Получи документы

Консультация «Заикание у детей дошкольного возраста»

Татьяна Иванова
Консультация «Заикание у детей дошкольного возраста»

Заикание у детей дошкольного возраста

Психологические особенности заикающихся

Почти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся в разной степени выраженную тревожность, опасение, боязливость, страх перед речью. Страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания».

Публикация «Консультация „Заикание у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Таким образом, при изучении литературных источников нетрудно заметить, что, с одной стороны, большинство авторов относит наличие у заикающихся психологических особенностей (в частности, их фиксированность на дефекте) к типичному, обязательному симптому в структуре заикания. С другой стороны, к понятию фиксированности на дефекте у заикающихся можно отнести разные психические явления: особое качество внимания (закрепившееся, устойчивое, застревающее, навязчивое, сосредоточенное, концентрированное, осознание дефекта, своеобразные представления о нем и, наконец, разное отношение к нему (настороженное, боязливое).

Как помочь заикающемуся ребенку?

1. Мышечное расслабление

Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи. Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Научиться произвольно, расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением.

Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

Расслабление, как физическое, так и психическое, является основной целью релаксационных упражнений. Многие из вас уже настолько привыкли к физическому напряжению, что воспринимают его как естественное состояние. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, вы научитесь регулировать напряжение, то есть расслабляться тогда, когда вам это будет необходимо.

Итак, теперь вы уже знаете — и это чрезвычайно важно — о своих возможностях преодоления внутреннего напряжения. И в состоянии сделать это сами, — без какого бы то ни было вмешательства извне. Когда вы по-настоящему овладеете релаксацией, она станет неотъемлемой частью вашего образа жизни, и это, в свою очередь, будет способствовать улучшению речи.

Рекомендации

Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т. д.). При этом важно создать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.

Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

Следует помнить, что нерациональное расслабление — такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

В ходе ежедневных упражнений длительностью 5—7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.

Обратите внимание!

Для получения оптимального результата необходимо:

снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции;

ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию;

запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы;

снижать мышечное напряжение с использованием самовнушения;

выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

свободно дышать во время проведения упражнений.

Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова.

2. Играем и не заикаемся

В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности, лишает его радостного настроения, угнетает.

Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений (некоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть) — все это, с одной стороны, затрудняет полноправное участие заикающихся детей в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ребенка на своем дефекте.

Дидактические игры.

Для этих игр характерно то, что создают их взрослые с определенным содержанием и правилами. Задача дидактических игр — организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей. Это поучающие игры. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения, но их главным побудителем является интерес чисто игрового характера — занимательность действия, радость достижения результата, выигрыш и т. д.

Дети 5-го года жизни в процессе дидактических игр учатся определять качество и количество предметов, запоминать и сравнивать их по внешним признакам. Из набора предметных картинок, изображающих предметы, животных, находят сходство и различие, вычленяют общий признак; развивается сосредоточенность, внимание, настойчивость. Используются игры: «Кто скорее соберет башенку», «Собери колечки», «Катание цветных шариков», «Чудесный мешочек», «Цветная посуда» и др. Игра в лото расширяет представление об окружающих предметах и явлениях. Детям этого возраста доступны и музыкально-дидактические игры: «Узнай по голосу», «Погремушка или бубен» и др.

К 6 годам у детей все более возрастает интерес к качеству решения игровой задачи. Здесь используются такие игры, как «Магазин», «Подбери пару», «Сложи картинку», «Кому сколько», «Домино», «Прыгунки», «Мы считаем», «Кто что делает», «Зоологическое лото», «Настольные кегли» и др. Музыкально-дидактические игры: «Громко-тихо», «Какой барабан играет» (выше-ниже) и др.

К 7 годам по-прежнему привлекает игровое действие, но уже в большей степени заинтересовывает конечная цель, необходимость сделать известное усилие ради успеха. Здесь используются игры, способствующие развитию инициативы, самоорганизации, оценочных суждений и самоконтроля (разные виды мозаики, игры на классификацию предметов, лото «Кому что нужно», «Времена года» и др.).

Музыкально-дидактические игры детей этого возраста : узнай инструмент (металлофон, погремушки, бубен, бубенчики, повтори звуки (поочередная игра на двух ксилофонах, музыкальное эхо, сыграй на патефоне любимую песню (игрушечный патефон) и др.

Подвижные игры. Оказывают благоприятное воздействие на здоровье и физическое развитие детей.

Дети 5-го года жизни должны научиться выполнять определенные правила в таких играх, как «Трамвай», «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Воробушки VI автомобиль», «Лошадки», «Сидит, сидит зайка» и др.

Для детей 6-го года жизни рекомендуются: «Умей пробежать», «Надень кольцо», «Мяч в воздухе», «Ровным кругом» и др. Для этих детей в подвижных играх уже вводятся элементы соревнования: «Чье звено скорее соберется», «Снежные круги» и др. Игры сопровождаются словами и пением: «Перебежки», «Мы веселые ребята», «Иван, Иван».

К 7 годам дети уже сами организуют игры: кому водить, кто кем будет в игре, следя за выполнением правил. Каждый ребенок должен уметь организовать игру, быть ведущим. Широко используются игры с элементами соревнования («Догони свою пару», «Разложи все камешки», «Кто скорей до самого верха» и др., вводятся правила, требующие от детей выдержки («Найди и промолчи», «Хитрая лиса», «Горелки»).

Какое же значение имеют эти игры для заикающихся детей?

1) происходит тренировка и закрепление навыков правильной речи и поведения у детей в разных видах деятельности;

2) эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в привычные и повседневные условия;

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе, формируются способности адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых.

3. Самомассаж в устранении заикания (пример упражнений)

Расслабление мышц шеи

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение

Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания

Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

• от середины лба к вискам;

• от середины лба до ушных раковин;

• от бровей до волосистой части головы;

• от спинки носа к ушным раковинам;

• от середины верхней губы до ушных раковин;

• от линии лба вниз через лицо к шее;

• от мочек ушей по щекам к крыльям носа;

• от середины верхней губы на подбородок;

• поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба — и снова к середине);

• по верхней губе от углов рта к середине;

• по нижней губе от углов рта к середине;

• поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

• легкое постукивание губ.

Расслабление мышц языка

Упражнение

Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).

Рекомендации

Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми.

Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.

Массируемые мышцы должны быть расслаблены.

Массаж делается медленно, плавно.

Массаж следует комбинировать с мимогимнастикой.

Продолжительность массажа не должна превышать 2—3 минут в один прием.

Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещения кожи.

Каждое движение повторяется 4—6 раз.

Массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже.

Общие рекомендации

Заикание у детей.

7 способов помочь заикающемуся ребенку.

1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы типа: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».

2. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.

3. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребенку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращайте внимание на то, как он это сказал.

4. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребенку. В течение этого времени позвольте ребенку делать все, что ему хочется. Пусть он руководит Вами и сам решает хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для маленького ребенка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться.

5. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Для детей, особенно для заикающихся, намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание.

6. Понаблюдайте каким образом Вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать своего ребенка, чтобы у него была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, а также замедлите свой темп речи.

7. И самое главное покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила- это Ваша поддержка его, независимо от того заикается он или нет.

Публикации по теме:

Консультация «Сказкотерапия для детей дошкольного возраста» На занятиях по Сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас,.

Консультация «Адаптация детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Адаптация детей дошкольного возраста. Адаптационный период. Составила старший Зрелякова Е. В. Адаптация (приспособление).

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Народная кукла как средство адаптации детей»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Народная кукла как средство адаптации детей» Консультация проводилась в рамках родительского собрания, в период адаптации детей к детскому саду. Задачи: Познакомить родителей с одним.

Консультация для родителей «Питание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей "Питание детей дошкольного возраста" Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно.

Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста» О. Даль считал, что закаливать человека - это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». Г. Н. Сперанский,.

Консультация «Нарушение осанки у детей дошкольного возраста» Консультация на тему: «Нарушение осанки у детей дошкольного возраста» Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия.

Консультация «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» Половко Н. М., воспитатель ГБДОУ детский сад №96 компенсирующего вида Московского.

Консультация для родителей «Работоспособность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Работоспособность детей дошкольного возраста Под работоспособностью понимается способность человека развить.

Консультация «Сказкотерапия для детей дошкольного возраста» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Работа по ознакомлению с природой в нашем детском саду. Ознакомление с природой,очень важный раздел в познавательном развитии. В нашем дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Заикание у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 июня 2019 в 16:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД