План-конспект «Туристические узлы»

Елена Ивановна Рогачева
План-конспект «Туристические узлы»

план-конспект по теме:

«Туристические узлы"

РАЗРАБОТАЛА: учитель физической культуры МБОУ СОШ №1 с. Успенского Успенского р. Краснодарского к.

Рогачева Елена Ивановна

План-конспект «Туристические узлы»

Цель занятия: - изучить виды туристических узлов;

Задачи:

Образовательные:

Формирование у воспитанников основных знаний по технике вязания узлов.

Воспитательные:

Привить устойчивый интерес к занятию туризмом и спортом. Воспитание коллективизма, «чувства локтя», ответственности, умения работать в группе.

Развивающие:

Совершенствовать координацию движений, гибкость пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий. Развить у детей устойчивые навыки, необходимые в проведении походов и участии в туристских соревнованиях.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, дидактичесие карточки, репшнур 8 мм – 16 шт. (1-1,5 м)

Тип занятия: объяснения нового материала

1. Литература: Балабанов И. В. Узлы. http://www.kis.ru/~nterm/knots/knots.html. «УЗЛЫ»: Москва; ISBN 5901049276.

2. Захаров П. П., Степанко Т. В. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. издание. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

3. Кальман Г. В. Узлы. Техника вязания и применение. - М.: ООО "ВСВ-Сфинкс", 1997.

4. Попов А. А. «Вязание узлов, предназначенных для страховки»,2011.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Подготовительная часть: (5 МИН)

Учащиеся делятся на две команды и занимают места за партами, готовят тетради и письменные принадлежности

Инструктаж по технике безопасности

Прежде, чем перейдём к изучению узлов, хочу обратить ваше внимание на правильность обращения с отрезками верёвок, с которыми нам предстоит работать. Они именуются репшнурами или у туристов, «репами». Итак, первое, и самое главное правило – ни в коем случае нельзя баловаться репшнуром на занятии, бросать его, резко дёргать, хлестаться, привязывать друг к другу, накидывать на шею и т. п. Работать с репшнуром при завязывании узлов необходимо аккуратно, чтобы не захлестнусь концами не свои глаза, ни глаза соседа. Берегите глаза. Ваше здоровье, что называется, в ваших руках, в прямом и переносном смысле этого слова.

2. Изложение нового материала (30мин)

Здравствуйте ребята! Своё занятие я сегодня начну со слов Романа Сефа.

«…Чем больше я знаю,

Тем больше умею.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает…»

Р. Сеф

Цель нашего занятия – изучить виды туристических узлов. И попробовать завязать их на практике.

Мы сегодня попробуем с вами не получать знания в готовом виде, а совместно со мной находить нужную и правильную информацию по теме.

И начнем мы с небольшой беседы.

Вопрос: Что такое Узлы?

Ответ: Узлы - это способы соединения веревок, лент,

рыболовных лесок, различных нитей и т. п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам.

Кроме того, узлом называется само соединение веревок.

Вопрос: Давайте подумаем, сколько узлов вы знаете?

Ответ: Узлов существует достаточно много, около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое

количество узлов просто невозможно.

Вопрос: Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к применению узлов?

Ответ: Да, существуют. Туристические узлы должны: завязываться просто

(легко запоминаться); не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или

после её снятия; не «ползти» при переменных нагрузках;

не затягиваться «намертво» без необходимости;

соответствовать своему назначению.

А сегодня мы с Вами изучим несколько туристических узлов. Необходимых нам для туристической практики. Давайте попробуем разобраться.

Все узлы применяемые в туризме можно разделить на 5 групп.

1 группа - Узлы, для связывания веревок одинакового диаметра.

2 группа – Узлы для крепления веревки к опоре.

3 группа – Проводники

4 группа – Схватывающие

5 группа – Узлы, для связывания веревок разного диаметра.

Виды узлов.

Прямой узел

Самопроизвольно развязывается ("ползёт", поэтому использование без контрольных узлов допустимо только в бытовых целях.

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Вяжется с 2 двумя контрольными узлами.

Относится к 1 группе

Рифовый узел

Вариант прямого узла с петлёй, облегчающей развязывание. Используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой. Вариант с двумя петлями на ходовых концах известен каждому с детства под названием "бантик".

Ткацкий узел.

Ползёт при переменных нагрузках, сильно затягивается.

Встречный узел.

Не ползёт, под нагрузкой сильно затягивается, используется для связывания верёвок любого диаметра и сочетаний лента-верёвка.

Можно применять для блокировки страховочной системы (беседки и грудной обвязки).

Встречная восьмёрка

Характеристики аналогичны встречному узлу.

Шкотовый (а-в) и брамшкотовый (г) узлы

Под нагрузкой не затягиваются, но "ползут" при переменных нагрузках.

Шкотовый узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра,

брамшкотовый – для верёвок как одинакового, так и разного диаметров. Обязательны контрольные узлы.

Узел "грейпвайн"

Надёжный и красивый. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания верёвок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок.

Проводник (I – петлёй, II – одним концом)

Вяжется как на конце верёвки, так и в середине. Поз нагрузкой сильно затягивается, "ползёт", особенно на жёсткой верёвке, необходим контрольный узел. Не рекомендуется использовать при больших нагрузках – очень сильно снижает прочность верёвки.

Восьмёрка (I – петлёй, II – одним концом)

Под нагрузкой сильно не затягивается, не "ползёт", прочность верёвки снижает меньше, чем проводник.

После завязывания "восьмёрки" петлёй рисунок узла получается несколько неправильным и требует корректировки. Объяснить, какой именно, словами проблематично, будете вязать – догадаетесь сами.

Схватывающие узлы: а) Прусика (Prusik) б) Маршара (Marchard) в) Бахмана (Bachman) г) полусхватывающий

Узел Маршара держит гораздо лучше остальных, в том числе при неблагоприятных соотношениях диаметров основной верёвки (отмечена штриховкой) и репшнура, не допускает проскальзывания даже не будучи плотно затянутым перед нагружением. Применяется для самостраховки при спусках и подъемах.

Узел "заячьи ушки"

Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв. Не ползёт. Под нагрузкой сильно затягивается. Применяют для завязывания узла на концах веревки и также при необходимости в середине во время наведения перил и т. д., на концах блокировки страховочной системы.

встрийский проводник [1], он же обратный проводник [2], он же ездовая петля [3],

он же в просторечии "бабочка" или "пчёлка"

Позволяет сделать надёжную петлю в любом месте верёвки, ослабляя её прочность меньше, чем "проводник" и "восьмёрка". Может быть использован для вязания верёвочной лестницы (см. также "стремя").

Маркировочный узел

Позволяет держать верёвку в компактном состоянии при помощи марки (марка – несколько оборотов концом верёвки вокруг сложенных колец). Не заменим при транспортировке верёвки.

Стремя

Петли узла используют в качестве опоры для ног при подъёме по закреплённой верёвке (само вылаз из трещин и т. п.).

Показан перевёрнутым для удобства вязания.

Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.

А теперь давайте поиграем в игру «Верно, Неверно?»

ВЕРНО НЕВЕРНО

Туристические узлы должны: завязываться просто? (+)

Туристические узлы должны: развязываться самопроизвольно под нагрузкой? (-)

Петли узла «стремя» используют в качестве опоры? (+)

Узел "заячьи ушки" образует двойную петлю, что уменьшает её прочность на разрыв? (-)

Маркировочный узел позволяет держать верёвку в компактном состоянии? (+)

Все узы не «ползут» при переменных нагрузках? (-)

4. Подведение итогов. (5 мин)

- Подводя итоги нашего занятия, хочу ещё раз показать правильность завязывания узлов. Отложите в сторону свои верёвки, всё внимание на меня. На сегодняшнем занятии мы соприкоснулись ещё с одной стороной туристской техники. Теперь вы знаете, что правильно завязывать туристские узлы не такая уж лёгкая задача. А поэтому мы с вами из занятия в занятие будем повторять их, пока не научимся вязать узлы с закрытыми глазами. Ну, а домашнее задание будет следующим: тренируйтесь вязать узлы на круглых верёвках в любое свободное время. Если в течение одной минуты вы сможете завязать один узел, считайте, что свою норму вы выполнили.

А эти слова надо запомнить:

«Хороший узел – это узел, который легко развязать и, который сам не развязывается…» Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел с закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации.

Прикреплённые файлы:

prizentacija-turisticheskie-uzly_2ohlr.ppt | 4447 Кб | Скачан: 48
 
Публикации по теме:

План-конспект занятия «Основы грима» План – конспект занятия «Основы грима» Добрый день! И он действительно добрый, потому что сегодня на нашем занятии присутствуют только.

План-конспект досуга по ПДДПлан-конспект досуга по ПДД Ребята, мы получили какой-то странный конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Письмо. Пишут волшебники. Дорогие ребята, мы наблюдали.

План-конспект игрового занятия «Растишка» Количество детей: 8 – 10 человек Инвентарь: ласты – по количеству детей, игрушка «оса», доска для плавания – по количеству детей. Цель:.

План-конспект игры-драматизации «Теремок» План-конспект игры-драматизации Тема игры: «Теремок» Возраст: средняя группа Цель: формировать у детей интерес к играм-драматизациям, развивать.

План-конспект индивидуального занятия «Звуки [Ш]-[Ж]» Цели: Образовательные: • закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [ш - ж] в изолированном произношении и в слогах; Коррекционные:.

План — конспект ОД Цветочки для пчелки. Задачи: Развивать творческие способности детей; Закрепить знания красного, зеленого и желтого цветов; Развивать воображение;.

План-конспект по ИЗО в средней группе.План-конспект по ИЗО в средней группе. План-конспект занятия по ИЗО (нетрадиционная техника) «Оттиск поролоном» в средней группе. Тема: «Веточка сирени к 9 мая» Цели занятия:.

План-конспект по рисованию «Самолет» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

План-конспект занятия «Серебряный мишутка и Малыш» План- конспект НОД для воспитанников старшей группы по формированию коммуникативных компетенций средствами образовательного Конструктора.

План-конспект тренинга «Нежность» План-конспект тренинга «Нежность» Цель: – предоставить участникам возможность выразить свои чувства; – раскрытие внутреннего потенциала.

Автор публикации:
План-конспект «Туристические узлы»
Опубликовано: 18 января 2018 в 20:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о занятии по лепке «Мир вокруг нас. Птицы» в старшей группе
Задачи: - продолжать знакомить детей с многообразием птиц; - вызвать у детей эмоциональный отклик и желание создавать образ птички в технике...
Фотоотчет о тематической неделе «Здоровье»
Доброго времени суток, всем гостям, которые зашли на мою страничку. В рамках проведения в детском саду тематической недели "Здоровья" прошел смотр - конкурс...
Мастер-класс «Цветок пиона» по изготовлению цветов из бумажных салфеток
Представляю мастер – класс по изготовлению цветов из бумажных салфеток. Любой праздник сопровождается предварительными дизайнерскими работами, для...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Лунтик в гостях у ребят» по...
Конспект индивидуального логопедического занятия « Лунтик в гостях у ребят» Цель: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях. Задачи:...
Мастер-класс «Возможности домино в развитии познавательной активности»
«Возможности домино в развитии познавательной активности, логического мышления. Стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных...