Динара Гибадуллина
Творческий отчет по теме «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Родное слово является основой
Всякого умственного развития
И сокровищницей всех знаний»
К. Д. Ушинский
С каждым годом растет число детей имеющих отклонение в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит.
Публикация «Творческий отчет по теме „Развитие связной речи у старших дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре.
В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной А. П. Усовой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога. В связи с этим, большое значение приобретает своевременная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретении им учебных знаний, так необходимых к школе. Анализ диагностических данных послужили основанием развития связной речи старших дошкольников, а так как ведущий вид деятельности дошкольника – игра. А в игре ребенок познает, общается, развивается. Поэтому сформировала свою тему так: «Развитие связной речи у старших дошкольников, посредствам дидактических игр».
Для себя определила основную цель: формирование навыков построения связных диалогических и монологических высказываний. Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Усвоение норм построения связного развернутого высказывания.
2. Формирование лексико – грамматического оформления связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
3. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов, тесно связанных с формированием устного речевого общения.
На начальном этапе свою работу начала с совместном рассказывании, планировала такой прием «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».
Например: Я начинаю рассказ «Выпал первый снег…», а дети продолжают.
В процессе обучения планированию высказываний показывала сюжетные картинки, называя начало предложения, подсказывала последовательность, способы связи («Жила- была кошка. Однажды она. А навстречу ей»). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Например: «Что пропустили?» расположена серия картинок, одна закрыта. Детям дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название.
Далее при формировании связной речи я давала свой образец рассказа – это короткое живое описание предмета или изложение, какого – либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае я использовала прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовала игры «Магазин игрушек», «Расскажи, какой?», «Угадай кто?»
Например: игра «Реклама», одному из участников завязывают глаза, он должен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен описать предмет не называя его. В качестве наглядной опоры предлагала детям «План – схему» с целью усложнения игры стала использовать загадки – описания. Так, сначала дети отгадывали загадки, а затем составляют загадки описания. Здесь побуждала детей использовать схему самостоятельно.
Далее продолжается работа по развитию умения составлять рассказ по картине. Постепенно дети приучаются составлять рассказы без опоры на план схему. Здесь я пользуюсь словесными играми. Например: «Подберем красивые слова»
После того как дети усвоили структуру сюжетного повествования, научились понимать и оперировать план - схемами, знать композицию повествования и описания, переходим к следующему этапу работы – творческому виду рассказывания – это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть связный, логически последовательный рассказ. Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, описание – загадки.
Особая роль в развитии связной речи отводится играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В игру «Сказочники» использовала различные виды театра, вместе с детьми сочиняли уже новые сказки. Благодаря систематическому использованию игры – драматизации у детей стал богаче словарь, дети меньше допускают грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений.
На развитие связной речи ребенка - дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. В речевом уголке в достаточном количестве игровой, наглядный и дидактический материал : рассказы Чарушина, Сутеева, Пришвина, картинки для составления рассказов (Нищевой, кукольный, пальчиковый и настольные театры - для разыгрывания небольших сюжетов, альбомы по развитию речи. Материал пополняется, обновляется, вызывая живой интерес детей.
Опыт работы дошкольного воспитания, показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы педагогов и родителей. Для оказания методической помощи педагогам были предложены консультации. Для работы с родителями были разработаны консультации, памятки. В индивидуальной беседе старалась тактично и ненавязчиво объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Родителям на дом давала дидактические игры, для закрепления связной речи у детей. Так же советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, играть в словесные игры.
В результате совместной работы связная речь воспитанников стала грамматически правильная, расширился их словарный запас, дети свободно пользовались структурой сюжетного повествования. Речь стала логична и последовательна. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственному жанру средствами выразительностями и знаниями об особенностях сюжета, безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями. Дети стали внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.
Для меня важно, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат работы, который отражается в диагностике.
При работе над этой темой, остается важная проблема: контроль родителей над связными высказываниями детей дома.