Юлия Рункова
Тряпичная кукла в жизнедеятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла – одна из интереснейших страниц истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.
С давних времен кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Публикация «Тряпичная кукла в жизнедеятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения народному культурному опыту, в котором на многое созвучно.
Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры.
В ней ничего нет лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная или кудельная, наряд из пестрых лоскутков – вот такая была кукла.
Опираясь на положение Л. С. Выготского о том, что в игре все может быть всем, я в своей группе решила использовать тряпичную куклу, которая стала постоянным персонажем театрально-игровой деятельности.
Руководствуясь действующими ФГТ, детское творчество является одним из важнейших условий обогащение культуры зрительного восприятия формирование художественного видения в разных видах деятельности, формирование художественно–творческих способностей. У детей расширяется представление о народных игрушках. Кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней.
Виды традиционных тряпичных кукол
ИГРОВЫЕ
Столбушки
Малышок-голышок
Барыня
Кукла на выхвалку
Простоволосая
Кукла с косой
Кукла нарядная
Девка-баба
ОБЕРЕГОВЫЕ
Куватка
Ангелочек
Лихоманки
День и ночь
Венская
Бабушкина кукла
Колокольчик
Бессонница
Веснянка
ОБРЯДОВЫЕ
Неразлучники
Коляда
Кострома
Кукушечка
Купавка
Кукла-оберег на удачное замужество
Десятиручка
Желанница
В своей работе я использую следующие методы обучения:
1. Метод эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности
создание ситуации успеха
поощрение
использование игр и игровых форм организации
создание ярких наглядно-образных представлений
2. Метод развития познавательного интереса
создание познавательной ситуации
создание ситуации творческого
создание креативного поля
3. Волевые методы
предъявление учебных требований
формирование ответственного отношения к работе
оперативный контроль
4. Социальные методы
постановка системы перспектив
развивающая кооперация
Русская культура сильна своими традициями, и сегодня не утратилась духовная ценность тряпичной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость.