Елена Глумова
ТРИЗ в логопедии. Дидактическая игра «Волшебные кубики»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ С КУБИКАМИ.
Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятий, то можно добиться значительных результатов. Не секрет, что эффективность занятий во многом зависит от положительного эмоционального фона занятий, и от интереса детей к заданиям. Оба эти условия достигаются при использовании различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения. Педагогу постоянно приходится искать новые игровые приёмы, придумывать интересные пособия для игр, находить свою «изюминку», чтобы разнообразить учебный процесс.
Публикация «ТРИЗ в логопедии, Дидактическая игра „Волшебные кубики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Так мы в своём детском саду разработали пособие, которое назвали «Волшебные кубики» и серию игр и заданий к нему, способствующих развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников.
В пособие входит 16 кубиков, склеенных из картона, на гранях которых наклеены картинки, объединенные одной общей темой.
Кубик № 1 - с цифрами от 1 до 6;
№ 2 – символы «большой» - «маленький»;
№ 3 – цветовые облака (красный, зеленый, желтый, синий, коричневый, черный);
№ 4 – мяч, карандаш, листья, солнце, кошка, рубашка (все картинки бесцветные,
только черный контур);
№ 5 – Помидор, огурец, репа, лук, яблоко, апельсин (контурное изображение);
№6 – Заяц, волк, лиса, медведь, белка, ёж;
№ 7 – Детеныши животных;
№ 8 – части тела животных (голова, туловище, лапа, уши, нос, хвост);
№ 9 – жилище животных
№ 10 – ручка, книга, чашка, котенок, тапки, клубок
№11 – холодильник, телевизор, шкаф, стол, полка, диван;
№12 – многоточие (вставит нужные слова по смыслу)
№13 – символы предлогов (в, на, за, из, с, из-за);
№14 – символы предлогов (под, из-под, у, над, к, от)
№15 – графическое изображение слов-предметов, слов-признаков, слов-действий;
№ 16 – сюжетные картинки.
В зависимости от целей занятий педагог выбирает определенный набор кубиков, а манипулируют кубиками сами дети. Суть игры заключается в том, что дети бросают игральные кубики, и по картинкам (так же, как по опорным словам) составляют словосочетания, соблюдая правильный порядок слов и согласовывая слова друг с другом.
Сами игры можно разделить на два вида.
Первый вид - игры на подбор пары.
Ребенок бросает один кубик, а на втором, вращая его грани, подбирает картинку, соответствующую картинке на первом кубике. (Игра «Чья мама?», «Найди маму», «Что у кого?», «Кто где живет?»)
Второй вид – игры с элементами случайности, наиболее любим детьми.
В этом случае дети одновременно бросают кубики (их может быть несколько). Их ответ зависит от того, какая выпадет комбинация картинок. Иногда может получиться так, что того, что выпало, не бывает. Ребенок должен: а) подтвердить или опровергнуть своё же утверждение; б) дать правильный ответ; в) пофантазировать на тему возможности такого сочетания. (Игра «Так бывает или нет?», «Исправь ошибку», «Небылица – небывальщина»).Например, если кубики легли так, что получилось сочетание «большой синий кабачок», то может быть этот овощ называется «баклачок», а может это и не овощ, а синий воздушный шарик залетел в огород? Как он туда попал? Что с ним случилось? О чем он думает, находясь среди красных помидоров? Что будет, когда люди придут собирать урожай? Детям очень нравится фантазировать и придумывать необычные истории про обычные предметы. Но кроме развития воображения, творческой фантазии, логического мышления, эти игры развивают речь, способствуют формированию всех компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Игра «Карлик – великан» (кубики 2 и 5; 2 и 6; 2 и 8)
Цель: Тренировать в образовании имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов преувеличения.
Ребенок бросает два кубика. Если на кубике №2 выпадет символ «маленький», а на кубике №5 картинка «огурец», то составляем словосочетание: «маленький огурчик (огуречик)», соответственно, символ «большой», будет обозначать – «огуречище (огурчище)» и т. п.
Игра «Веселый счет» (кубики 1, 2, 4; 1, 2,5; 1,2, 6; 1, 7)
Цель: Научить детей правильно согласовывать числительное и прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже.
В зависимости от того, какая выпадает комбинация картинок при бросании одного набора кубиков, дети составляют фразы. Например: «Один маленький мячик», «Одно большое яблоко», «Пять больших (маленьких) волков (волчишек, белок (белочек, лисиц (лисичек)» ; «два зайчонка», «один медвежонок», «пять ежат» и т. д.
Игра «Сосчитай, сколько?» (кубики 1, 6, 8 – 1,2, 6, 8)
Цель: Формировать навык образования притяжательных прилагательных и согласования их и числительных с существительными в роде и числе.
Примечание. Кубик № 2 можно кинуть один раз в начале игры: «Будем считать большие (маленькие) предметы».
Пример возможных сочетаний:
«один заячий хвост (хвостик); «одна беличья лапа (лапка, лапочка);
«одно волчье ухо»; «пять лисьих (медвежьих) носов и т. д. и т. п
Серия «Большие и маленькие» (кубики 6, 7; 1)
Цель: закреплять в речи название животных и их детенышей, совершенствовать навык употребления имен существительных единственного и множественного в родительном падеже, учить детей правильно согласовывать числительное с существительным, развивать память, логическое мышление, творческое воображение.
1-ый вариант.
Игра «Чья мама».
Ребенок бросает кубик № 6. Например, выпала картинка «лиса», на кубике №7 подбирает картинку «лисенок», составляет предложение: «Лиса –мама лисенка»
2-ой вариант
Игра «Найди маму?»
Бросаем кубик №7, и к выпавшей картинке подбираем соответствующую на кубике №6. В данном случае составленное предложение звучит так: «У ежихи- ежонок».
Примечание. При использовании кубика №1 (его бросают одновременно с первым, дети составляют предложения: «У ежихи – ежонок, три ежонка», «Лиса – мама лисенка, двух лисят»
3-ий вариант
Игра «Кто у кого?»
Ребенок одновременно бросает оба кубика. На одном, например, выпала картинка «заяц», на втором «бельчонок». Составляет предложение: «У зайчихи – бельчонок?. Нет, так не бывает. У зайчихи зайчонок, а у бельчонка мама белка (бельчиха)»
Игра «Подбери предмет к признаку» (кубики 3, 12)
Цель: формировать умение подбирать предметы к определению, согласовывать прилагательное с именем существительным в роде и числе.
Ребенок бросает кубик №3 с цветовыми облаками. Выпало, например, «красный». Что может быть красным? Вращая грани кубика №12, вместо многоточия ребенок подбирает предметы: «красное яблоко», красные ягоды», «красная юбка», «красный шар» и т. д.
Игра «Так бывает или нет?» (кубики 3, 4; 3,5; 3,6)
Цель: учить детей находить несоответствия в речи и исправлять их.
Ребенок бросает два кубика любого набора, озвучивает, что получилось, и подтверждает или опровергает собственное же утверждение. Например, «Заяц зеленый. Нет, заяц бывает серый или белый».
Игра «Подбери предмет, признак, действие» (кубики 15, 4; 15, 5; 15, 10)
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия, понятия о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях, учить называть части предмета.
Бросаем одновременно оба кубика любого набора. В зависимости от того, какая выпадет грань кубика №15, дети подбирают либо слова-действия, либо признаки, либо предметы к картинке второго кубика. Например, на гранях - «яблоко» и «действие». Ребенок говорит: «Яблоко (что делает) – зреет, поспевает, наливается, краснеет, падает, гниет и т. д». Если выпадет «яблоко» - «признак», подбирает признаки: «Яблоко (какое) красное, зеленое, душистое, наливное, сочное, сладкое и т. д.». Если выпадет «слово-предмет», то здесь возможны два варианта. Первый: «Продолжи ряд»( «Яблоко, груша, апельсин – фрукты»); второй: «Назови части предмета» («Кожица, мякоть, сердцевина»)
Игра «Кто где живет?» (кубики 6, 9)
Цель: учить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными, закреплять навык образования и использования предложных конструкций.
1-ый вариант.
Бросаем кубик №9, подбираем нужное изображение на кубике №6. «Нора (чья) – лисья нора»; «Логово (чьё) – волчье логово»
2-ой вариант.
К выпавшей картинке кубика №6 подбираем соответствующий символ «жилища». Например: «Белка живёт в дупле.» «У белки дупло».
3-ий вариант.
Ребенок бросает кубики одновременно, исправляет ошибки. Можно порассуждать на тему «Почему медведь не может жить в дупле (в норе и т. д., а если бы мог, чем это хорошо, чем плохо?»
Игра «Где, куда, откуда?» (кубики 10, 11, 12, 13, 14)
Цель: закреплять навык составления предложений по опорным словам, правильно употреблять существительные в косвенных падежах с предлогами.
Кубики №11 и №13 ,14
!-ый вариант.
Бросаем кубик 11. Например, выпадает картинка «шкаф» и начинаем подбирать возможные предлоги на кубиках 13 и 14, составляем словосочетания «на шкафу», «со шкафа», «за шкафом», и т. д.
2-ой вариант
Наоборот, по очереди подбираем предметы (кубик 11, к заданному предлогу. Например: «со стола», «с полки», «с дивана», и т. д.
3-ий вариант
Одновременно бросаем кубики и составляем словосочетания по случайному выбору: «в холодильнике, из-за холодильника»; «с телевизора, у телевизора», и т. д
2. Кубики 10, 11, 12, 13; 10, 11 12, 14
Ребенок одновременно бросает все четыре кубика. Например, получилось- «диван», «ручка», «за». Вместо многоточия ребенок подбирает подходящие по смыслу глаголы и составляет предложения: «Ручка упала (закатилась) за диван».