Папки-передвижки

Творческий отчет «Обучение музыкально-ритмическим движениям детей с нарушением зрения»

Альбина Андросова
Творческий отчет «Обучение музыкально-ритмическим движениям детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение музыкально-ритмическим движениям детей с нарушением зрения

В специализированном ДОУ я работаю с 1999 года и пришла к очень простой истине: самое важное – создать психологический комфорт, атмосферу радости. Для себя я сразу определила позицию в общении с детьми: педагог – партнер. Отношения с детьми строю всегда на основе сотрудничества, уважения личности ребенка. Предоставляю ему свободу развития в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями.

Публикация «Творческий отчет „Обучение музыкально-ритмическим движениям детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

Работа с детьми, имеющими какие – либо нарушения зрения, вызывает определенные трудности. На фоне зрительной патологии возникают следующие недостатки, которые приходиться учитывать в процессе занятий. Это: скованность движений. Малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства – это у одних, а у других наоборот – сильная расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и у других – аритмичность двигательных актов, трудности зрительно пространственной ориентировки. И в том, и в другом случае дети возбудимы, эмоционально ранимы, часто плаксивы и не могут управлять своими чувствами.

Все это объясняется тем, что зрительный, слуховой и речедвигательный центр коры головного мозга находятся в одной зоне, и сигналы, поступающие в эти центры, пересекаются и воздействуют друг на друга как положительно, так и отрицательно (при патологии одного или нескольких центров.)

Поэтому я должна знать методику развития музыкальных способностей здорового ребенка и изучить индивидуальные способности патологии каждого ребенка. Всесторонняя диагностика детей с нарушением зрения помогает мне увидеть все отстающие от нормы компоненты музыкального и эмоционально - психологического развития. Всесторонняя диагностика включает в себя: медицинскую (проводят офтальмолог, педиатр, психоневролог и т. д., психолого – педагогическую (проводят тифлопедагог, психолог, логопед). А для этого я постоянно контактирую с лечащим врачом – офтальмологом, тифлопедагогом и воспитателем, чтобы следить за динамикой развития проблемного ребенка.

Я считаю своей главной задачей – это создание на музыкальных занятиях условий эмоционального комфорта. Только с помощью всех видов музыкальной деятельности, можно развить эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость. И поэтому я стараюсь быть артистичной, увлекаю детей собственным примером, чутко реагирую на состояние детей, вовремя переключаясь с одного вида музыкальной деятельности на другой. Хочу подчеркнуть, что темп ведения занятия зависит от особенностей восприятия детей. Я поняла, что при слишком быстром темпе дети не успевают понять, чего же от них хотят, а при затягивании занятия – утомляются и теряют к нему интерес. Поэтому речь педагога должна быть четкой, небыстрой, выразительной. Задачи ставлю точно, коротко и ясно, чтобы дети успевали их понять.

Музыкально – ритмические движения, песни, игры, хороводы позволяют детям со зрительной патологией преодолевать трудности зрительно – пространственной ориентировки, некоординированность двигательных упражнений, аритмичность и гиподинамию.

Одни из видов музыкальной деятельности, в нашем детском саду, являются музыкально – ритмические движения. Они доступны нашим детям, хотя и воспринимаются ими гораздо труднее.

Обучать детей музыкально – ритмическим движениям нужно систематично и последовательно.

Знакомство с упражнениями, танцами, хороводами и играми провожу как на музыкальных занятиях, уделяя тому 5-7 минут, так и вовремя индивидуальной работы с детьми (вне занятий).

Вместе с воспитателем и тифлопедагогом стараемся применять разнообразные методические приемы : показ мною исполнения упражнения или танца, пояснения и указания детям во время их исполнения, неоднократные повторения отдельных «трудных «мест, использование музыкально – дидактических игр, слушание музыки в магнитофонной аудио записи, показ иллюстраций, игрушек и т. д.

Обучения детей музыкально – ритмическим движениям в процессе занятия требует немало времени, поэтому я пересмотрела плотность занятия, тщательно продумала его проведения.

Готовлюсь к занятию заранее : раскладываю атрибуты, подбираю кассеты.

Задание стараюсь объяснить четко и кратко.

Обучать детей музыкально – ритмическим движениям начинаю с младшей группы. Учу двигаться в соответствии с ярко выражены характером музыки (марш, пляска, изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко – тихо, реагировать на двухчастную форму. Для этого использую различные игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей, побуждают к активности.

На каждом занятии стараюсь создать у детей радостное настроение от общения с музыкой. В гости к ребятам может прийти медвежонок. Поздороваться с детьми и четко проговорить свое имя, затем проговорить еще раз и одновременно хлопать в ладоши. Медвежонку это нравиться, и он просит всех детей прохлопать его имя.

На следующем занятии предлагаю детям отправится в лес к лесным жителям. А там веселятся и играют самые разные звери: «Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?». Дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения : медведь. Зайчики, лиса и т. д.

К концу года задачу усложняю. Предлагаю детям станцевать, «превратившись в каких – либо зверей. В качестве таких танцев использую композиции А. И. Бурениной (из сборника Ритмическая мозаика») : «Плюшевый медвежонок», «Зайчик», «Белочка» и т. п.

Таким образом, я считаю, для детей младшего возраста очень ценными являются имитационные движения, которые помогают в работе над выразительностью движения, над эмоциональной насыщенностью образа.

В музыкально – ритмических движениях дети осваивают отдельные виды движений : шаг, бег, прыжки, кружения и т. д.

В начале года учу малышей ходьбе друг за другом. Для этого надо уметь правильно поставить их. Если ребенку прописана акклюзия (заклейка) на один глаз, его необходимо поставить так, чтобы другим глазом он мог охватить максимальное пространство зала. Впереди надо ставить ребенка более зрячего, следом за ним менее зрячего и т. д., независимо от того, какого роста дети. Поскольку таким детям очень трудно ориентироваться в пространстве. Использую различные ориентиры (они должны обязательно отличаться ярким цветом и большим размером). Характер движений в вводной ходьбе часто меняю (ходьба с высоким подъемом колена, спокойная ходьба и переход на легкий бег). Чтобы поддерживать интерес к обучению ходьбы друг за другом, звучащие в начале и в конце занятия марши, очень часто меняю, так как, считаю, что постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.

Для того, чтобы научить детей плясать в парах, передавать в движениях двухчастный характер мелодии пляски, использую с детьми специальные упражнения на развитие мелкой моторики рук, формирование микроориентировки («Кулачки», «Ладушки – ладошки» и др.) Упражнения провожу в показе. Для этого использую, зеркальный показ.

Для развития эмоциональной отзывчивости у малышей использовала максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листья, снежные комочки, колокольчики, погремушки и т. д.

Немало важен в работе с детьми и качественный музыкально – ритмический репертуар. В основном это русский народный фольклор, «золотой» фонд классической музыки. Опираясь а программный репертуар, включаю в музыкальные занятия и новые произведения. Отличающиеся строгой формой, легким запоминанием, понятной фразировкой, доступным исполнением и восприятием.

В средней группе в начале года закрепляю навыки, полученные детьми в младшей группе, затем задания усложняла. В этом возрасте дети могут самостоятельно выполнять композиции музыкально – двигательных образов, умеют перевоплощаться в различных персонажей, передавая особенности их пластики и движений.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть, поэтому свои занятия я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…». и т. п.

В работу с детьми включала игры со звучащими предметами, которые помогали им лучше развить чувство ритма, различать и самостоятельно воспроизводить звуки разной силы и окраски. На занятии предлагаю детям позвенеть погремушкой то громко, то тихо, поиграть на бубне, как идет медведь, как прыгает заяц, в в музыкально – дидактической игре «Медведь и зайчики» предлагаю самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки.

Для ознакомления детей с динамикой звука проводила игру «Кот и мыши». Сначала в роли Кота был воспитатель, чтобы привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Спустя несколько занятий предлагаю быть котом кому – нибудь из детей. Но не все дети сразу справлялись с этим заданием. Приходилось работать индивидуально, потому что я считаю, именно такие занятия развивают музыкально – ритмическое чувство.

К концу средней группы дети уже чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому, активно включаю в занятия различные упражнения, танцы, хороводы и игры, которые помогают детям отработать в игровой форме технику исполнения танцевальных движений.

В старшей группе движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Учу детей выполнять более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, хлопки, притопы и т. д.). Я заметила, что многие игры со словом помогают отрабатывать отдельные танцевальные движения. Как правило, детям с глазной патологией сложно выполнять несколько действий сразу. Например, если они изображают летающих птиц, то следя за легким бегом, они часто упускают из виду движения рук – крыльев. Если будут следить за руками, то, скорее, перейдут на шаг. Если дети идут в хороводе и поют, то чаще, их хороводный шаг не будет попадать в ритм музыки. Поэтому я включаю в муз. занятия часто хороводы, игры со словом и упражнения – разминки, помогающие решить эту задачу.

Большую пользу принесли такие игровые упражнения – разминки, как «Прогулка», «Овощи» (поочередное выполнение движений взрослого и ребенка, солистами и всей группы). Внесение игровых моментов в музыкально – ритмических движениях, на мой взгляд, улучшает не только качество музыкально – ритмических движений, но и создает у детей соответствующее настроение, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность. Главная задача игрового момента - участие всех детей в творческом процессе. И неважно правильно выполнено задание ребенком или нет, главное – участие. Это особенно необходимо для детей, имеющих слабые физические или музыкальные данные. Я считаю, что именно эти приемы помогают детям старшей группы активизировать внутренний слух и развивать творческое начало.

Для развития у наших детей ориентировки в пространстве применяю крупные предметы, которые являются ярким ориентиром для слабовидящих детей и помогают им осознать местоположение и направление движения каждого ребенка (обруч, гимнастические палки, детский стул, крупная игрушка и т. д.). Учитывая уровень развития и возможности каждой группы детей, обязательно включаю в занятие музыкальные упражнения с предметами. Они всегда вызывают интерес у детей. Меняя предметы в упражнениях, добиваюсь развития двигательных навыков.

В подготовительной группе продолжила работу над музыкально – ритмическими движениями. В этом возрасте дети уже способны к целостному восприятию музыкального образа, различению наиболее ярких средств «музыкального языка», что позволяет им выразительно и ритмично передавать характер музыки, изменять характер движения в соответствии с формой произведения, его частями, музыкальными фразами.

Для того, чтобы развивать и совершенствовать эти навыки, использовала в своей работе следующие методические приемы: слушание музыки и беседы о ней, словесные описания музыкальных образов; подбор стихов, сказок, помогающих интепретировать музыкальный образ; пластические импровизации детей, «пробы» без показа педагога.

Здесь особое внимание уделяла освоению образно – игровых движений, с помощью которых закреплялись двигательные качества: пластичность, ловкость, плавность движений. Совершенствовалась не только выразительность движений, но и легкость, точность их исполнения, координация. В этом хорошо помогают такие игровые упражнения и этюды, как «Белочка», «Мячи» (тренировка легкости прыжков); «Лисичка», «Котик» (мягкая, пружинящая ходьба); «Медведь» (ходьба вперевалочку, ходьба на четвереньках, перекаты с боку на бок, лежа на полу и обхватив колени); «Мурлыка» (развитие гибкости спины) и т. д.

Приучая детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпонимента, использовала такие методические приемы, как словесные указания, зрительные сигналы (карточки – символы, плоскостные предметы) и др.

Чтобы активизировать двигательный опыт и фантазию детей, учила их импровизировать в плясках, предлагая такие игровые и конкурсные задания, как «Мальчики и девочки», «Давайте все делать, как я», «Волшебный ковер». Причем первые попытки проводила в авторстве с воспитателем, а затем предлагала детям собственные самостоятельные пробы. Но не все дети справлялись с такими заданиями. Для облегчения выполнения таких заданий включаю дидактические игры «Учитель танцев» (определить танцевальный жанр по музыкальному фрагменту, изображенному на карточке (полька, вальс, русская пляска); «Озорные ножки» (игра со словом) и т. д.

Такие танцевальные импровизации часто специально ввожу в русскую пляску на утренниках (с персонажем, как самостоятельное творчество детей).

Помимо упражнений, для развития у детей с нарушением зрения пластичности и координации движений с музыкой, включаю танцы : парные, пляски, хороводы, сюжетные, национальные, характерные танцы. При выборе танцевальной композиции отдаю предпочтение произведениям с сюжетной линией, стараюсь привнести игровой момент в разучивание танцевальных движений. В зависимости от возраста и возможности детей, ставлю парные бальные танцы (польку, вальс, менуэт и т. д.). Строю эти танцы на знакомых и доступных основных движениях (ходьба, бег, поскоки, ритмические хлопки, прыжки, притопы, боковой галоп и др., иногда с использованием элементов народных плясок (полуприсядка, «ковырялочка» и т. д.).

Парные танцы с детьми, у которых различная патология зрения, использовать довольно сложно : они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с нарушением зрения часто выполняют такие движения (например, поскоки) каждый в своем темпе. Например, при разучивании танца «Полька» используются поскоки с которыми справлялись все дети, кроме Игоря. Здесь использую индивидуальный подход. Встав с ним в одну пару и занимаясь не одно индивидуальное занятие, все – таки добилась положительного результата. Хочу заметить, что у Игоря, помимо зрительной патологии, присутствует такое серьезное заболевание как ДЦП. Результатом кропотливой работы стало выступление ребенка на утреннике, посвященном выпуску в школу, где Игорь и его партнерша буквально взорвали зал аплодисментами.

В процессе постановки парных танцев, я считаю, что в мальчиках воспитываются мужские качества : мужественность, смелость, уверенность, а в девочках культивируется женское начало : нежность, грациозность, женственность, красота. Примерами таких танцев могут служить композиции Р. Борисовой «Приглашение», «Хоровод дружбы», «Менуэт». Которые использовались мною на протяжении многих лет работы с детьми.

В своей работе часто разучиваю по подгруппам с детьми образные танцы (петрушек, гномов, цветов, матрешек и многие другие).

Большое значение придаю приобщению детей к многонациональной культуре и традициям нашей страны, республики, через народные игры, хороводы и танцы (русские, осетинские, украинские и т. д.)

Помимо этого обучаю детей приемам образного перевоплощения в танцевальных спектаклях («Колобок», «Теремок» и многие другие). В качестве подготовки к ним предлагаю детям некоторые этюды, в которых дети представляли себя в определенном образе.

Детям ставила задачу – исполнить танцевальные движения в характере того или иного образа. Стараясь придать им то медвежью тяжеловесность и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество и т. п. Затем вместе с детьми- зрителями анализировались эти сольные выступления, давалась оценка качества движений, подчёркивались удачные находки детей. После распределения ролей готовили спектакль в целости и показывали малышам во время развлечений. С целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений широко использую игрушки, атрибуты, элементы костюмов, шумовые музыкальные инструменты.

Руководствуясь общей заповедью педагога «Не навреди «, во время занятий осуществляю постоянный контроль за самочувствием детей. Поэтому ритмические композиции часто для отработки включаем фрагментарно в утреннюю гимнастику и физические занятия.

Большую помощь в работе мне оказывают воспитатели и тифлопедагоги, они активно участвуют в проведении утренников и развлечений, помогают в решении организационных вопросах. Педагогам предлагаю использовать ритмические композиции на различных занятиях, не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей, но и как тренинг психических процессов – внимание, памяти, воли, фантазии, а также как средство расслабления.

Например, на занятии по экспериментированию со снегом была использована инсценировка «На дворе метели студеные» на музыке Вихарёвой Г., а в комплексном занятии «Что за птица попугай?» в качестве физкультминутки была проведена разминка «Птичьи превращения» на музыке Е. Рыбкина. «Упражнения с листьями», «Танец снежинок и метели», «Танец с цветами» использовались воспитателями в комплексных и тематических занятиях.

Хочется отметить роль родителей в музыкальной жизни своих детей. Я активно привлекаю их к участию в праздниках. Например : в аттракционах, сценах, танцах, отгадывают загадки, загаданные детьми. После таких мероприятий дети с большим желанием занимаются на музыкальных занятиях.

В результате работы по обучению детей музыкально-ритмическим движениям добилась определённых результатов. К концу подготовительной группы дети стали проявлять интерес и потребность к музыкально- двигательным занятиям, освоили необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а так же различные имитационные движения : у них сформировались основы культуры движения, красивая осанка.

Более совершенным стало чувство ритма, они стали понимать ориентировку себя (направо, налево, вперёд, назад). Они научились хорошо ориентироваться в пространстве зала и выполнять различные перестроения : в шеренгу, в колонку, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т. д.

У них проявляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремлённость, желание показать свои достижения зрителям.

Они спокойно и свободно научились себя вести на сцене. Доказательство тому ежегодный районный конкурс «Весёлые нотки», и «Театральная мозаика» в котором наши дети не только участвуют, но и каждый год становятся лауреатом этого конкурса.

Многие наши воспитанники продолжают своё музыкальное образование в музыкальных школах и центрах дополнительного образования. Вместе со своими педагогами приходят к нам в конце года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.

Возможно, музыка в будущем станет профессией их. И, без сомнения, я должна стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, выходя из нашего учреждения в жизнь, находил для себя в музыке «опору и утешение» (П. И. Чайковский).

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для детей с нарушением зрения «Веселая карусель»Дидактическое пособие для детей с нарушением зрения «Веселая карусель» НАЗНАЧЕНИЕ:Данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с нарушением зрения, а также.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зренияФормирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения В нашей средней группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с нарушением зрения в соответствии с образовательной.

Игра «Домино «Найди пару» для детей 4–6 лет с нарушением зренияИгра «Домино «Найди пару» для детей 4–6 лет с нарушением зрения Домино "НАЙДИ ПАРУ" для детей 4-6 лет. Цель: развитие зрительного восприятия детей. Задачи: - развивать умение детей узнавать предметы,.

Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период.

Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения низкая заинтересованность в игре, в связи с неполным и неточным.

Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения Труд является одним из универсальных средств приобщения.

Праздник для детей подготовительной группы с нарушением зрения «Космическое путешествие»Праздник для детей подготовительной группы с нарушением зрения «Космическое путешествие» МБДОУ № 99, г. Миасс, Челябинской области. Воспитатели: Борисова Н. В., Земкова Е. В., Музыкальный руководитель: Косарева Н. Б. Ведущий:.

Праздник в подготовительной группе (для детей с нарушением зрения) «Моя семья».Праздник в подготовительной группе (для детей с нарушением зрения) «Моя семья». Праздник в подготовительной группе (для детей с нарушением зрения) «Моя семья». МБДОУ № 99, г. Миасс Воспитатели: Земскова Е. В., Борисова.

Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения» Проект Тема: Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения Участники проекта: Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы,.

Экологический праздник в детском саду для детей с нарушением зренияЭкологический праздник в детском саду для детей с нарушением зрения У детей в нашем дошкольном учреждении не полное восприятие окружающего мира, т. к. они имеют различные нарушения зрения, которые влекут за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет «Обучение музыкально-ритмическим движениям детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 16 сентября 2016 в 16:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий отчет «Обучение музыкально-ритмическим движениям детей с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Андросова (УИ 395260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД