Ольга Кряж
План-конспект индивидуального занятия «Звуки [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
• закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [ш - ж] в изолированном произношении и в слогах;
Коррекционные:
• развивать артикуляционную моторику,
• развивать фонематическое восприятие и простые виды фонематического анализа и синтеза.
• развивать тонкую моторику пальцев рук,
• развивать силу выдоха, речевое дыхание и голос,
• развивать внимание, память.
Воспитательные:
• воспитывать желание говорить правильно и красиво,
• побуждать интерес к логопедическим занятиям,
Публикация «План-конспект индивидуального занятия „Звуки [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах
• воспитывать у детей активность на занятии.
Оборудование: карточки с символами артикуляционных упражнений, настенное зеркало, таблица моделирования артикуляционных укладов, пособие «Слоговые часы», «Какая буква следующая?».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Отгадать загадки.
2. Сопряженная гимнастика: упражнение «Весёлый язычок».
Текст произносит взрослый Движения или статичная поза рук губ и языка
Язычок знаком нам, дети. Соединить ладони в жесте приветствия. Упражнение «Блинчик»
Мы его улыбкой встретим. Упражнение «Заборчик»
Это язычок пришел. Показать ладонями друг на друга. Упражнение «Блинчик»
Вправо он сейчас пошел. Все, что нужно, увидал. И налево зашагал. Шаги пальчиками по столу вправо, затем влево. Упражнение «Часики»
Погулял совсем немножко, широко открыл окошко. Соединить большие и указательные пальцы, округлить ладони. Упражнение «Окошко»
Он окно не закрывает, кверху кончик поднимает, книзу кончик опускает. Поднимать кисти вверх, опускать вниз. Упражнение «Качели»
Ротик свой не закрывает, чаю выпить приглашает. Сделать из ладоней чашечку. Упражнение «Чашечка»
Поиграл наш язычок, Лег поспать он и - молчок. Сложить руки на столе. Закрыть рот.
3. Дифференциация артикуляционных укладов и характеристика звуков.
Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой. Губы «окошечком», язычок поднимем за верхние зубы, он круглый как «чашечка», боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосок спит, между зубами маленькая щелочка, выдыхаемая воздушная струя тёплая.
Звук [Ж] – согласный, твёрдый, звонкий. Губы «окошечком», язычок поднимем за верхние зубы, он круглый как «чашечка», боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосок звенит, между зубами маленькая щелочка, выдыхаемая воздушная струя тёплая.
4. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков на слух : игра «Хлопни – топни».
а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш] : [в], [ш], [м], [ж], [ш], [т], [ж], [ш], [к], [ш], [ф], [ш], [в], [м], [ш].
б) Топни, если услышишь, звук [ж] : [в], [ж], [м], [б], [ж], [т], [ш], [ж], [к], [ж], [ф], [ш], [в], [м], [ж].
в) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш] : ша, жо, жа, жо, ши, шу, жо, шу, кшо, кжо, шла, шва, мжу, мшу.
г) Топни, если услышишь слог со звуком [ж] : ша, жо, жа, жо, ши, шу, жо, шу, кшо, кжо, шла, шва, мжу, мшу.
5. Развитие речевого дыхания, голоса, звукоподражания : «Змея шипит», «Жук жужжит».
- Как шипит змея? Как жужжит жук?
6. Дифференциация в слогах. Произнести цепочку слогов в прямом и обратном порядке.
ша – ша – жа.
жо – жо – шо.
ши – жи – ши.
Ашо – ажо – ашо.
Ушу – ушу – ужу.
Уша – уша – ужа.
Кша – кша – кжа.
Мшо – мшо – мжо.
Шлу – шву – жву.
Игра «Запомни и повтори».
Жош – жуш - жиш.
Жеш – жиш – жош.
Жуш – жаш – жэш
Жиш – жэш – жуш.
7. Работа с буквами. Игра: «Какая буква следующая?».
Ш Ж Ш Ж Ш
Ж Ш Ж Ш Ж
Составление слогов с использованием пособия «Слоговые часы».
8. Подведение итога занятия.