Папки-передвижки

Труд работников образования и его особенности

Тазаян Арменуи Анна
Труд работников образования и его особенности

Труд работников образования и его особенности.

В соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не должны допускаться лица, которым эта деятельность запрещена по приговору суда или по медицинским показаниям, а также имеющие судимость за отдельные преступления. Перечни медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не должны допускаться к педагогической деятельности, должны быть определены федеральным законом.

Публикация «Труд работников образования и его особенности» размещена в разделах

В соответствии с ч. 1 ст. 332 ТК РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении заключению срочного трудового договора предшествует конкурсный отбор. К конкурсному отбору не проводится на должности декана факультета и заведующего кафедрой.

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утверждено приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 года № 4114 (регистрационный номер 4084 от 27 декабря 2002 года). В соответствии с этим Положением занятию должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении предшествует проведение конкурса.

Решение о проведении конкурса публикуется в печати, после чего подаются документы на участие в конкурсе. Конкурсный отбор заканчивается голосованием членов ученого совета высшего учебного заведения. С лицом, избранным по конкурсу, заключается срочный трудовой договор на срок избрания, который не должен превышать пяти лет. Изменениями, вносимыми в ст. 332 ТК РФ, закрепляется правило, согласно которому при согласии сторон трудового договора допускается его заключение между вузом и научно- педагогическим работником без конкурсного отбора на срок не более одного года в целях сохранения непрерывности учебного процесса в следующих случаях:

• при приеме на работу совместителей

• при замещении временно отсутствующего работника

• во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета

В соответствии со ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Педагогические работники образовательного учреждения на основании ст. 335 ТК РФ имеют право не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы использовать длительный отпуск продолжительностью до одного года. Порядок и условия предоставления этого отпуска определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. В соответствии со ст. 335 ТК РФ работодатель обязан предоставить данный отпуск педагогическому работнику при наличии 10 лет непрерывного педагогического стажа и при отсутствии регламентации его предоставления в локальных актах образовательного учреждения.

Однако вопрос об оплате этого отпуска решается самим образовательным учреждением. Поэтому оплата может стать обязанностью работодателя только при наличии соответствующего условия в локальных документах образовательного учреждения. В ст. 336 ТК РФ перечислены дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками.

К их числу относятся:

• повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения

• применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника

• достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института) государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет.

Интеллектуальный характер труда работников образования. Понятие умственного труда имеет, прежде всего, психофизиологическую основу, поскольку оно связано с деятельностью человеческого мозга. Это понятие имеет и социальный смысл, связанный с выделением категорий работников преимущественно физического (рабочих) и умственного (служащих) труда. Сущность умственного труда изучается и характеризуется в различных аспектах: - физиологи и психологи рассматривают умственный труд как процессы высшей нервной деятельности, реализующие функции и взаимосвязи мозга с рецепторами и эффекторами; - психологи и социологи изучают мотивы умственной деятельности, её структуру, логику, а также поведение работников, морально-психологический климат; - специалисты по кибернетике рассматривают умственный труд как модель системы переработки информации.

Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности. К их числу относятся: - научный труд – труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; - инженерный труд – труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; - педагогический труд – труд профессоров, преподавателей и учителей; - врачебный труд; - управленческий труд – труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами; - производственный труд – труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами; - вспомогательный труд – труд работников, ведущих бухгалтерский учёт и др.

Аттестация работников труда как элемент стимулирования труда.

Важнейшим инструментом стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности работников образования является аттестация педагогических и руководящих кадров. С 1 января 2011 года вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников. По новому порядку аттестация педагогических работников проводится с целью : подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности на основе оценки их профессиональной деятельности; установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям.

Аттестация педагогических работников на соответствие представляет собой квалификационные испытания в письменной форме (тестирование) по вопросам, связанным с осуществлением работниками педагогической деятельности. Основанием для проведения такой аттестации является представление работодателя.

Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, проводится в два этапа:

1) Квалификационные испытания в форме письменного экзамена (тестирования) или в форме защиты результатов выполнения трех итоговых работ, предусмотренных образовательными программами повышения квалификации на основе Именного образовательного чека (по выбору педагогического работника);

2) экспертная оценка результативности деятельности (достижений) педагогического работника на основе списка утвержденных критериев, соответствие которым подтверждается предоставлением документов и материаловсобранных в индивидуальной папке аттестуемого работника (портфолио достижений).

Основанием для проведения аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, является заявление педагогического работника. В июле 2011 года началась процедура аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, проводимая территориальными аттестационными комиссиями. За июль-август 2011 года Аттестационной комиссией Западного управления министерства образования и науки Самарской области были аттестованы 59 педагогических работников, из них 10 человек (16%) по итогам письменного тестирования признаны не соответствующими занимаемой должности.

Квалификационные критерии.

В разделе "Должностные обязанности" перечисляются работы, выполнение которых полностью или частично поручается работнику, занимающему данную должность. Этот раздел является основным, поскольку содержание работ определяет само наименование должности, ее роль и место в структуре предприятия, учреждения, организации, а также требования к знаниям и квалификации работников, необходимым для замещения соответствующей должности и выполнения установленных обязанностей. Регулируемыми показателями структурного элемента квалификационной характеристики "Должностные обязанности" в соответствии с функциональным подходом является трудовая функция и ее разновидности. В рамках работы необходимо дать определения этим показателям. В составе фактически выполняемых конкретных трудовых функций можно выделить главную, основные и вспомогательные функции, а также определить излишние, дублирующийся и вредные: Главная функция - функция, для осуществления которой создана данная должность. Она отражает назначение деятельности носителя функции.

Основная функция - функция, обеспечивающая выполнение главной.

Структура тарифно-квалификационной характеристики

по должностям педагогических работников

- Наименование раздела: Содержание раздела:

- Тарифно-квалификационной

- Характеристики

-Должностные обязанности -Основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих

конкретные обязанности, права и ответственность работника,

утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с

соответствующими профсоюзными комитетами.

Должен знать: Основные требования, предъявляемые к работнику в отношении

специальных знаний, а также знаний законодательных актов,

положений, инструкций, других руководящих и нормативных

документов, методов и средств, которые работник должен уметь

применять при выполнении должностных обязанностей

Требования к квалификации по Уровень образования; стаж работы (по специальности или

разрядам оплаты педагогический); квалификационные категории, присвоение которых

-осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с

-требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом

-управления образованием. Этот раздел предусматривает кроме

-требований к уровню образования и стажу работы показатели

-квалификации и профессионализма (для педагогических работников) :

-умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета (методику производственного обучения);

-использовать в своей работе прогрессивные идеи, формы и методы активного обучения;

-владеть организационными формами диагностической работы с обучающимися;

-обеспечивать устойчивые положительные результаты в образовательном -процессе и др.

Организация труда и заработная плата работников образования

Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда. В сфере образования фонд заработной платы формируется по-особому : путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Таким образом, заработная плата работников образования - часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством труда.

Правильная организация заработной платы работников образования требует определить качественные и количественные различия педагогического труда : время, необходимое для выполнения данной работы; квалификацию работников, выполняющих различные виды педагогической деятельности; форму и уровень заработной платы. Наибольшую трудность представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. Это связано с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному счету, а потому могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время. В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Для выполнения разной педагогической работы установлены нормы затрат труда, то есть нормы учебной (педагогической) нагрузки за ставку заработной платы. Для преподавателей учебных заведений установлено количество учебных часов, для воспитателей - педагогическая деятельность за день, для руководителей учреждений - деятельность в течение дня.

Ставки их заработной платы, например, назначаются:

- 18 часов в неделю учителям предметникам 5-11 классов;

- за 20 часов работы в неделю учителям начальных классов;

- за 24 часа в неделю - учителям-дефектологам;

- за 36 часов в неделю - педагогам-психологам.

Остальным категориям работников общеобразовательных школ устанавливается должностной оклад за 40 часов в неделю. Воспитателям детских садов определена ставка за 36 часов педагогической работы в неделю. За работу по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа и другие виды деятельности оплачиваются дополнительно. Важным шагом на пути дифференциации зарплаты вузовских преподавателей, увеличения ее размеров явилось введение ежемесячных доплат к должностным окладам за ученые степени. В соответствии со ст. 30 Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” вуз в пределах, имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда. Размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов всех категорий работников.

Ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании аттестационной комиссии.

Аттестация осуществляется на основе требований утвержденных квалификационных характеристик. Основными критериями при этом были и остаются уровень образования, педагогический стаж, показатели квалификации и профессионализма, в том числе послужившие ранее основанием для присвоения квалификационных и почетных званий (категорий, а также объем и сложность труда для руководящих работников.

Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание вуза. Расширилось внутри вузовское и межвузовское совместительство. Преподаватели и учебно-вспомогательный персонал (а также и студенты) имеют право вести хоздоговорные научно-исследовательские работы в порядке платного совместительства. Научно-исследовательские секторы вузов получили широкие возможности для увеличения собственных средств и повышения оплаты труда. Но, следует отметить, что, заработная плата работников образования остается ниже средней по промышленности/

Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. Низкая заработная плата педагогических работников и понижение ее соотношения с зарплатой менее квалифицированных работников подрывает престиж образования. Несоответствие между средней зарплатой в промышленности и в образовании свидетельствует о грубом нарушении статьей 54 Закона “Об образовании”, которая гласит, что минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогическим работникам должны быть выше среднего уровня заработной платы в России. Основными требованиями, предъявляемыми к организации системы оплаты труда в образовательных учреждениях, являются:

1. обоснованность утвержденных штатов, их соответствие нормативам, укомплектованность штатов;

2. целевое использование средств на оплату без отвлечения этих средств на другие расходы;

3. правильность оплаты по группам работающих;

4. соблюдение установленных сроков и полнота выплат стипендий.

Фактически получаемая работниками сумма доходов состоит из следующих источников оплаты труда и льгот :

- за выполненную работу;

- доплаты и премии, компенсации;

- за образовательные и другие услуги;

- социальные выплаты и льготы из бюджетных и внебюджетных фондов;

- за публикации;

- от спонсоров, меценатов.

Функции заработной платы.

Заработная плата – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы :

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы. На рынках рабочей силы продавцами выступают работники определенной квалификации, специальности, а покупателями – предприятия, фирмы. Ценой рабочей силы является базовая гарантированная заработная плата в виде окладов, тарифов, форм сдельной и повременной оплаты. Спрос и предложение на рабочую силу дифференцируется по ее профессиональной подготовке с учетом спроса со стороны ее специфических потребителей и предложения со стороны ее обладателей, то есть формируется система рынков по отдельным ее видам. Купля-продажа рабочей силы происходит по трудовым контрактам (договорам, которые являются главными документами, регулирующими трудовые отношения между работодателем и наемным работником. Важнейшим условием организации общественного производства, стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности является установление меры труда и меры его оплаты. Мера оплаты труда являет собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы. Практически заработная плата, или доход конкретного работника может принимать форму различных денежных выплат: месячных окладов, часовых тарифных ставок, премий, вознаграждений, гонораров, компенсаций и т. д.

Законодательное регулирование заработной платы педагогов.

Базовые должностные оклады устанавливаются дифференцированно по следующим типам образовательных учреждений :

обычные и специализированные образовательные учреждения, расположенные в городах и поселках городского типа;

обычные и специализированные образовательные учреждения, расположенные в сельской местности;

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития); оздоровительно образовательные учреждения санаторного типа и для детей, нуждающихся в длительном лечении;

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

образовательные учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;

специализированные образовательные учреждения, включающие несколько ранее перечисленных специализаций;

образовательная деятельность в учреждениях социальной защиты населения: детских домах (домах-интернатах для детей-инвалидов, а также в отделениях для детей-инвалидов в учреждениях для взрослых.

Предусмотренная дифференциация базовых окладов отражается в нормативах подушенного финансирования.

Повышающие коэффициенты.

• Группа 1. Повышающие коэффициенты, отражающие деловые качества и квалификационный уровень работника, включают в себя следующие совокупности параметров и их числовые значения:

• -стаж работы по специальности -0,025n,где n – количество лет работы по специальности;

• -наличие высшего профессионального образования – 0,15– 0,25;

наличие квалификационной категории, которая устанавливается лицам с высшим профессиональным образованием 0,1 – 0,4;

- наличие ученых степеней: «кандидата наук» - 0,2, «доктора наук» - 0,4;

• - за почетные звания – 0,2;

• - за сложность и приоритетность предмета – 0,1 – 0,2.

• Базовый оклад + повышающих коэффициентов группы 1 = гарантированный оклад

• Группа 2. Повышающие коэффициенты, формирующие текущий (на данный учебный период) должностной оклад, отражающие особенности загрузки работника в текущем периоде и дополняющие коэффициенты, формирующие гарантированный оклад, включают в себя следующие параметры и их количественные значения:

• - классное руководство – 0,1-0,3;

• - освоение (наличие сертификата) и творческое применение в работе (согласно образовательным программам, тематическим и иным планам) информационных технологий, характеризуемое введением в методику преподавания и для оценки знаний компьютерных программ и технологий – 0,1-0,3;

• -индивидуальное обучение на дому больных детей хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) учителям и другим педагогическим работникам – 0,2;

• Понижающий коэффициент.

При численности учащихся в классе ниже нормативной применяется понижающий коэффициент:

• соотношение количества учащихся к установленному нормативу

Публикации по теме:

«Осенний букет для всех работников дошкольного образования». Мастер-класс«Осенний букет для всех работников дошкольного образования». Мастер-класс 27 сентября 2004 года был официально учрежден праздник День воспитателя и всех дошкольных работников. Уже целых двенадцать лет мы, дошкольные.

Августовское совещание работников образования Октябрьского района 2017 года (фотоотчет)Августовское совещание работников образования Октябрьского района 2017 года (фотоотчет) В конце августа в нашем районе прошло Августовское совещание работников образования Октябрьского района 2017 года на тему «Эффективное управление.

Фестиваль самодеятельности работников образования «Вдохновение» (фоторепортаж) ВидеоФестиваль самодеятельности работников образования «Вдохновение» (фоторепортаж) Видео Уважаемые коллеги, хочу поделится с Вами впечатлениями об участии в муниципальным фестивале самодеятельного творчества работников образования.

Фотоотчёт «6 межрегиональный фестиваль педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования»Фотоотчёт «6 межрегиональный фестиваль педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования» 21 апреля 2016 в городе Кинель Самарской области проходил 6 межрегиональный Фестиваль педагогического мастерства и творчества работников.

Фотоотчёт о муниципальном фестивале творчества работников образования «Грани таланта»Фотоотчёт о муниципальном фестивале творчества работников образования «Грани таланта» Доброго времени суток, уважаемые друзья, коллеги! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию не большой фото отчёт о муниципальном фестивале.

Гимн для дошкольных работников У всех нас бывают какие-то праздники и вот я сочинила гимн для сада, может и вам кому-то пригодится,а мотив вы можете подобрать сами..

Консультация для музыкальных работников ДОУ Педагог-универсал. Не солидно? Кто сказал? Двадцать стульчиков у стенки - это Ваш Колонный зал. Тут и "барыня" и Бах, ликование и страх,.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

План работы по аттестации педагогических работников ДОУ .

Стенгазета для всех дошкольных работников от родителейСтенгазета для всех дошкольных работников от родителей С наступлением осени приходит наш профессиональный праздник «День воспитателя и всех дошкольных работников». Он был учреждён по инициативе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Труд работников образования и его особенности
Опубликовано: 30 марта 2020 в 14:35
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД