Получи документы

Творческий отчет по педагогической теме «Воспитание нравственности у дошкольников с помощью литературных героев»

Юлия Адамова
Творческий отчет по педагогической теме «Воспитание нравственности у дошкольников с помощью литературных героев»

Вашему вниманию представляю творческий отчет по педагогической теме “ Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста через литературных героев”.

Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

В современном обществе утеряны общие цели, отсюда происходит утрата целостности гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей.

Публикация «Творческий отчет по педагогической теме „Воспитание нравственности у дошкольников с помощью литературных героев“» размещена в разделах

В ФГОС ДО от 17 октября 2013 г., утверждённых приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 обозначено: (слайд №5)

В начале работы я поставила цель: (слайд №6)

Создание условий для формирования у детей нравственных качеств через целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение.

Для себя я определила задачи: (слайд №7)

Для реализации работы по теме я определила воспитательно-образовательные задачи : (слайд №8)

Прогнозируемый результат (слайд №9)

Работая по данной схеме, ожидала увидеть в детях такие качества как: доброта, сострадание, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, нетерпимость к злу.

Для осуществления работы я придерживалась таких принципов: (слайд №10)

систематичность работы по воспитанию нравственных качеств;

взаимосвязь с занятиями по развитию речи, познавательному развитию, музыкальному воспитанию, изодеятельности, игровой и свободной деятельности детей и др. ;

сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей;

В процессе работы над темой я использовала средства: (слайд №11)

Я использовала формы организации деятельности детей: (слайд №11-16)

Перспективные планы по нравственному воспитанию я построила по тематическим разделам:

«Семья» «Мальчики и девочки» «Бережное отношение к природе» «Заботливость» «Трудолюбие»

«Доброжелательность»

Вся работа по нравственному воспитанию велась мною по ступеням роста и формированию опыта детей от простого к сложному, то есть от простейших сказок к более сложным сказкам, рассказам авторским произведениям, в которых рассматривались конкретные ситуации, возникающие между героями художественной литературы.

Чтение художественной литературы сопровождало показом наглядного материала. Книги подбирала выразительные, яркие, это позволяет более глубоко воздействовать на чувства ребенка.

Дети стали активны в беседах по содержанию произведения и оценках поступков героев книг.

Чувство сопереживания, ответственности за свои поступки, желание помочь другим детям.

Герои произведений вызывали у детей сочувствия к себе,помогали в проявлении в самых простых формах чувство долга,уважения к родителям.

В общении с детьми старалась использовать игровой персонаж в сюрпризных моментах (Незнайка, Карлсон, Буратино, животные, «волшебную палочку», «волшебную шкатулку».

Большое значение на ребенка оказывает развивающая среда. Старалась создать радостную, содержательную обстановку, разнообразить предметно-развивающую среду. Ведь не даром говорится: воспитывает и развивает детей то, что его окружает.

В группе в традицию вошло проведение сладких вечеров, дней именинников, чаепития. Что послужило проявлению уважения детей друг к другу, сплачивало их, формировались навыки культуры поведения за столом, культуры общения, доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникали на почве обладания игрушками. Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей являлась словесная агрессия: «дразнилки», «обзывалки».

Вместе с детьми мы выучили «мирилки». Дети стали использовать их для улаживания конфликтов, примирения после ссор. Мы сделали вывод: с помощью «мирилок» дети быстрее забывают о ссоре, чем после нравоучительных бесед, осуждения поступков ребенка.

В решении этих задач очень важна художественная литература. Я читала детям рассказы: Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, стихотворения С. Михалкова.

Дети учились объективно и аргументированно оценивать поведение литературных героев, эти оценки переносить в жизнь. Дети говорили, думали, осмысляли, высказывались.

В течении дня неоднократно создавала искусственные ситуации, в которых дети должны показать свои знания о правилах поведения.

Использовала игры по методике телефонного разговора, затем включала диалог в сюжетно-ролевую игру.

В свой речи использовала народный фольклор: потешки, пословицы, поговорки о труде, добре и зле, жадности и побуждала использовать его в речи.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Старалась создавать атмосферу доброжелательности, доверия и любви, проявляла постоянную заботу, внимание к детям, помогала при затруднениях, обращалась спокойным тоном, вежливо, показывала справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего, к детям.

Режимные процессы – организация быта, повседневная жизнь детей – предоставляли мне благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Мы составили сборник «Художественное слово в режимных моментах» и используем его в работе с детьми.

Я уделяла больше внимания формированию у детей волевых качеств: усидчивость на занятии, умение уступать, выслушивать до конца собеседника. Всегда старалась добиваться результативности в своей работе, ставя перед собой конкретные цели.

Дети знакомились с произведениями А. С. Пушкина, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского, В. Осеевой, русскими народными и зарубежными сказками.

С детьми мы часто выходили за пределы детского сада: в музей «Хансэ», кинотеатр «Луч», экскурсии на почту, в школу, в библиотеку, в пожарную часть, организовали встречи с интересными людьми, где можно было увидеть, как дети соблюдают правила поведения в общественных местах, культуру поведения и речи, этикет. Часто проводились праздники и развлечения, посиделки, новоселье группы.

К концу дошкольного периода я наблюдала : конфликтных ситуаций стало намного меньше. Анализ поведения героев художественных произведений, поведения и поступков других детей привел к положительным результатам.

Дети делились между собой, самостоятельно решали споры, договаривались с товарищами, охотно помогали друг другу и взрослым, учились быть хозяевами группы, следили за порядком. У детей начали формироваться такие черты характера, как отзывчивость, дружелюбие, взаимопомощь. Улучшились взаимоотношения между детьми, уменьшилось количество конфликтов, снизилась агрессивность некоторых детей.

Воспитание культуры поведения у дошкольников не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье. Основной целью взаимодействия детского сада с семьёй является гуманизация отношений между детьми, родителями и педагогами. Роль семьи в развитии ребёнка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребёнок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения.

Одной из эффективных и интересных форм взаимодействия, которая была предложена на первом родительском собрании в младшей группе, это организация семейных клубов по интересам. Родители записались в такие клубы как: «Спортсмены», «Художники», «Мастера на все руки», «Артисты», «Редколлегия». Это помогло эффективнее организовать работу с родителями.

Старалась творчески относиться к сотрудничеству с родителями, используя собрания – встречи, проходящие в разных формах: «Семейные гостиные», «Вечер вопросов и ответов», «Круглый стол с острыми углами» Это способствует повышению гибкости родительской позиции, настраивает их на пересмотр привычных способов взаимодействия с ребёнком, позволяет из пассивных наблюдателей сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Родители с интересом участвуют в родительских собраниях. В работе с родителями использовала индивидуальные беседы, консультации, памятки.

Большой отклик у родителей вызывает оформление фотовыставки, детских работ, видео интервью, аудиозаписи высказываний детей. Осведомлённость родителей является базовой мотивацией к тесному сотрудничеству, родители видят работу педагогов.

Родители приняли активное участие в жизни группы и оформлении развивающей среды: творчески подходят к практическим заданиям, делают поделки к выставкам и конкурсам, помогают подготовить дидактический материал к занятиям, дидактическим играм, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, пополняют экспонатами мини-музеи, приносят книги, энциклопедии, атласы, хрестоматии для «Полочки умных книг» (по программе «Радуга»). «Полочку красоты» пополняют предметами искусства, экспонатами народных промыслов. Участвуют в создании макетов, фризов, коллажей.

Совместно с родителями выходили на природу в парк весной, осенью. Родители помогли организовать летом экскурсию в пожарную часть.

Родители участвовали в благоустройстве группы, участка, постройке снежного городка зимой, озеленении группы и участка, оформляли стенгазеты. Периодически выходит групповая газета “Улыбка”, где освещаются новости из жизни детского сада и группы

Совместно с родителями создали проект «Мир птиц», который на окружном конкурсе «Спасти и сохранить» занял 3 место, проект “Игрушки деревянные - любимые, желанные”. В этом учебном году мы запланировали проект «Встречи с интересными людьми», который поддержали родители. Будут организованы экскурсии в больницу, в парикмахерскую, родители расскажут о своих профессиях.

Уже шестой год в группе ведется Экран добрых дел, где смайликами (символом нашей группы “Улыбка”) обозначаются добрые дела родителей, это служит своеобразным стимулом и мотивацией для участия родителей в жизни группы. Родители могут определить процент своего участия, видят результаты совместной деятельности.

В рамках инновационной деятельности большое внимание уделяется созданию информационной среды и информационного обеспечения, результатом чего стало создание сайта детского сада страницы группы на этом сайте. На сайте родители могут узнать о конкурсах, выставках и других мероприятиях, проводимых в детском саду.

Публикации по теме:

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет по педагогической теме «Воспитание нравственности у дошкольников с помощью литературных героев»
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 11:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД