Юлия Чистова
Творческий исследовательский проект «Наш дружок — живой песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23» комбинированного вида
г. Шуя Ивановской области.
Описание опыта работы воспитателя Чистовой Ю. В.
Слайд 1
Уважаемые коллеги, хочу познакомить вас с реализацией творческого исследовательского проекта «Наш дружок – Живой песок» на базе старшей группы №5 «Дружба» (2015-16 уч. год).
Публикация «Творческий исследовательский проект „Наш дружок — живой песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Слайд 2
ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т. е. познавательный интерес.
Слайд 3
Цель моей работы: способствовать развитию и активизации познавательного интереса детей 5-6 лет посредством моделирования на кинетическом песке.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
•расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра;
•формировать первичные представления о процессе моделирования;
•развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками;
•развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
•развивать у детей познавательные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
•способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
•воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
•воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Слайд 4
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
Слайд 5
Наиболее эффективно развитие познавательной активности старших дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как:
наблюдение;
экспериментирование;
исследовательская работа;
моделирование.
Слайд 6
Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Модель упрощает структуру оригинала, отвлекает от несущественного, она служит обобщенным отражением явления.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Слайд 7
Наиболее доступным материалом для моделирования является песок. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих целях.
Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Мой проект разработан для детей 5 - 6 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО, рассчитан на 1 учебный год (включает в себя 34 занятия). Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю (согласно названию тематической недели).
Слайд 8
Изучив теорию, я определила алгоритм проведения занятий с песком:
1. демонстрация песочницы;
2. демонстрация коллекции фигурок;
3. знакомство с правилами игр на песке;
4. формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия;
5. завершение занятия, обряд выхода.
Все занятия проводятся в форме сказки, развивающих игр и упражнений, творческих заданий, путешествий.
В своей работе я использую следующие формы организации деятельности с детьми: небольшие подгруппы детей с учётом уровня развития их познавательных интересов, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Изучив опыт работы Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Грабенко Т. М., я определила ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА ПЕСКЕ:
игры на знакомство с окружающим миром Слайд 9
географические игры Слайд 10
фантастические игры Слайд 11
игры-экскурсии по городу Слайд 12
исторические игры Слайд 13
Слайд 14
Для игр в песочнице большое значение имеет предметно-пространственная развивающая образовательная среда, в процессе работы с детьми я занималась и её обогащением.
Необходимое оборудование для организации игр на песке.
1. Песочница (40х35х8).
2. Кинетический песок.
3. Наборы миниатюрных предметов, игрушек, картинок, различных деталей, имитирующих растительный мир, можно использовать различные природные предметы: кристаллы, камни, куски дерева, металл, семена, перья: фигурки людей, животных (в том числе мифических) обитателей водного мира и т. д. Различные варианты жилища (домики, замки, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки, транспорт, посуду и т. д).
Слайд 15
Также проводится и работа с родителями:
проведено анкетирование на тему «Познавательные интересы ребёнка»;
разработаны и оформлены консультации на темы «Растим любознаек», «Игры с песком на развитие воображения, фантазии у детей старшего дошкольного возраста»;
оформлены памятки «Развитие любознательности ребёнка», «Как отвечать на детские вопросы»;
организовано родительское собрание-круглый стол «Растим любознаек»
Слайд 16
Неожиданным и приятным моментом для родителей в рамках круглого стола стал мастер-класс, где они выступили в роли создателей игр-моделирований, направленных на развитие познавательных интересов детей. Впоследствии, все модели были прокомментированы мною с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет. Работа с кинетическим песком вызвала в присутствующих поистине живой интерес.
Слайд 17
Свой опыт работы я распространяю: выступила на заседании методического объединения, рассказала о реализации творческо-исследовательского проекта «Наш дружок – Живой песок», поделилась с коллегами опытом работы на педагогическом часе.
Слайд 18
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
•повышение у воспитанников уровня развития внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения;
•развитие познавательных интересов, тактильной чувствительности, мелкой моторики рук старших дошкольников;
•личностное развитие детей и развитие их индивидуальных особенностей;
•формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками;
•совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.