МААМ-картинки

Творческий отчет «Организация работы по приобщению детей к чтению художественной литературы»

Галина Сорокина
Творческий отчет «Организация работы по приобщению детей к чтению художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Обобщить и систематизировать знания о книге.

Формировать представление о прекрасном, уметь эмоционально реагировать на художественный образ, давать компетентную оценку поступкам и действиям героев.

Развивать нравственно-личностные качества детей.

Привлечь родителей к участию в воспитательно-бразовательном процессе детей.

Задачи:

диагностика;

анкетирование;

перспективное планирование на год;

экскурсии в книжный магазин, библиотеку;

подборка книг в библиотеки в группе;

с/р игра «Библиотека»;

с/р игра «Книжная больница»;

Публикация «Творческий отчет „Организация работы по приобщению детей к чтению художественной литературы“» размещена в разделах

изготовление книжек самоделок с родителями и взаимодействие с родителями.

Результат:

Дети способны устанавливать (временные, последовательные, причинные) связи в произведении, делают компетентную оценку поступкам и действиям героев, умеют выразить свое отношение к ним. С удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, применяют в сюжетно-ролевых играх, активно участвуют в литературных викторинах, драматизациях и инсценировках. Родители активно участвуют во всех мероприятиях группы, проявляют творчество и фантазию при выполнении домашних заданий, делятся опытом семейного чтения на родительских собраниях.

Я не мог бы просидеть Без книги и дня.

Как вода, как еда,

Как бальзам для меня,

Как источник тепла и света

Для меня удивительная Книга эта.

А. Барто.

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет (густой, на свет «божий» выползет как будто неизвестно откуда взявшееся плохое (В. А. Сухомлннский).

К СОЖАЛЕНИЮ, В НАШ ВЕК НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЛЬ КНИГИ ИЗМЕНИЛАСЬ, ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ СТАЛА ПАДАТЬ. ПО ДАННЫМ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, УМЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТИ ПРЕДПОЧИТАЮТ КНИГЕ ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ВИДЕОПРОДУКЦИЮ, КОМПЬЮТЕР. КАК РЕЗУЛЬТАТ, ШКОЛЬНИКИ НЕ ХОТЯТ, НЕ ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ.

Как утверждают специалисты, с одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему; например мультфильмам, может стать стимулом к прочтению книги после просмотра легче воспринимает-ся сложный книжный текст. С другой стороны, ребенок уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается читать книгу. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Дети, которые много смотрят телевизор, книгам предпочитают комиксы, у них отметается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.

Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения - все это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, сшнегли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего незначащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого так же зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связанно не только с грамотностью н образованностью. Она формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Одним из требований программы «Радуга» является чтение художественной литературы детям в течении дня не менее 30-40 минут. Проанализировав работу в своей группе я пришла к выводу: чтение художественной литературы, по мере возникновения желания у воспитателя или детей, не решает никаких воспитательных задач, а косит развлекательный характер. Анкетирование родителей воспитанников и диагностическое исследование детей так же показало неутешительные результаты: родители, в меру своей занятости, в большинстве случаев находят время для чтения книг детям лишь по выходным. Дети не умеют слушать, часто перебивают, затрудняются при ответе по содержанию произведения, нет интереса к чтению. Таким образом, определив проблему, я решила сделать чтение художественной литературы в своей группе преорктетным, то есть систематизировать. Я разработала систему мероприятий по ознакомлению детей с художественной литературой в средней и старшей группе (Приложение №1) и составила перспективный план по чтению художественной литературы для средней группы (Приложение №2).

По формированию у детей устойчивого интереса к художественной литературе я использую разные методы и приемы.

Методы:

Словесный.

Прием: чтение произведений; вопросы к детям по содержанию произведения; пересказ произведения; заучивать наизусть;

выразительное чтение; беседа по произведению; прослушивание аудио.

Практический

Прием: элементы инсценировки; игры - драматизации; дидактические игры; театрализованные игры; использование разных видов театра; игровая деятельность.

Наглядный

Прием: показ иллюстраций, картинок, игрушек; элементы инсценировки; движение пальцами, руками; схемы; просмотр видеофильмов, диафильмов; оформление выставки.

Вид педагогической запущенности: Нравственно - трудовая.

Педагогические цели:

1. Ценность труда

2. Как труд помогает сказочным героям решать сложные жизненные ситуации

3. Значение коллективного труда.

Сказка:

Теремок Жихарка Маша и медведи Мужик и медведь Крылатый, мохнатый да масляный Царевна-лягушка Зимовье зверей Золушка Мороз Иванович Семь Симеонов - семь работников

Основным методом формирования представлений о доброжелательных чувствах и отношениях являет-ся чтение и обсуждение фольклорных произведений. Эффектным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-нибудь метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение. В работе со старшими дошкольниками я не просто перечитываю уже знакомые им сказки, а стараюсь провести аналогию между ними и другими фольклорными формами. Поговорки и пословицы используются в работе с дошкольниками редко, но если им удастся провести аналогию между сказкой и пословицей, то смысл последней становится им доступным. Например: сказка «Колобок» - новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй и т. д.

Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.

Курочка ряба - Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть - в птицу превратиться.

Колобок - Новых друзей наживай, а старых не забывай; Доверяй, но проверяй.

Репка - Конец-делу венец; Мала капля, а большое дело делает.

Теремок - Сделав худо, не жди добра.

Волк и козлята - Страшись волка в овечьей шкуре.

Гуси-лебеди - Сумел ошибиться, сумей исправиться.

Снегурочка и лиса - Собака лисе не друг.

Кот, петух и лиса - Перья павлиньи, а мозги куриные.

Маша и медведь - Не сиди на печи, не жди калачи.

Заюшкина избушка - Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные; Кошке смех, а мышке слезы.

Бычок - смоляной бочок - Чужого не надо, а своего не отдам.

Зимовье зверей - Доброе дело не горит и не тонет; Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.

Жихарка - Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Лиса и журавль - Нет друга - ищи, нашел - береги.

Начиная со среднего возраста, всеми образовательными программами предусмотрено систематиче-ское проведение занятий по пересказу. Сказка служит прекрасным художественным материалом для него.

Я при чтении сказки использую иллюстрации, показ (ребенок показывает как ходит медведь, как прыгает зайка). Для лучшего запоминания текста на занятиях организую подвижные игры по теме сказки (конспект занятия по пересказу сказки «Маша и медведь» средняя группа).

В своей работе я широко использую малые фольклорные жанры как прием, побуждающий детей к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет, явление, число, буква); как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний; как игровой (занимательный) материала, отвечающий возрастным потребностям детей. Он помогает прививать ребенку навыки поведения в коллективе, а так же приобщать к народным традициям.

Для развития детского творчества в нашей группе создан театрализованный уголок с атрибутикой к драматизации произведений, часть которой изготовлена руками родителей. Готовясь к проведению утренников, мы инсценируем стихотворение или сказку и обязательно приглашаем зрителей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности трудно переоценить. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы помогают им учиться думать, анализировать, обобщать.

Для удобства работы над сказкой, обыгрывания стихотворения, я подбираю тексты в форме диалога, использую разные виды театра: настольный, пальчиковый, фланелеграф.

Например, дети с удовольствием читают по ролям отрывки из сказки К. Чуковского «Телефон», «Сказка о глупом мышонке», обыгрывают сказки «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка» и др. в кукольном настольном театре.

Дети моей группы участвовали в театрализованной постановке по сказке «Золушка», разучили и показали детям других групп нашего сада сказку «Урок для зайчишки».

В группе оформлен уголок чтения, где представлена литература соответственно возрасту детей, портрет писателя с творчеством которого знакомлю.

Также в уголке чтения я выставляю книги и фотографии о родном городе.

Создание «Книжной больницы» в группе помогает привить детям бережное отношение к книге. Мы с воспитанниками не только чиним книги в своей группе, но и помогаем малышам. Эта идея возникла после проведения занятий «Как книга к детям пришла» и «В мире книг». Благодаря этому в группе нет порванных книг, дети знают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

В уголке для родителей я помещаю статьи с рекомендациями о чтении художественной литературы детям.

Участие родителей в педагогическом процессе, включающее физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное развитие дошкольников, необходимо - они первые и главные свидетели роста и развития своих детей. Я приглашаю родителей на все праздники, театрализованные представления и другие мероприятия с участием детей, где они часто бывают не только зрителями, но и участниками.

Очень интересными являются выставки совместного творчества родителей и детей. Мы оформили выставку «Рисуем сказку всей семьей», книг-самоделок по сказкам. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети с родителями придумали сами. Презентация этих книг была проведена в группе.

Публикации по теме:

Планирование целевых прогулок с детьми младшего дошкольного возраста с марта по май Планирование целевых прогулок. месяц тема цель Интеграция оо март Благоустройство города Уточнить представления детей о малой родине. Формировать.

Проект «Любимые сказки С. Я. Маршака» К сожалению, в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Уже в дошкольном возрасте предпочитают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет «Организация работы по приобщению детей к чтению художественной литературы»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 22:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий отчет «Организация работы по приобщению детей к чтению художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сорокина (УИ 247370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД