Валентина Киселева
Творческий отчет «Эмоциональное развитие детей 4–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
. Поделись улыбою своей,
И она еще не раз к тебе вернется.
М. Пляцковский
«Все мы вышли из детства» - сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но, почему же тогда нам, взрослым, так трудно понять ребёнка, понять его чувства, осознать его реальные возможности? Вопрос остаётся открытым…
Проблему эмоционального развития осветили многие учёные (Рогов Е. И. ,Скрипкина Т. П., Запорожец А. В., Гамезо М. В., Додонов Б. И. и другие, каждый из которых, внёс свою лепту для приближения разрешения этой важной на сегодняшний день проблемы.
Публикация «Творческий отчет „Эмоциональное развитие детей 4–6 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность:
Актуальность темы заключается в том, что гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и глубоко общественное значение.
Данная проблема привлекательна как в теоретическом, так и в практическом смысле.
Изучение и развитие эмоций у ребёнка, по мнению А. В. Запорожца, имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, людям.
Новизна:
Новизна работы по социально-эмоциональному развитию заключается во взаимодействие всех участников образовательного процесса, ориентированных на социально – эмоциональное благополучие ребенка.
Эмоции и чувства в чем их различие? Эмоции и чувства — понятия синонемичные, но неравнозначные.
Чувство — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности.
Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент.
Очевидно, что большинство авторов формируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Но все они сходятся во мнении, что эмоции —это определённые переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни.
В последние время наблюдается рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, который приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Основным направлением моей работы, как педагога-психолога является – подготовка детей к обучению в школе, помочь им легко и безболезненно влиться в новый коллектив, т. е. адаптироваться без психоэмоциональных перегрузок и стресса. Для этого необходимо наличие у ребенка таких интегративных качеств, как:
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и детьми;
- любознательный, активный.
Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, я поняла, что необходима целенаправленная и организованная работа, которая не только обогатит эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчит недостатки в их эмоционально - личностном развитии.
Психологи считают, что дошкольный возраст самый благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей.
Исходя из выше сказанного, изучив литературу по данному вопросу я решила обратить на эту проблему особое внимание и выбрала тему для самообразования: «Эмоциональное развитие детей 4-6 лет» для более тщательного изучения.
Перед собой я поставила цель: разработать и апробировать систему работы по коррекции и развитию эмоционально сферы детей 4-6 лет.
Для реализации поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по эмоционально-личностному развитию детей дошкольного возраста;
2. Описать особенности эмоциональной сферы дошкольников;
3. Провести диагностику эмоциональной сферы детей;
4. Разработать и внедрить систему занятий для детей по эмоциональному развитию;
5. Осуществить психопрофилактическую, просветительскую и консультативную работу с родителями воспитанников и педагогами;
6. Изучить эффективность использования данной системы в работе с детьми, путем сравнения результатов диагностики до и после занятий в группе.
Все занятия провожу в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя. Кроме того, музыка является терапевтическим средством воздействия. Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии.
Во время занятий провожу чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала.
В группах проводились выставки детских рисунков «Самый добрый человек», «Мой страх».
Также я провожу работу с родителями на данную тему, ведь значительная роль в развитии и воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника принадлежит семье. В семье естественным образом создаются условия для доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно направлять действия и поступки малыша в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости – качеств социально важных и актуальных.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.
Ежемесячно оформляю информационный стенд по проблеме развития эмоциональной сферы детей. С целью изучения результатов своей работы, получения запросов от родителей была создана «Почта доверия».
В тесном контакте работаю с воспитателями групп и другими специалистами, были предложены индивидуальные и групповые консультации, «Круглые столы».
В виде дидактического пособия изготовила и использую разнообразные пиктограммы и игры:
Сделала подборку игр, упражнений, этюдов, сказок, историй, метафор, стихотворений по каждой группе эмоций. Создала подборку игр направленных на развитие эмоционально волевой сферы, которые способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению чувства страха, формированию выдержки, развитию уверенного и позитивного самовосприятия.
Так же сделала подборку этических сказок, которые активно использую в своей работе, так же их можно читать дома.
Вся проводимая работа теме: «Эмоциональное развитие детей 4-6 лет» дала следующие результаты:
- у детей расширился диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, переживания стали более интенсивными и глубокими;
- уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащённость языка перешли на более высокий уровень;
- проявление собственного эмоционального состояния в коммуникативной сфере стало более адекватным;
- ребята стали чувствовать себя уверенней в дифференциации и обобщении признаков при идентификации чувства;
- дошкольники стали относится к сверстникам и окружающим более дружелюбно, адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого, пытаться отождествить себя с ситуацией товарища;
- взаимодействие и повышение заинтересованности всех участников образовательного процесса.
Практическая значимость своей работы вижу в следующем:
- В разработке структуры по социально-эмоциональному развитию в соответствии с требованиями ФГТ;
- В создании методического обеспечения по данной проблеме (методические рекомендации для педагогов и родителей, разработка различных форм работы с детьми, взаимодействие всех участников образовательного процесса).
В своей работе столкнулась со следующими трудностями:
• Поверхностная заинтересованность родителей в эмоциональном состоянием своих детей («сложный» район- неблагополучные семьи, переселенцы с ПГТ)
• Большая наполняемость групп детского сада не возможность охвата всех детей, что затрудняет осуществление индивидуального подхода к отдельно взятому ребёнку.
Проработав по данному направлению, я убедилась, что мои усилия не пропали даром. И я чувствую себя счастливой, когда дети рассказывают о том, что они читали вместе с родителями, как вместе провели выходные, праздники, как смогли защитить во дворе малыша, пропустить пройти вперед девочку, что они могут сделать замечания друг другу о неправильном поступке.
В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме, буду искать новые формы работы с родителями, педагогами, а так же разработать систему работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ, а так же в качестве профилактической методики с детьми общеразвивающих групп, с использованием методов арт-терапии.