Елена Семенова
Описание опыта работы «Ознакомление детей с миром природы в процессе познавательных игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме : «Ознакомление детей с миром природы в процессе познавательных игр и упражнений».
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным.
Публикация «Описание опыта работы „Ознакомление детей с миром природы в процессе познавательных игр и упражнений“» размещена в разделах
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – вот что вдохновило меня вести в своей группе кружок «Росток»».
Цель моей работы использование познавательных игр для формирования у дошкольников экологической культуры и определение эффективного сочетания их при использовании в практике работы. Именно благодаря поставленной цели у меня появилась возможность заинтересовать детей, сформировать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Задачи моей углубленной работы :
- создать необходимые условия для развития экологического сознания детей в процессе познавательных игр;
- способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;
- развивать у детей познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);
- привлекать детей к экологически ориентированной деятельности;
- обогащать личный опыт детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.
Для эффективной и планомерной работы работу по данной теме я строила поэтапно:
1. Этап - август, 2014г;
2. Этап - Основной (2014- 2015у. г.);
3. Этап - Заключительный – (2015-2016у. г.)
Я разработала рабочую программу кружка «Росток» и набрав в в сентябре 2014г. группу детей и обследовав ее, увидела, что дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А ведь дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе.
Для реализации программы кружка «Росток» мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде). Я старалась создать в группе необходимую предметно- развивающую среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в течении дня ребёнок вовлекался в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т. д.) У нас имеется специальный познавательный центр, где дети имеют возможность играть в настольно-печатные и дидактические игры, рассматривать иллюстрации, альбомы, наблюдать за ростом растений, заниматься продуктивной деятельностью. Форма работы с детьми были разнообразны и увлекательны. В первый год работы кружка «Росток» я придавала большое значение игровым технологиям: с желанием дети играют в игры «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?», «Времена года» и т. д. У детей развивается внимание, воображение, мышление, обогащаются знания об окружающем мире. В своей работе я использовала проектный метод. Был проведен проект: «Огород на подоконнике», проект направлен формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию лука в комнатных условиях, привитие детям практических навыков по формированию экологической культуры. С детьми играли в дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», разучивали с детьми стихи, отгадывали загадки, во время продуктивной деятельности лепили лук.
Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Был реализован проект «Ах, какая осень!». Проект направлен на расширение о обобщение знаний об осени, ее признаках и дарах, природных явлениях. С детьми проводились игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «С какого дерева листик?», «Чудесный мешочек», «Где что растет?». «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». С их помощью дети учились узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по определенным качествам. Я предлагала детям настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения». Свои впечатления дети отображали в рисунках, в изготовлении коллажа из листьев. Это дало возможность систематизировать знания детей : они научились видеть красоту природы, сформировалось представление о закономерностях в природном мире, обогатился словарь. На занятиях кружка я часто использовала художественную литературу. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание, радость, восторг: очень важно донести до детей смысл произведения. Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Проект «Птицы наши друзья!» был направлен на воспитание интереса у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. У детей расширился кругозор с помощью стихов, загадок, игр. Во время проведения НОД дети рисовали нетрадиционным способом «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».
Кормушки у нас на участке самой различной конструкции, все их сделали своими руками родителями.
Второй год работы кружка «Росток».
В средней группе задачи усложнились. Много внимания, я уделяла знакомству детей с неживой природой. Во время проведения НОД «Воздух вокруг нас» дети получили возможность познакомиться с воздухом, его качественными характеристиками (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
В дальнейшем мы уже с удовольствием включились в практические познавательные действия экспериментального характера с растениями, научились делать выводы и умозаключения.
НОД «Грибное царство». Дети с желанием учились различать съедобные и несъедобные грибы, с помощью игровых приемов уточнили название, место произрастания, строение грибов, играли в пальчиковую игру «За грибами» и помогли ежу слепить грибочки.
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.
Дети выступали на фестивале по дополнительному образованию «Радуга». Они показывали экологическую сказку «Лесная дружба», где обучались основам безопасного поведения в живой природе. У детей расширились представления детей о лекарственных растениях, они участвовали в инсценировке, танцевали, читали стихи.
Результаты педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по теме «Ознакомление детей с миром природы в процессе познавательных игр и упражнений».
2014-2015г 2015-2016г
Начало года Конец года Начало года Конец года
2,9 (73%) 3,3 (83%) 3,4 (85%) 3,9 (98%)
Я разработала перспективный план совместной работы с родителями. Они приняли участие в выставке «Дары осени», «Осенний вернисаж». Совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев. Провела интеллектуально – творческую игру «В гармонии с природой», где родители повысили свои знания в вопросах экологического воспитания. Привлекала родителей к дизайну участка. Уровень педагогической компетенции родителей по данной теме повысился и показал положительную динамику.
Вывод: Считаю, что работа по данному направлению дала положительные результаты, все поставленные задачи мною выполнены благодаря внедрению в работу с детьми познавательных игр и упражнений. У детей появилось желание любить и понимать природу, исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.