цвета или марки: «Где находится.

Консультация для родителей «Тревожность в детском возрасте» Тревожность в детском возрасте. Природа создает уникальным каждого человека. От рождения ребенок получает собственные достоинства и недостатки,.

Консультация «Тревожность» Оказывается, что сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном.

Тревожность детей и способы ее коррекции Для любого психолога поведение ребенка, его выражение чувств - особый показатель в понимании его внутреннего мира, который говорит нам о.

Тревожность у детей: причины и снятие Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях.

Консультация для родителей «Тревожность и тревожный ребенок» Консультация для родителей на тему: «ТРЕВОЖНОСТЬ И ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК». Тревожность – это форма проявления эмоционального неблагополучия.

Консультация «Заикание у детей дошкольного возраста» Заикание у детей дошкольного возрастаПсихологические особенности заикающихсяПочти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся.

Консультация «Закаливание детей дошкольного возраста» Закаливание детей дошкольного возраста Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Тревожность у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 03:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД